Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

31 05 2014Пятница

Усмирение «кита» - дело трудоемкое

День начался тревожно. Около восьми часов утра дежурная смена ЦППН-4 ОАО «Томскнефть» ВНК обнаружила падение давления на входе в узел учета нефти напорного нефтепровода Крапивинское – Пионерный. Обычно это означает одно: произошла разгерметизация трубы или, проще говоря, разрыв. Чтобы обнаружить место аварии, в воздух был поднят вертолет, который, пролетев над трассой нефтепровода, обнаружил выход нефти. По приблизительным оценкам, пятно уже расползлось примерно на 500 квадратных метров. И что самое неприятное – около 250 кубометров «черного золота» стекли в реку Васюган. 


акова была легенда плановых учений цеха по текущему ремонту и обслуживанию трубопроводов и ликвидации последствий аварий № 2 ОАО «Томск-нефть» ВНК. К месту проведения учений на берег Васюгана стремительно выдвинулся целый караван: около двух десятков различных машин - специализированной техники, включая болотоход «Витязь», катер-нефтесборщик «Ламор», пожарную машину с пенообразователем и, на всякий случай, «скорую помощь». Работа закипела на разных участках. Чуть поодаль от места разрыва нефтепровода был развернут оперативный штаб и надута палатка, где открылась импровизированная столовая. Ведь было понятно, что за пять минут такую масштабную аварию не ликвидировать, а без горячей пищи оставлять ликвидаторов тоже негоже. Экскаватор, вырыв котлован на месте порыва и переместившись ближе к берегу, начал сооружать вал, преграждающий доступ нефти к реке. А на самой реке аварийщики с двух катеров стали разворачивать боновые заграждения, чтобы ограничить распространение пятна вниз по течению.

- Знаете загадку о том, бывают ли у нас в тайге киты? – спрашивает у журналистов заместитель главного инженера ОАО «Томск-нефть» ВНК, руководитель оперативного штаба учений Егор Борщ. – Раз есть хорошие фонтаны, значит, бывают. На месте ликвидации такого фонтана мы и присутствуем. В первую очередь начали выставлять боновые заграждения, потому что самое главное - остановить распространение нефти по реке. Если на суше мы ее можем собрать довольно просто, то с реки - сложнее всего. Поэтому были установлены три рубежа боновых заграждений, и сейчас запустили технику по сбору с водной поверхности нефтесодержащей жидкости. На месте порыва сейчас устанавливаем крепи. Во-первых, чтобы к месту порыва вода не поступала из грунта и, во-вторых, чтобы предотвратить растекание нефти в грунт. Если в котловане будет вода, тогда подойдет «ваккумник» - спецмашина с круглой цистерной – и начнет откачку. А после установки крепей начнется локализация аварии. Труборезами будет вырезан поврежденный участок трубы, а на его место вварят катушку. 

За всеми штатными процедурами разгрузки с помощью крана и сооружения крепи в котловане внимательно наблюдает пожарный расчет в экзотических огнеупорных костюмах, похожих на скафандры из фантастического фильма. Нефть и газ всегда рядом, и если что-то из них воспламенится – мало не покажется. Поэтому и тушить такое возгорание будут не водой, хоть и Васюган рядом, а специальной пеной. Усмирение «кита» - дело трудоемкое, причем для целого ряда аварийщиков, работающих в единой цепи скоординированных действий. 

На берегу реки наступило временное затишье. На всех рубежах сотрудники ЦТОРТ и ЛПА-2 доказали, что умеют оперативно разворачивать и работать с нефтесборным оборудованием. 

- Сейчас мы находимся на первом рубеже, - поясняет заместитель начальника управления эксплуатации трубопроводов и ЛАП ОАО «Томскнефть» ВНК Александр Крылов. - Боновые заграждения установлены каскадом, то есть не перекрывают все русло реки -практически перекрыта одна треть. Это сделано с учетом того, что вся нефть, которая попала с места отказа, собирается в этом углу. Здесь развернуто американское нефтесборное оборудование «Эластик» - силовой блок, поплавок, рукава. Также установлена мобильная быстросборная емкость. Нефть мы имитировали сорбентом. Специалисты на данном рубеже отработали: «Эластик» запустили, и условная нефть в емкость пошла. На данном рубеже работа выполнена. Таких рубежей устанавливается на водном объекте от трех и более. Ниже по течению установлены еще два рубежа с набором нефтесборного оборудования финской компании «Ламор». У него производительность чуть пониже, чем у американского, но также уже показана действенность. Собранная с поверхности воды жидкость из емкостей откачивается специальной машиной (наподобие, как в коммунальном хозяйстве ассенизационная машина, только для нефтепродуктов), отвозится на пункт приема нефтескважинной жидкости и возвращается в производство.  

Между тем к месту порыва уже спустилась труборезная бригада, чтобы подготовить плацдарм сварщикам. Три труборезчика работают слаженно, и создается впечатление, что они находятся в симбиозе со своей техникой. Умная машинка, как паук, прицепилась к трубе и медленно движется вперед, но оставляет за собой не нить паутины, а ровные края разреза. Кстати, вскрываемая труба не имитация, не «обманка», а реальный дублер. Буквально в нескольких метрах от нее продолжает качать «черное золото» действующий напорный нефтепровод. Дюкер, сооружаемый при переходе водных преград, предусматривает именно такое дополнительное дублирование. 

 Слава Богу, что такие масштабные аварии, какую придумали организаторы учений, вещь все же редкая в практике ЦТОРТ и ЛПА-2. Цех обслуживает почти две тысячи километров самых разных трубопроводов Васюганской группы месторождений ОАО «Томскнефть» ВНК. Начиная от нефтесборных и заканчивая единственным для предприятия магистральным – от ЦППН-4 до НПС «Раскино». 

По словам заместителя начальника цеха Виктора Андреева, основной причиной отказов трубопроводов является коррозия. Сказывается гиблый характер всем известного Васюганского болота. Поэтому и используются в настоящее время в основном металлические трубы с тройной внешней полимерной изоляцией. В этом году на промыслах Васюганья сотрудниками цеха отремонтировано более четырех с половиной километров трубопроводов. Ежедневно цех выдвигает на плановые работы шесть сварочных экипажей. Помогают с заменой отживших свое труб и подрядчики – ими нынче уже заменено 17 километров.   

- Вы видели на учениях болотоход «Витязь», - с гордостью напоминает Виктор Андреев. - До этого были у нас канадские формосты, но российский «Витязь», мы считаем, лучше и легче. Это военная разработка, мне доводилось видеть ролик завода из Татарстана, который производит эту технику. На ребре стоит дорожная плита. Он доходит до нее, отжимается на первой тележке, доходит до верху и, как гусеница, аккуратно переваливается через нее. Военные испытатели, понятно, не наши механизаторы, но тем не менее техника очень хорошая. Все знают, что такое Васюганские болота, какой это непроходимый край. 

Сергей МАКИЕНКО.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б