Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

21 01 2014Красное знамя

Физика – такая живая!

Казалось бы, между крупнейшей в мире лабораторией физики высоких энергий, CERN, что находится вблизи Женевы, в Швейцарии, и томским лицеем – расстояния и расстояния. Но если мечтать и действовать, то все достижимо, считает учитель физики Сибирского лицея Надежда Филатова.

Мир экспериментальной физики давно стал для нее любимым, и побывать во всемирно известных центрах, где творится, можно сказать, история и реальность нашего общества, так зависящего от технических разработок, она хотела давно. Хотела и – побывала. В 2010 году в Долгопрудном, в МФТИ, в Москве, в Курчатовском институте, в 2011 году в Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований, а в 2013 году – в ЦЕРНе, в Швейцарии.
Впрочем, пятнадцать лет назад Надежда даже не предполагала, что так увлечется физикой. «В школе мои планы не раз менялись, - говорит учитель, - знала только, что выберу профессию, связанную с точными науками. Математика у меня всегда хорошо шла, а вот заинтересоваться физикой в школе, наверное, обстоятельства мешали: учителя по этому предмету часто менялись». В итоге Надежда поступила в ТГПУ на физико-математический факультет: «Сначала сдавали экзамены дома, в Анжеро-Судженске, в филиале ТГПУ, потом все-таки решили с подругой ехать в Томск».
- Нормальные метания, думаю, - улыбается учительница. – Сейчас я классный руководитель в 11-м классе информационно-технического профиля, вижу, что далеко не все одиннадцатиклассники определились с выбором вуза и специальности. Хочется ребятам помочь, поэтому мы часто разговариваем на эту тему, организуем экскурсии в томские университеты. Таких, кто уверен в выборе «на все сто», немного, и это еще учтите, что в наш лицей большинство поступает целенаправленно, чтобы получить более глубокую подготовку по естественнонаучным дисциплинам - биологии, химии, физике.
Зато теперь, спустя 15 лет после выбора направления, Надежда знает: если нравится дело, которому служишь, то многое будет получаться «само собой». Оптимизм и энтузиазм молодого учителя уже не раз были оценены по достоинству. В 2007 году Надежда защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук, тема которой связана с методикой преподавания физики. В 2011 году стала победителем конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование», в этом же году лидировала в конкурсе областной администрации для учителей, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2012 году снова победы: лауреат премии ТГУ за высокие достижения в воспитании учащихся общеобразовательных учреждений и премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры.
2013-й также не стал исключением. Во-первых, Надежда Филатова вышла в финалисты муниципального этапа конкурса «Учитель года». Во-вторых, в ноябре на IV съезде работников образования Сибири, который прошел в Иркутске, за разработку и применение учебно-воспитательных программ, направленных на формирование личности гражданина, Надежде вручили награду, учрежденную Сибирским межрегиональным отделением Национального фонда «Общественное признание», – золотой знак «Достояние Сибири» за № 322. Так что томичка стала 322-м кавалером этого почетного знака.
- Конечно, общественное признание твоих успехов - это очень приятно, - говорит Надежда, - но я ценю и другую возможность, которую дают такие победы. Это участие в интересных мероприятиях – всероссийских и международных научных школах, семинарах, форумах. Как поездка в Дубну или в Женеву, в ЦЕРН. Это возможность попасть в совершенно иной мир, прослушать лекции знаменитых ученых и педагогов! В ЦЕРНе, на Большом адронном коллайдере все было так необычно, фантастически: современные установки, спуск на сто метров под землю. Глубина человеческой мысли, воплощенная в конкретной технике, просто поражает. Я поняла, что ядерная физика все больше привлекает меня. Когда вернулась в Томск, ученики вопросами засыпали, мы даже «круглый стол» на эту тему провели, чтобы удовлетворить любопытство всех желающих, тем более что в ЦЕРНе нас снабдили информационными фото- и видеоматериалами о работе коллайдера, о процессах, которые там происходят. Раньше я мечтала сама побывать в ЦЕРНе, теперь хочется учеников туда свозить…
- Но ведь школьная физика – это, прежде всего, базовые знания, азы предмета, - пытаюсь спустить Надежду «на землю». А она не хочет «приземляться». Говорит: «Невозможно заинтересовать ребят, преподавая только теорию, в отрыве от практики. Физика ведь такая живая! Она ежедневно вокруг нас, все эти технологии, разработки, которые мы видим каждый день в быту. Дети должны знать не отголоски новостей, а быть активными участниками этих событий! И это можно сделать даже в школьных условиях: например, мы сейчас с девятиклассником делаем камеру Вильсона для регистрации элементарных частиц, подсмотрела идею, когда в ЦЕРНе была». 
Перелистывая почти пятикилограммовую папку-портфолио с дипломами, благодарственными письмами и сертификатами, Надежда отмечает:
- Здесь только одна треть – мои личные награды, остальные две трети - благодарности за подготовку учеников и сертификаты о нашем участии в различных конференциях и конкурсах. И это только за последние три года. Я очень благодарна директору лицея З. Поликарповой, которая всегда поддерживает идеи и предложения, выделяет средства на поездки. В лицее хорошая лабораторно-техническая база, многие темы учебника мы проходим в том числе и на практических занятиях. Я вообще экспериментальную физику люблю больше теоретической. Одно дело – прочитать в учебнике, посмотреть фильм, и совсем другое – самому получить результат. Это же фактически встреча с волшебством, многие опыты по разным разделам физики очень зрелищны. Практические занятия мы не только в лицее проводим, но и на базе томских университетов – ТПУ, ТГУ, ТУСУРа. С ТУСУРом у лицея официальный договор о сотрудничестве, старшеклассники входят наряду со студентами в проектные группы, выполняют конкретные научно-исследовательские задания. Когда обучение идет в такой созидательной атмосфере, тогда из школьников вырастают специалисты-творцы.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
cvbvzhdidet
gbMPiH <a href=\"http://cibopuuahkqo.com/\">cibopuuahkqo</a>, [url=http://ifptonsgspbx.com/]ifptonsgspbx[/url], [link=http://dwtaekvypuqu.com/]dwtaekvypuqu[/link], http://srgvcevdimri.com/
wwvuvsp
2HlqsM <a href=\"http://smhytskzqqld.com/\">smhytskzqqld</a>, [url=http://mofmssxozfrh.com/]mofmssxozfrh[/url], [link=http://mxanoegyroad.com/]mxanoegyroad[/link], http://mugmqndrhddn.com/
wiitvzxoikn
RlMTPz <a href=\"http://bheupznnaaqp.com/\">bheupznnaaqp</a>, [url=http://fnkpwnqqmqnp.com/]fnkpwnqqmqnp[/url], [link=http://tmqztmoruihu.com/]tmqztmoruihu[/link], http://hqftdcqsetuk.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б