Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

09 12 2013Выходной

ДПО: ВАШИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Образовательное сообщество активно обсуждает новации Федерального закона «Об образовании в РФ», вступившего в силу с 1 сентября этого года.
О новшествах, происходящих, в частности, в системе дополнительного профессионального образования (ДПО), мы беседуем с Анной КУДИНОВОЙ, учредителем Томского заочного финансово-юридического института,  аудитором, кандидатом экономических наук. Как подчеркивает наша собеседница, общественно-профессиональная аккредитация ляжет в основу оценки качества программ дополнительного профессионального образования. Но государство, уступая место независимой оценке, тем не менее не

-Анна Станиславовна, Томский заочный финансово-юридический институт имеет факультет дополнительного профессионального образования и свою аудиторскую фирму. Новый закон принес вам какие-то сложности или проблемы?
- Закон был необходим, в нем наконец-то структурированы все понятия и  сформулированы требования современного российского образования. Отчасти изменена терминология, например, если раньше использовался термин «образовательное учреждение»,  то теперь говорят «образовательная организация». Образовательные организации должны внести изменения в свои наименования и, соответственно, переоформить лицензии.
- Вы вернулись недавно из Москвы, где принимали участие в семинаре по  дополнительному образованию, что изменилось в этой части?
- Действительно, в Москве проходил семинар с руководителем Рособрнадзора и руководителем департамента Министерства образования по дополнительному профессиональному образованию, где речь шла об изменениях в этой сфере. Согласно новому закону, образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Наиболее серьезные перемены произошли в дополнительном профессиональном образовании (ДПО).
- Что относится к дополнительному образованию?
- Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ДПО). В лицензиях образовательных организаций теперь будут указаны только эти подвиды, без конкретных наименований образовательных программ. И если дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, на организацию их свободного времени - например, курсы вязания или пения, то ДПО предполагает именно профессиональное развитие и совершенствование. К получению ДПО допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;  лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
- Что изменилось для учебных заведений?
- Больше возможностей появилось у образовательных организаций. Они  самостоятельно разрабатывают образовательные программы по ДПО, формы документов, выдаваемых по окончании обучения, систему внутреннего мониторинга качества.
Согласно новому закону об образовании, теперь нет государственной аккредитации образовательных программ ДПО. Порядок итоговой аттестации специалистов по окончании образовательная организация утверждает сама, своим локальным актом (положением), сама определяет состав аттестационной комиссии и утверждает председателей.
- Каковы сроки освоения программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации и профессиональной переподготовки?
- Нормативными документами установлен минимально допустимый объем для программ повышения квалификации - 16 часов. А срок освоения программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
- Что все это означает для человека?
- Специалисту, желающему пройти повышение квалификации или переподготовку,  по окончании выдадут не документ государственного образца - раньше было удостоверение или свидетельство о повышении квалификации или диплом о переподготовке, а документ установленного образца - удостоверение или диплом. Переподготовку с правом ведения нового вида профессиональной деятельности теперь можно пройти за 250 часов, а раньше на это отводилось не менее 500 часов. Конечно, перед тем как заключать договор на обучение в образовательной организации, необходимо внимательно ознакомиться с образовательной программой ДПО: учебным планом, документацией.
- Чем при этом руководствоваться?
- Вышел Приказ № 499  Мин-обрнауки России от 1 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».    
Приказом Минобрнауки России утверждена новая примерная форма договора на обучение по дополнительным образовательным программам. Вопросов по ДПО настолько много, что Минобрнауки России выпустило письмо с разъяснениями от 9.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании».
- В законе об образовании появилось новое понятие «компетенция». Каково его содержание?
- Через понятие «компетенция» закон определяет результаты обучения, а также подразумевает описание с помощью компетенций квалификаций. Система высшего образования уже имеет опыт разработки и реализации образовательных программ на основе компетентностного подхода, и теперь закон распространяет эту практику и на дополнительное профессиональное образование.
-Каким образом дополнительные образовательные программы должны ориентироваться на компетентностный подход?
- Согласно закону, образовательная программа повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. В программах должен быть указан планируемый результат, который формулируется в компетентностной форме.
- Профессиональные стандарты станут основой для разработки образовательных программ по ДПО? Какие утверждены стандарты?
- Поручение об утверждении не менее 800 профессиональных стандартов дано в Указе № 597 президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Распоряжением правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы.
- Какие стандарты будут для работников образования?
- Минобрнауки России утвержден График разработки профессиональных стандартов на 2013-2014 годы (от 9 июля 2013 г.  №ДЛ-14/06), включающий семь профессиональных стандартов в сфере образования и науки: педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании); (воспитатель, учитель); специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся); преподаватель (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании); специалист в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся); руководитель образовательной организации (управление в сфере образования); руководитель научной организации (управление научными исследованиями); научный работник (научная и научно-исследовательская деятельность).
- Новый  закон об образовании дает определение качества образования  через соответствие федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), но  закон не предполагает ФГОС  в сфере дополнительного профессионального образования. Каким образом в ДПО будет определяться качество образования?
- В соответствии с вышеуказанным Порядком  оценка качества дополнительного профессионального образования проводится в отношении:
- соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения;
- соответствия процедуры (процесса) организации и осуществления дополнительной профессиональной программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ;
- способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в следующих формах: внутренний мониторинг качества образования и внешняя независимая оценка качества образования. Организация самостоятельно устанавливает виды и формы внутренней оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов. Требования к внутренней оценке качества дополнительных профессиональных программ и результатов их реализации утверждается в порядке, преду-смотренном образовательной организацией. Организации на добровольной основе могут применять процедуры независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций.
- Отводится какая-то роль общественно-государственным советам в оценке качества работы образовательной организации?
- В Постановлении № 286 правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» создана правовая основа для организации общественно-государственных советов, которые будут иметь полномочия для создания аккредитационных агентств по различным направлениям. Определен порядок формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, осуществляемой с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, средств массовой информации, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов в целях повышения качества работы этих организаций.
Татьяна ЯГУЖИНСКАЯ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
rarmqryqwja
qWeuoG <a href=\"http://zjibmwuefwlo.com/\">zjibmwuefwlo</a>, [url=http://wgvvyslzlfnv.com/]wgvvyslzlfnv[/url], [link=http://anyiuxwhbdea.com/]anyiuxwhbdea[/link], http://rkkipkzdaqnc.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б