Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

01 03 2013Пятница

Власть, которая ближе всех к народу

Создать объединения муниципальных образований регионы обязал федеральный Закон «О местном самоуправлении», принятый в 2003 году. Совет муниципальных образований  Томской области работает с 2006 года и в настоящее время объединяет 138 территорий. 


В прошедший понедельник полномочные представители 130 из них собрались в областной администрации на VIII съезд. Интерес к этому событию также проявили чиновники разных уровней, депутаты разных рангов и руководители федеральных служб. 

Как подчеркнул председатель Совета муниципальных образований Томской области Александр Емельянов, конца света в прошлом году все-таки не случилось, но произошли значительные изменения в политической жизни. Начиная с изменения управленческой команды региона с приходом нового губернатора и заканчивая масштабными выборами глав и депутатов поселений. 64 процента глав были поддержаны своими избирателями, а население остальных поселений проголосовало за новых лидеров. 

Все семь лет кропотливой совместной работы проводился в жизнь главный принцип: Совет муниципальных образований – это объединение равных, независимых и самостоятельных муниципалитетов. Неважно, большой это городской округ или маленькое сельское поселение. Каждый имеет право влиять на принятие решений. Бессменный председатель назвал и самые активные муниципалитеты, из чьих инициатив складывались повестки дня заседаний – это администрации Асиновского, Верхнекетского, Кривошеинского районов, городов Кедрового, Северска и Томска, поселений Молчановского района, Чердатского поселения Зырянского и Уртамского – Кожевниковского районов. 

- Одним из главных вопросов в текущем году остается финансовый, - констатировал Александр Емельянов. - Доходная часть местных бюджетов по-прежнему не адекватна тому объему полномочий, которые возложены на органы местного самоуправления. Существующая система не стимулирует муниципальные образования увеличивать свои доходы. Надежнее получать дотации на выравнивание. Мы прекрасно понимаем, что такая ситуация приводит в тупик. Поэтому по инициативе Томска, который является заложником этой системы, наш совет пригласил к поиску выхода из сложившейся ситуации все муниципалитеты региона. И все сошлись на том, что межбюджетные отношения в области требуют корректировки. Необходимо создать механизмы стимулирования тех муниципальных образований, которые увеличивают свои доходы, часть «сверхплановых» доходов должна оставаться в местных бюджетах и не должна учитываться при определении расчета бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Движение в этом направлении есть. Но сколько ни раскладывай по карманам три рубля, в итоге их три и останется…

Тем не менее есть и успешные примеры привлечения внебюджетных средств в районы. Так, например, Шегарский район и Шегарское поселение, объединив усилия, привлекли из фонда русской фотомодели Натальи Водяновой девять миллионов рублей. Добавили собственных средств и в результате в с. Мельниково создан современный многофункциональный парк с обустроенными игровыми площадками для детей разного возраста, в том числе и для детей-инвалидов. Но у большинства территорий нет видения перспективы. Программы социально-экономического развития не являются руководством к действию и нуждаются в том, чтобы с них сдуть пыль и значительно обновить. 

Незаметно и быстро вошло в привычку наделять органы местного самоуправления все новыми государственными полномочиями. К 2013 году в общей сложности их передано уже около 100! В том числе обеспечение жильем детей-сирот. Но во многих селах нет рынка жилья, у граждан - потенциальных продавцов недвижимости - отсутствует электронная цифровая подпись, а это основные условия для проведения торгов на покупку жилья для сирот. Поэтому муниципалитеты вынуждены платить штрафы за несвоевременное исполнение судебных решений. Только Томск по итогам 2012 года заплатил 6 млн рублей. Вообще увеличение количества исков надзорных органов все больше оказывает влияние на формирование расходной части бюджетов муниципалитетов. Так, например, на  выполнение решений судов свыше 600 млн рублей потребовалось городу Томску, причем на решение отнюдь не первостепенных задач. Или, допустим, по оценкам Томского района только на выполнение предписаний Гос-пожнадзора в сфере культуры требуется 12 млн рублей. На территории Кожевниковского района по искам надзорных органов вынесены решения судов, на исполнение которых необходимо 92 млн рублей, тогда как  собственные доходы муниципального образования составляют всего 80 миллионов. И все же по ряду вопросов в прошлом году удалось договориться, обосновав друг перед другом собственные позиции.  

