Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

30 11 2013Выходной

В поисках традиции

На ее фамилию трудно не обратить внимания. Липовка, да еще из Подгорного, где гора Кулайка стоит, где родилась таежная кулайская цивилизация. Вот и я не могла пройти мимо картин Светланы. Художница молодая, а сюжеты берет традиционные - жатву, сенокос. И работает в традиционной реалистической манере, без вычурностей. Широкий, пастозный мазок, охра, все оттенки желтого и контрапунктом голубой - и вот уже жаркий августовский полдень сочится с ее живописного полотна. Так память и зафиксировала: Липовка - жаркий полдень.
Шло время. Однажды на одном из фольклорных праздников увидела молодую женщину в народном сарафане, которая учила детей и взрослых мастерить кукол из лоскутков. В красном платке и красных бусах была снова она, Светлана Липовка.

Зачем зола и банный лист
Теми куклами, которых мы делали с ней на мастер-классе года три назад, художница уже не занимается. После семинара у Майи Сысоевой, народного художника России, поняла, что за истоками и за истинно народной традицией надо не к Интернету обращаться, а к носителям русской культуры, нужно ходить по бабушкам, искать эту самую традицию.

-  К людям пристаю: есть ли у них старая бабушка, тетя, соседка? «Есть, но она не шьет кукол», - отвечают мне. Но я исхожу из того, что каждая бабушка была  девочкой, и в детстве они играли в куклы. Многие говорят: нам некогда было играть – в колхозе за «палочки»  (трудодни) работали. Но потом оказывается, все равно играли. Пустой беседы ни одной не было! Как уговариваю? Обещаю помогать. А когда шьем, я спрашиваю постоянно, так ли делаем? А куклы из Интернета… «Славутница», «На счастье», якобы найденные на раскопах в Ржеве… Ну пусть, они тоже должны быть. Я ведь через них прошла тоже.
 Однако не все бабушки соглашаются шить кукол. Не все понимают, зачем это надо. Традиционных тряпичных кукол  в ХХ веке вытеснили резиновые и пластмассовые. Потому что была установка: выпускать ширпотреб, а все народное считалось пережитками прошлого. Светлана сегодня жалеет, что поздно обратилась к истокам, поздно занялась народным промыслом - изготовлением экспедиционных кукол. Уходят те, кто знал и помнил, умел и мог показать. Самая старая женщина, которую удалось Светлане разыскать, 1916 года рождения, самая молодая родилась в 1956-м,  но она заинтересовала Липовку тем, что корни у нее польские и уроки мастерства она брала у бабушки.
- В одних деревнях в голову кукле кладут золу, в других - березовый лист. Когда я Майе Сысоевой на семинаре рассказала об этом способе, она восхитилась, для нее информация о березовом листе оказалась интересной, ведь она уводит в дохристианскую традицию. Кто-то куклу делает на палочке, а кто-то по-особому платок ей заворачивает. У каждой свой секрет. Но бабушки не хранят их под замком.
Однако не всем и рассказывают. Только тем, кто интересуется. Светлана Липовка из тех, кого не пустой интерес заставляет ездить в экспедиции по томским деревням, приставать к старожилам с расспросами. Через архаику, через этнографию пытается художница почувствовать и передать токи времени. Осознание пришло недавно, когда стала участницей арт-проекта «Васильев вечер». Тут и началось погружение в традицию - через песню, обряды, календарные праздники, кулинарию.
Коллекция экспедиционных кукол Светланы Липовки начала собираться в 2011 году. В этом году на этнофоруме на выставке «Невестино приданое», которую сама Света и организовывала, выставила все собрание - 27 кукол. «Раньше замуж отдавали рано, в 13-14 лет. И девочка могла с собой кукол брать. «Большак» в доме мужа доглядывал, чтобы над ней не смеялись, когда она играла в куклы», - так рассказывала Светлана посетителям выставки в музее истории Томска. Расспрашивали ее и о куклах. О каждой могла историю рассказать:
 - Отчего куклы появились? От желания сделать что-то свое. А куклу в костюм надо одевать. Вот и начинаешь копаться в истории костюма, искать. Когда в экспедиции бываешь и шьешь с бабушкой куклу, то испытываешь удивительные ощущения: что ты что-то важное делаешь. Через тебя традиция, живая связь времен идет. Вот в  Богословке Зырянского района впервые сшили парочку - парня и девку. Это редкость и удача. Обычно бабушки говорят, что делают только девочек. Спрашиваю бабушку: «Как называли кукол-то?» Она отвечает: «Ето скажешь: «Матрешка», а на ентого скажешь: «Евлан», а ето их доченька». А как она лоскутки перебирала! «Ето пойдет на платок, а ето нет, не пойдет». Смотрю, учусь… Опыт бесценный. И знания, какие ни один Интернет не даст.
