Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 01 2014Выходной

Формула искусства

Таблица Менделеева водружена на мольберт. Здесь ее законное место. Ибо она -  смысловой центр  выставки «Искусство и химия». Идея соединить два разных способа познания мира в одном проекте родилась в Омском музее изобразительных искусств, но в Томске нашла свое особое воплощение. Формулу искусства здесь вывели с помощью произведений, хранящих

С некоторыми картинами зрители встречались на других выставках, а с некоторыми познакомились впервые. В экспозиции много настоящих «жемчужин» из коллекции музея, например, живописные произведения таких известных художников, как А. Рубцов, Н. Рыбаков, А. Поздеев, Ю. Худоногов, П. Гавриленко, Э. Алимирзоев, офорты и гравюрные доски Е. Кругликовой, Л. Ортеги, Г. Верейского, А. Евтихиева. Впрочем, на этой выставке интересны не сами по себе работы, а то, как они поданы. Рядом с иконами стоят склянки и пробирки, рядом с графикой – баночки с гуашью, акварелью, сангиной, рядом с живописными полотнами лежат тюбики с масляной краской, около фотографий – реактивы для проявления и закрепления и книга по искусству ретуши, вышедшая в Нью-Йорке в 1875 году.  И все, что рядом с картинами, олицетворяет химию. Это и материалы, которыми работает художник, и химические реактивы, необходимые для реставрации.
- Пока готовили выставку, сделали для себя массу открытий, - призналась Вера Зырянова, куратор проекта. - Оказывается, рецепт изготовления жести был не меньшей тайной, чем изготовление фарфора. Триста лет великие мастера хранили секрет этого материала, и его точно так же воровали, как секреты изготовления шелка и фарфора. И подобных фактов немало. Вот, например, когда-то масляная краска использовалась только для покраски знамен, считалась плохой, некачественной, и только Ван Дейк  усовершенствовал ее и сделал такой красивой, роскошной, сияющей.
По мнению Веры Зыряновой, эта  выставка приглашает не только на «кухню» художника, но и на его «огород». Зритель может увидеть, с  каких «грядок» он срывает нужные ему материалы. «Кухня», по свидетельству Николая Коробейникова, Рафаэля Асланяна, Ярославы Беспаловой, у каждого художника своя. Для Коробейникова она напоминает лабораторию алхимика, а сам живописец похож на Бабу Ягу, которая варит какое-то зелье.
- Иногда на подбор красок, из чего потом напишется произведение, уходит больше времени, чем создание самой работы, - признался он.-  Если работаю над интерьером помещения, то думаю, как долго будут служить тот или иной материал и краска, как будут между собой взаимодействовать мебель и цвет стен, какие изменения произойдут через десять лет с колером. Поэтому каждый раз изобретаешь технику и технологию. Или вот когда художник сам создает авторскую литую бумагу, с которой можно работать, как с глиной, создавая объемные композиции. Это уже не химия, а алхимия. 
Что касается зрителя, то обычно он не думает ни о химии, ни об алхимии, а «читает» послание художника, зашифрованное в образах, линиях и красках, ощущает настроение, энергетику, которые исходят от картины.  И не задумывается о том, из чего состоит то, что рождает образы и настроения.  И совсем далек от мысли, что художники жертвуют здоровьем ради искусства. Те же граверы всегда имеют дело с кислотами, пары которых вредны, многие из-за технологического процесса теряют зубы, но продолжают создавать офорты.
- Если для зрителя смотреть на полотно безвредно, а художник не задумывается о вреде здоровью, то реставратор вынужден думать об этом постоянно, потому что в своей работе использует сильные химические соединения, - говорит Евгения Гончаренко, главный реставратор музея. -  Разные операции требуют и разных материалов. Если речь идет о консервации полотна, то есть об укреплении грунта, то используются клеи. Они бывают природного происхождения, а бывают синтетического. На Западе синтетические стали использовать давно, а в русской школе реставрации придерживались естественных, больше доверяли природной основе. Но наука идет вперед, и в последнее время у нас чаще стали применять синтетические клеи. А если речь идет об удалении или утоньшении покрытий, то тогда используют разные по своему составу коктейли из растворителей. Диметилформамид - очень сильный растворитель, ужасно вредная штука. Его вводят в минимальных дозах в различные составы, чтобы повысить их растворяющую способность. Чаще используют в реставрации темперной живописи, потому что на иконах встречаются многослойные старинные покрытия, потемневшие, трудно удаляемые. Поэтому мы работаем в респираторах, перчатках, при включенной  вытяжке.
Нужно ли знать химию реставраторам? На этот вопрос сотрудники реставрационного отдела музея ответили, что им и  школьной программы достаточно. Важно знать, как проходят реакции. Допустим, требуется определить состав грунта: он может быть меловой либо гипсовый.  Капля соляной кислоты помогает определить: если шипит, то мел, не шипит - гипс. Но бывают и смешанные грунты. Реставратор вполне осознанно рискует своим здоровьем. Ведь он берется за работу, когда произведение погибает. Если его не трогать, то оно умрет естественным путем. И тут возникает не технологический, а нравственный вопрос: дать умереть или реанимировать? По словам Гончаренко, уважающий себя реставратор должен ориентироваться в этой «кухне». В Москве есть НИИ реставрации, где есть химическая лаборатория, там разрабатываются отечественные растворяющие вещества, изучаются свойства зарубежных аналогов. Опробованные вещества затем предлагают практикам-реставраторам.
- Думаю, со временем разработают какие-нибудь нанотехнологии, чтобы вообще не нужно было касаться  химических реактивов, - мечтает Евгения.
 - Скажу вам откровенно: химию в школе знал плохо, не любил этот предмет, а краски любил, рисовал и акварелью, и гуашью, потом масляными красками, - признался Рафаэль Асланян. - Сейчас использую разные лаки в своей работе. Но на этой выставке думаю не о том, из чего или как. Просто смотрю на эти замечательные полотна, листы и радуюсь. Здесь есть картины, ради которых можно приходить на выставку каждый день.
Зрители на этой выставке  самостоятельно составляют формулу искусства. Каждый желающий может надеть на себя табличку с изображением любого элемента из таблицы Менделеева и в сочетании с другими посетителями образовать химико-художественное соединение.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б