Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

15 07 2013Пятница

Вписаться в бюджетный процесс

Завершились XXVII летние сельские спортивные игры «Стадион для всех», на которые в с. Мельниково прибыли руководители почти всех муниципальных образований. Впрочем, главы районов и городов собрались не только, чтобы поболеть за свои команды, – официальному открытию игр традиционно предшествовало областное совещание, на котором обсудили актуальные вопросы управления. И первым стал вопрос о передаче полномочий в сфере здравоохранения.


Согласно федеральному законодательству, в течение текущего года должен быть решен вопрос о передаче полномочий с муниципального на областной уровень. Все центральные районные больницы должны стать областными ЛПУ, в связи с чем возникает масса вопросов, начиная с проведения запланированных капитальных ремонтов и заканчивая льготным обеспечением медицинских работников.   

- В этом году принято принципиальное решение, что с января 2014 года полномочия в сфере здравоохранения переходят на уровень субъекта, - констатировал заместитель губернатора по социальным вопросам Чингис Акатаев, обращаясь к главам районов. – По статистике, 76 субъектов федерации данные полномочия уже забрали на уровень краев и областей. Процесс этот непростой. Он не ограничивается тем, что мы просто забрали в фонд области сами здания больниц и решаем кадровое обеспечение. Данные лечебные учреждения будут оставаться на территории муниципальных образований, соответственно, ключевой вопрос – это наше с вами взаимодействие. В январе текущего года распоряжением губернатора создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли не только представители здравоохранения, исполнительной и законодательной власти, но и представители муниципальных образований. Весь спектр задач лежит в трех плоскостях – имущественный комплекс, финансовые вопросы и рассмотрение организационно-правовых вопросов передачи. По каждой из них созданы рабочие группы. О сложности возникающих вопросов говорит, например, то, что у каждого муниципального образования существуют различные выплаты и льготы для медработников. Например, в Томске они составляют в год около 35 миллионов рублей, в Каргасокском районе – около 10 миллионов и так далее в разрезе каждого района. Соответственно, этот вопрос для нас сегодня тоже является ключевым. Я очень надеюсь на конструктивный диалог. 

Кстати, многие соседние регионы – Новосибирская область, Хакасия, Алтайский край – уже передали полномочия и в текущем году работают по-новому. Красноярский край, Томская и Кемеровская области пока остаются в меньшинстве, планируя этот переход на будущий год.  

- Мы ни в коем случае не должны допустить, чтобы в ходе наших преобразований, передачи полномочий пострадали качество и доступность медицинской помощи, - заметила начальник департамента здравоохранения Томской области Ольга Кобякова. - Населению совершенно все равно – как учреждение называется и кто в нем главный. Поэтому задача-минимум – не сделать хуже, задача-максимум – добиться улучшения. Консолидация полномочий на уровне субъекта позволит обеспечить прямое воздействие по организации системы медицинской помощи. В частности, оптимизировать управленческий аппарат за счет сокращения дублирующих структур. В данном случае я веду речь об органе управления здравоохранением города Томска - горздраве, который с 1 января 2014 года перестанет существовать. Но есть в этих преобразованиях и слабые стороны. Например, отсутствие четкого трактования полномочий органов местного самоуправления. Во всех документах это определяется как  «создание условий для оказания медицинской помощи». Но что это такое – нигде не расшифровывается. В разных регионах  подразумеваются разные вещи. Например, в Якутске - это вертолетные площадки, а в Сочи – зонтик от солнца. В отдельных регионах были приняты законы, например, в Хакасии и Забайкальском крае. Мы же решили пойти по пути подписания соглашений между муниципалитетом и администрацией области, где все нюансы будут прописаны. 

Примерный проект соглашения с муниципалитетами уже разработан и направлен в Совет муниципальных образований. Получены замечания, которые будут учтены, а дальше наступит пора выработки индивидуального соглашения с каждым муниципалитетом. Ведь различаются не только Якутск и Сочи, но и Каргасок и Первомайское имеют существенные различия как по транспортной доступности, так и по протяженности, и по численности населения. Конечно, муниципальные образования быстро «отвыкнут» от софинансирования по ремонтам больниц и по закупке оборудования для них. Но ответственность за организацию медицинской помощи и здоровье населения с глав районов никто не снимет. Поэтому придется искать новые пути совместно с областной властью. Тихая «революция» проходит в условиях дефицита финансирования. В целом по здравоохранению он составляет 17,5 процента, но львиная доля его сконцентрирована в бюджетной части программы госгарантий – там дефицит составляет 44,5 процента. И это тоже накладывает свой отпечаток на общую программу действий. Причем для целого ряда органов исполнительной власти Томской области значительным образом увеличится объем работы. И это не только департамент здравоохранения, но и департамент государственного заказа, и департамент финансов, и департамент экономики, и департамент госсобственности. Об этом же говорят и цифры. Если сейчас подведомственных департаменту здравоохранения областных лечебных учреждений 23, то в будущем году их станет уже 72! Зато, как показывает опыт соседних регионов, новая централизованная система позволит оптимизировать коечный фонд, повысить эффективность бюджетных расходов путем проведения совместных закупок лекарств, продуктов питания и прочего.   

В каждый из муниципалитетов были направлены запросы, в том числе по финансированию районной медицины. Ольга Кобякова призвала глав муниципальных образований обратить особое внимание на качество предоставляемой информации и корректность данных. Так что и муниципалитетам предстоит горячая пора. Ведь не все имущество, числящееся за ЦРБ, нужным образом зарегистрировано и паспортизировано. А областная казна такие «хвосты» не примет, к тому же она возьмет лишь то, что необходимо для организации медицинской помощи. Ничего лишнего. 