К слову сказать, Богословка знаменита тем, что еще в 60-е годы знаменитый собиратель фольклора Анатолий Михайлович Мехнецов записал здесь восемь песен.
- На целый концерт хватит. Решили его делать. И вдруг во время подготовки к концерту узнаю от мамы, что корни маминого рода – из Богословки! Кстати, Мехнецов был и в Чаинском районе, в деревне Ярмиловка - этот факт узнали из карты экспедиций, которая помещена в его сборнике.
Родом из детства
Традиционная кукла  вызвала у Светланы желание узнать историю своего рода.
- Желание-то есть, а возможности нет. Где я была десять лет назад, когда бабушка была жива? Остались фотографии, и видно, что она не из бедной семьи. На одной бабушка стоит с куклой, а ее брат с лошадкой. Ничего не спрашивала… Жалею. Но и бабушка не рассказывала, не принято было.
К счастью, знает, откуда Липовки в Сибири появились.
- Липовки - столыпинские переселенцы: из Белоруссии приехали несколько братьев, расселились по тайге да по берегам Оби. Теперь в Кривошеинском, Бакчарском, Чаинском районах встречаю Липовок. Знаю, что предки шли на свободные земли своим ходом, но подробностей биографий, увы, не восстановить теперь.
Дед ее, Иван Дмитриевич, был мастер на все руки: корзины плел, туеса гнул, корнепластикой занимался, мог шапку сшить. Когда-то Томское государственное телевидение снимало фильм об Иване Дмитриевиче Липовке. Но сейчас Света не может найти этот сюжет.
- Когда в лес ходили, дед разные коряги выискивал. Показывал: «Смотри, Светуля, из этого человек может выйти». Делал балерин, танцоров, футболистов. Сейчас я понимаю: то, что он мастерил, это и есть традиция. Туеса, скобленый орнамент... Ничего не осталось. Он все свои изделия постоянно дарил. Наверное, талант мне от деда достался. По наследству. Если дано тебе, то никуда от этого не денешься. Вот думаешь порой: буду, как все. А внутри все клокочет и бурлит, и это надо, и этого хочется. Поэтому стоят холсты в коридоре, и тряпки лежат для будущих кукол. Родители и дети уже привыкли к моему творческому порядку.
Сюжеты ходят рядом
Куклы, живопись - все это, по словам Светланы, для самовыражения, а не для коммерции.
 - У меня нет цели - продавать. И мне кажется, как только я начну это делать, так уйдет что-то важное из моих работ, и удовлетворения не получишь. Хотя если музей сделает заказ, то я поработаю. Но на поток ставить не хочу.
Живопись Светланы реалистична и тоже развивается в сторону традиции. Для нее пример - ее земляк Яков Панов. «Живопись Панова легка, свободна, широка, в ней чувствуется дух нашего места». Созвучны ее душе работы Коровина, Архипова, Малявина, Фешина. «Я не перестаю удивляться их мазку. И Серов для меня образец. Классики, столпы русской живописи. Я на них смотрю, восхищаюсь. И тоже хочу писать людей в таких же костюмах. Но не хочется ощущать себя просто ремесленником».
Сюжеты живописных полотен рождаются по-разному, иногда вынашиваются долго, иногда возникают внезапно.
- Могу идти по городу, увидеть бабушку какую-то и сразу загореться идеей. Во-первых, можно такую куклу сделать. Во-вторых, костюм. В-третьих, написать портрет. Иногда жалею, что нет с собой фотоаппарата. Тогда смотрю и «фотографирую». Запоминается, какой-нибудь яркий платок. Даже когда на пленэре рисую домик, пытаюсь представить, какие песни в нем звучали, какие разговоры разговаривали, как они в огород выходили. Или идешь по Томску мимо какого-нибудь резного домика и воображаешь, какие наряды носили жители этого теремка в начале ХХ века. Вот,  допустим, в районе нашего Мухиного бугра. Или вдруг «видишь», как по улице идет купец. Почему привлекают внимание старые лица? В них судьба читается, мудрость.
Свои лучшие живописные полотна написала на пленэре. «Мне нравится, чтобы воздух, солнце и никого вокруг…» А вот кукол может делать на краешке стола, пока варится суп. Недавно арт-проект «Васильев вечер» получил помещение на пр. Ленина, 8. Там Светлана Липовка и дает уроки народного ремесла.
- Мне хотелось бы больше писать. Как мне кажется, получается неплохо. Но еще есть куда двигаться, к чему стремиться. Это касается и кукол, и живописи.
 Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
mregejjmr
zODuDG <a href=\"http://aahzxjjofori.com/\">aahzxjjofori</a>, [url=http://otvjvxwaxqey.com/]otvjvxwaxqey[/url], [link=http://vuwqyxlwgiih.com/]vuwqyxlwgiih[/link], http://jrabuoehcsai.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б