Также председатель совета говорил о кадровых проблемах муниципальной службы. Так, например, заработная плата специалистов администрации Уртамского поселения Кожевниковского района ниже прожиточного минимума! Кто же пойдет работать на такое «перспективное» место? Но закончил свой доклад он все же на позитивной ноте, рассказав об организованном советом конкурсе инноваций в муниципальном управлении. Одно из главных условий для конкурсных работ – обязательное наличие социально-экономического эффекта. В 2011 году свои инновации представили администрации Асиновского и Верхнекетского районов, Новиковского поселения Асиновского района, Зоркальцевского поселения Томского района, Улу-Юльского поселения Первомайского района. В 2012 году количество участников существенно возросло: в числе их - Дума города Томска, администрации ЗАТО Северск, города Кедрового, Кожевниковского, Молчановского, Кривошеинского, Шегарского поселений.        

Дополнили председателя и его коллеги. Мэр Стрежевого Валерий Харахорин говорил о необходимости взаимодействия с общественными объединениями, глава Высокоярского сельского поселения Бакчарского района Светлана Брунгард - о проблемах противопожарной безопасности, заместитель главы Парабельского района Елена Рязанова - об опыте и перспективах въездного туризма, глава Александровского района Александр Жданов - о трудностях развития предпринимательства при транспортной недоступности многих населенных пунктов и цене энергоносителей. Кстати, по его мнению, на севере вполне можно развивать добычу рыбы, леса, увеличивать поголовье КРС. Причем последняя аббревиатура - не привычный для нефтяников капитальный ремонт скважин, а привычный для селян крупный рогатый скот. Но для всех этих проектов нужны четкие транспортные схемы и определенные каналы сбыта. А глава Верхнекетского района Геннадий Яткин еще более обострил транспортный вопрос. Дело в том, что после освобождения рек ото льда многие населенные пункты района могут потерять связь с «большой землей». Все паромы и катера, работавшие ранее в районе, после проверки Транспортной прокуратуры встали на прикол, а новые перевозчики вряд ли придут на север. Болезненным для района остается и лесной вопрос. Хорошо бы восстановить систему аукционов или плату за лицензионный участок брать не сразу за год вперед, а хотя бы поквартально. Словом, у каждого из 11 записавшихся для выступления была своя наболевшая тема. 

Выступивший на съезде губернатор Сергей Жвачкин отметил, что Совет муниципальных образований был создан вовремя, но и в будущем ему предстоит еще много серьезной работы.  

- Местное самоуправление решает отнюдь не местечковые задачи, — подчеркнул губернатор. — Муниципальные органы — это тот уровень управления, по работе которого население делает вывод о власти в целом. Вы как никто другой знаете, что волнует жителей, какие вопросы люди считают первостепенными. Взяв за основу эту информацию, нам с вами предстоит выработать единую стратегию развития Томской области. 

И начать это глава региона предлагает с выработки стратегий развития основных отраслей экономики. Причем, построив их не по принципу «сверху вниз», а, наоборот, снизу вверх, основываясь на предложениях и инициативах трудовых коллективов. Конечно, удручает, что в большинстве районов вообще нет планов развития, а в райцентрах - генеральных планов застройки. Муниципалитеты должны быть готовы к тому, что уже в 2013 году две трети расходов бюджета будут распределяться только по целевым программам. Дальше – больше. Это позволит реально спросить: а куда же деньги ушли, если они не воплотились в конкретное дело? Безусловно, важной губернатору видится и проблема транспортной доступности, которую он предполагает решать в трех различных направлениях – расширение и улучшение дорожной сети, развитие малой авиации и речного пассажирского флота. 

Следующим  вектором развития Сергей Жвачкин видит эффективность муниципального управления и повышение качества муниципальных услуг. Для этого в области должна быть развита сеть многофункциональных центров. Пока такие действуют только в Томске, Асине и готовится к запуску центр в Кожевникове. Надо расширять и рамки такого проекта, как «Электронное правительство». Хорошо, конечно, что практически каждый район имеет представительство в Интернете, но этим сайтам еще далеко до серьезной обратной связи. Они пока больше напоминают вывески на администрациях: имя, должность и телефон. 

Съезд не только выслушал предложения коллег-муниципалов и объединил их в итоговом документе, но  и избрал  нового председателя Совета муниципальных образований. Им стал мэр Северска Григорий Шамин. 

Сергей МАКИЕНКО. 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б