Конечно, к начальнику департамента здравоохранения было много вопросов. Так, например, мэр Кедрового Леонид Зварич интересовался, как быть с программой закрепления медицинских кадров, которым за муниципальный счет купили квартиры в счет 5-летней отработки. На каком основании теперь муниципалитет сможет передать жилье работникам областного учреждения? Пока не нашлось ответа на этот вопрос. Зато удалось удовлетворить интерес депутата Бориса Мальцева, который желал узнать, перенимали ли опыт у тех, кто уже перешел на новую систему, чтобы самим не изобретать велосипед. Выяснилось, что сотрудники департамента выезжали к коллегам в Новосибирскую область и дистанционно изучали опыт других регионов, в частности, Смоленской области. А мэр Стрежевого Валерий Харахорин попросил хотя бы основные положения реформы изложить на бумаге, чтобы посоветоваться с депутатским корпусом. Вице-губернатор Чингис Акатаев пообещал, что в течение следующей недели в муниципальные образования направят некие технологические карты, в которых изложат основную информацию и предложат ряд вопросов для уточнения местной ситуации.   

Главное теперь – успеть вписаться в бюджетный процесс будущего года. Не меньший интерес вызвал и вопрос о заработной плате бюджетников в новых условиях, сформулированных в указах президента России Владимира Путина. 

По словам начальника департамента труда и занятости населения Томской области Светланы Грузных, повышение оплаты труда должно напрямую зависеть только от качества. И инструментом этого являются новые требования к руководителям и работникам. В новой форме типового договора с руководителем появляются новые разделы, в которые должны вписываться целевые показатели конкретного учреждения. За достижение данных целевых показателей учреждением и за достижение установленных показателей средней заработной платы работников этого учреждения и выплачивается стимулирующая часть оплаты труда руководителя. Вот в чем новации. С работниками же должны быть заключены эффективные контракты. На днях департамент труда и занятости разработал методические рекомендации для заключения эффективных контрактов с работниками. Как только они будут согласованы, их сразу же разместят на сайте департамента и разошлют официальными письмами главам муниципалитетов.  

Впрочем, с каждым главой уже подписано соглашение, в котором указан уровень зарплаты бюджетников, которого нужно достигнуть. На примере хозяев сельских игр – Шегарского района, Чингис Акатаев привел цифры выполнения плана. По врачам – 96 процентов, по среднему медицинскому персоналу – 84, по младшему – 62 процента. По работникам учреждений культуры процент выполнения - 75 процентов, по школьным педагогам  – 97 процентов, по работникам детских садов – 85 процентов, по педагогическим работникам дополнительного образования – 91 процент. Перевыполнение отмечено по социальным работникам и мастерам профтехобразования.

- Если рассматривать все указы о заработной плате – никто не говорил о простом абсолютном повышении заработной платы, - подчеркнул вице-губернатор по социальным вопросам. - На другой чаше весов – и это мы уже слышали из уст президента и председателя правительства - должно быть повышение качества и эффективность самой системы. Соответственно сегодня разработаны и утверждены дорожные карты, внесены определенные изменения в каждую отраслевую систему труда.  Больше всего вопросов вызывают разработка целевых показателей и оценка эффективности – то, с чем социальная сфера никогда не сталкивалась. Если брать образование, то там более-менее система уже разработана. Но как, например, оценивать работу центра реабилитации или центра оказания социальной помощи населению? По каким критериям? Работа кропотливая и требует тщательного подхода. Я считаю, что 2013 год будет для нас тяжелым, потому что люди пока не привыкли работать с этой точки зрения. Более того, сегодня нам пришло предписание правительства – создать уполномоченный орган при субъекте федерации, который будет оценивать эффективность работы социальной сферы в разрезе каждой отрасли. 

Также с июля к оценке эффективности подключилась Государственная инспекция труда, которая ежемесячно будет проверять по 40 учреждений на соответствие реалиям президентских указов. 

О социально-экономическом положении районов обстоятельный доклад подготовил заместитель губернатора по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Анатолий Рожков. Он не стал сосредотачиваться на успехах, а в большей мере обозначил накопившиеся проблемы. Так, например, в связи с изменениями налогового законодательства ряд предпринимателей стали уходить из бизнеса и ликвидировать предприятия. Так, за пять месяцев в двух районах было создано всего по одному малому предприятию, зато ликвидировано по шесть. 

- Сегодня стоит очень серьезная задача - как сделать так, чтобы возобновить налоговый потенциал тех предприятий, которые ушли или ликвидировались, на территории ваших муниципальных образований, - заметил вице-губернатор. - Деньги ниоткуда не бывают. Давайте посмотрим, что происходит в целом по бюджету. Если анализировать доходную часть бюджета вроде бы все хорошо, все налоги, которые получает территория в течение 2013 года, имеют стабильный характер и внушают определенный оптимизм. 

Увеличилось количество убыточных предприятий, причем в благополучных нефтегазовых районах. И пусть 50 миллионов рублей - это убытки собственников, но страдают и бюджет, и само предприятие, и территория в целом. 

Словом, многие территории на слайдах, иллюстрирующих доклад вице-губернатора, были окрашены в тревожные красные цвета. По каждому такому факту областная власть ждет от глав муниципальных образований план по выправлению ситуации, чтобы помочь его осуществить и заодно проконтролировать.

Что же касается увенчавших совещание сельских спортивных игр, то стоит отметить, что сильнейшими в командном зачете были признаны спортсмены Шегарского района, чуть-чуть им уступила сборная Томского района, а завершили призовую тройку спортсмены Колпашевского района.

Сергей МАКИЕНКО.


комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б