Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 08 2013Выходной

О Марке Розовском, и не только

 

Вот что гласит история. В 1958 году в Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ)  в Москве на площадке объединения «Первый шаг» состоялась знаковая  встреча трех талантливых людей: медика Альберта Аксельрода, инженера-строителя Ильи Рутберга и журналиста Марка Розовского. Этот исторический момент является началом возникновения эстрадной студии МГУ «Наш дом», по мнению многих, оставившей  след в театральной жизни Москвы. 


 

 

В МГУ по тем временам были и другие яркие коллективы. Оркестр легкой музыки под управлением Анатолия Кремера с начинающей Аллой  Иошпе и студенческий драматический театр, в котором отметились будущие народные артистки Алла Демидова и Ия Савина, а в качестве начинающих режиссеров - Марк Захаров и Ролан Быков. Оттепель и Шестой Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве были отправной точкой потрясающих самодеятельных инициатив граждан по всей стране. Наш театр МИП (миниатюры и песни) не исключение. И кто его знает, как бы сложилась судьба его не менее одаренных участников не в Томске, а в Москве.  

До сих пор мои самые яркие эмоции зрителя связаны с участием в I Всесоюзном фестивале студенческих эстрадных театров в Москве в феврале 1966 года. Это был пир впечатлений не только для меня. Заметьте, еще не было Таганки. Оттепель катилась под гору. И потому честные, смелые, яркие по форме и содержанию представления участников фестиваля вызывали супераншлаги самого искушенного зрителя в среде элитарной творческой интеллигенции Москвы. У меня сохранилась газета «Московский университет», анонсирующая все коллективы участников фестиваля, а также две программки превосходных спектаклей: «Карьера Артуро Уи» Бертольда Брехта в постановке народного артиста СССР Сергея Юткевича и еще начинающего в режиссуре Марка Захарова, а также авторской пьесы Марка Розовского «Целый вечер как проклятые».

В 1968 году, приехав на выходные из Асина, где я в ту пору служил земским врачом, меня ожидал приятный сюрприз. По приглашению МИПа в Томске «десантировалась» группа наших коллег из эстрадной студии МГУ во главе с Марком Розовским. В ожидании гостей, которые в это время вместе с нашими ребятами были на студии телевидения, я «облазил» весь Дом ученых в поисках места дислокации, пока не увидел шикарно накрытый стол на втором этаже в изостудии. Это был незабываемый вечер  в окружении скульптур и картин, создающих особую ауру нашего общения. Кроме Марка, вспоминаю из присутствующих лишь наиболее  ярких участников «Нашего дома», позже ставших известными актерами театра  и кино в нашей стране. Это Семен Фарада и Александр Филиппенко, Саша Карпов и Владимир Точилин. Мои друзья утверждают, что среди них был и Геннадий Хазанов.  Вполне возможно, но в моей памяти на этот счет полный пробел. 

Это был вечер ярких импровизаций. Мы вместе валяли дурака, пели, шутили и наслаждались атмосферой общения. Вот что по этому поводу вспоминает Александр Филиппенко на вопрос, что для него означает слово «Томск»: «Самые светлые и праздничные ассоциации. В далеком 1966 году (с датой А.Г. Филиппенко ошибся на два года) я был в Томске  со студенческим театром. Здесь тогда работал замечательный театр МИП. Ой, помню, какой был «капустник», какой банкет в старом Доме ученых! И нас потом на проходящий поезд сажали… Это было - да! Но тогда мы были молодые и чушь прекрасную несли». 

Саша Филиппенко тогда был еще с коком, без намеков на залысины и пожалуй, самым юным среди гостей. Уже под утро мы шли пешком по ночному Томску  к вокзалу, провожая москвичей. Я помню, что одна из дам потеряла туфельку, а возбужденный Марк Розовский неустанно повторял, что наши театры, невзирая на обстоятельства,  должны  быть в строю. Уже длительное время тлел «смертельный» конфликт между  Марком и секретарем парткома МГУ Ягодкиным. Уж очень не нравились партийному руководству блистательные сатирические спектакли: «Вечер русской сатиры» по Салтыкову-Щедрину и «Сказание о царе Максе Емельяне» по Семену Кирсанову. До закрытия «Нашего дома» оставалось около года. Мы тепло прощались с коллегами, а бывшего навеселе Владимира Точилина в буквальном смысле вносили в вагон «непроходящего» поезда «Томск-Москва». 

В 1972 году наш город посетили авторы знаменитой 16-й страницы «Литературной газеты» во главе с Виктором Веселовским. Вместе с писателями-сатириками мы за обедом обсуждали минувшие дни в ресторане «Кедр»  А после этого почему-то приехали ко мне домой. Вспоминая повод последующего мероприятия, мой старший брат предположил, что оговаривался просмотр телетрансляции знаменитой серии хоккейных матчей сборных СССР и Канады. С нашей стороны, кроме меня с братом Михаилом, были Марк Гольдшмидт и Владимир Ямпольский. А тройка гостей была в следующем составе: Марк Розовский, Михаил Жванецкий и Лион Измайлов. Нашей мамой вновь был накрыт недурственный стол. Чувствовалось, что  гостям было приятно находиться в домашней обстановке. В непринужденной беседе сыпались шутки с обеих сторон. Жванецкий и Розовский вспоминали перипетии знаменитого финала между командами КВН Баку и Одессы в 1970 году, в котором блистали капитаны команд Юлий Гусман и Валерий Хайт. Но самое интересное заключалось в том, что авторами домашних заданий у этих команд были наши гости. Вечер удался на славу, а при прощании Жванецкий заметил, что было бы хорошо иметь такую квартиру на Дерибасовской, чем привел в полный восторг нашу маму. Позже была еще одна  мимолетная встреча с Марком  в вестибюле станции метро «Проспект Маркса» (ныне «Охотный ряд»).  Он пригласил меня  на моноспектакль, который ставил  для Александра  Филиппенко в театре при Литературном музее. Оба тогда не имели постоянного места работы. А в 2006 году я был участником Эндоскопического симпозиума в Москве и в последний день поехал в театр «У Никитских ворот». Розовский был в командировке, но для него через  администратора я оставил два диска с нашими последними программами: «Диагноз - песня» и «50 лет МИПа».     

Наша последняя встреча с Марком Розовским состоялась в 2007 году. Его командировка в Томск была связана с постановкой спектакля в театре «Версия». В один из дней мы встретились за накрытым столом в сауне Кибернетического центра ТПУ. Я захватил с собой раритетную газету МГУ, посвященную I Всесоюзному фестивалю студенческих эстрадных театров в феврале 1966 года в Москве, чем немало удивил и обрадовал гостя. Мы говорили о сегодняшней жизни и вновь вспоминали наше славное прошлое на студенческих сценах Томска и Москвы. А на книжке авторов «Нашего дома» Марк оставил автограф: «Нам не нужны охранники. Нам нужны хранители. В Томске они есть! Спасибо! Всегда Ваш Марк Розовский».

Борис ЯВОРСКИЙ.

 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
pjcswafzzo
YHNO2g <a href=\"http://utxvvqmkpkai.com/\">utxvvqmkpkai</a>, [url=http://gekhrmosxsnb.com/]gekhrmosxsnb[/url], [link=http://rkcjdyrvfvur.com/]rkcjdyrvfvur[/link], http://qwjsicfxeygm.com/

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б