Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 12 2022Красное Знамя

И спелеопоходы, и экопроекты

В области развивается школьный познавательный туризм


В нашей области за 2022 год более 50 тысяч детей посетили экскурсии или сходили в поход с классом, многодневный или поход выходного дня. Всего в кружках по туризму и краеведению, в музейных объединениях занимаются более 10 тысячшкольников.

Полезно для жизни
Для ребят из томской школы №23 увлечение туризмом началось три года назад, когда учитель физкультуры Оксана Бодрушова в рамках внеурочной деятельности создала секцию «Начало большого пути» для 5-8-х классов.
Ребята осваивали основы ориентирования на местности, умение завязывать туристические узлы и другие премудрости, а потом отправились в поход выходного дня на Таловские чаши, чтобы применить навыки на практике.
— Школьникам эта деятельность очень понравилась, — рассказывает Оксана Владимировна. — Одновременно я устроилась педагогом дополнительного образования Дома детства и юношества «Кедр», и многие ребята продолжили занятия там. Сейчас мы ходим в более серьезные походы, дважды в этом году побывали в спелеопоходе в Хакасии. Теперь мои ученики мечтают поехать туда еще раз, чтобы потренироваться со снаряжением, освоить спелеотехнику и совершать категорийные маршруты.
Первый 10-дневный спелеопоход в Хакассию состоялся в июле, в него отправилась группа детей с 5 по 11 класс из разных школ Томска. Ребята познакомились с достопримечательностями Хакассии. Их целью были пещеры «Ящик Пандоры», «Кирилловская» и «Находка». А еще дети сплавлялись на катамаранах по живописнейшей речке Белый Июс вдоль скалистого хребта Тогуз-аз, знакомились с культурой и традициями коренного населения Южной Сибири.  
Второй поход в Хакассию, который состоялся на осенних каникулах, тоже подарил ребятам много новых впечатлений и навыков.
— Любые походы, будь то многодневное путешествие или поход выходного дня, полезны и важны для развития детей, — убеждена Оксана Бодрушова. — И в целом туристические навыки полезны для всех, даже дети с особыми образовательными потребностями. Могут заниматься в кружках и секциях туристической направленности — учиться вязать туристические узлы и знать их названия, уметь ориентироваться на местности и по карте. Эти навыки всегда пригодятся в жизни.  
По словам педагога, походы приучают ребят к самостоятельности и ответственности, к умению взаимодействовать в команде. «В походе у каждого свои обязанности, есть капитан, есть ответственный за питание, физорг, культмассовик, — поясняет Оксана Владимировна. —Не просто собрались и куда-то пошли, а руководитель все за ребят сделает. Нет, в походе — все сами!  Поход формирует умение работать в команде — полезный для жизни и будущей профессиональной самореализации навык, развивает самостоятельность, учит технике личной безопасности — у нас безопасность всегда на первом месте».

Посчитали птиц и рыб
Походы развивают детей и дают новые знания в первую очередь о родном крае. Ребята ходят в походы и по Томской области, проводят исследования в припоселковых кедровниках, фиксируют следы зверей и птиц, учатся измерять глубину водоемов.
Педагоги городского Дворца творчества детей и молодежи разработали программу экологического образования и воспитания «Экополюс», в которой принимают участие команды от школ. В этом году в «Экополюсе» поучаствовало более 40 команд. Это почти тысяча томских школьников.
— Осенью традиционно в программе стоит экскурсионный блок по особо охраняемым природным территориям. Ребята знакомятся с уникальными местами города, учатся поведению на особо охраняемой территории, узнают о растениях, о геологических и ботанических особенностях, — рассказывает Евгения Еремина, замдиректора Дворца творчества детей и молодежи. — Иногда ребята выезжают на практикум с орнитологами, чтобы понаблюдать за птицами. Школьники посещают такие территории, как Синий Утес, Ларинский заказник, Звездный ключ, Таловские чаши. В черте города - это Лагерный сад с его геологическими обнажениями, Университетская роща, Ботанический сад, Михайловская роща.
Школьный познавательный туризм не только расширяет кругозор учащихся и формирует основы патриотизма, но и вовлекает ребят в исследовательскую деятельность. Так, в этом году в результате участия в программе «Экополюс» ученики санаторно-лесной школы начали разрабатывать проект эко-тропы на территории Синего Утеса.
— Программу «Экополис» мы реализуем около 15 лет, в ней принимают участие все новые и новые школьники, — продолжает Евгения Еремина. — Программа была создана в рамках дополнительного образования, потому что у учителей не было времени и возможности в рамках школьного курса знакомить детей с особо охраняемыми природными территориями. Поэтому мы и разработали такую программу, чтобы ребята могли узнавать больше о природе родного края — о растениях, птицах, насекомых, геологических памятниках области.
Одним из результатов реализации программы стало появление в Лагерном саду информационных стендов о птицах, встречающихся в самом крупном лесопарке города. Материал для стендов подбирали ученые-орнитологи, а помогали им школьники — участники городской образовательной программы «Экополис». Кроме того, была сделана смотровая площадка для знакомства с геологическими особенностями.
Но наиболее весомым результатом стали исследовательские проекты, выполненные школьниками, которые ребята защищали на уровне области и России. Так, школьники изучали рыб в озере Песчаном, выявили инвазивный вид ротана-головешки, который вытесняет другие виды, питаясь мальками. В прошлом году ученики исследовали повреждение пихты карантинным вредителем — уссурийским полиграфом. Ребята активно занимаются мониторинговыми проектами, в том числе экологической направленности.
В этом году актив «Экополюса» выезжал на Песчаное озеро, чтобы посчитать, сколько там костровищ. Они встречаются буквально через каждые пять шагов, что портит внешний вид территории. О проблемной ситуации ребята докладывали на фестивале, который прошел в большом зале Дворца творчества с участием представителей Облкомприроды, которые взяли на заметку эти исследования.Каждый экскурсионный блок ежегодно заканчивается фестивалем, где ребята рассказывают о результатах своей работы, в чем поучаствовали и какие проблемы выявили.
— Мы замечаем, как дети меняются после общения с природой, когда видят,что место, по которому они только что прошли, существовало 330 млн лет назад, что раньше на этом месте было море, и даже сегодня можно увидеть остатки беспозвоночных животных, окаменелости,— приводит пример Евгения Еремина. — Они анализируют, это им интересно. А если кто-то хочет знать глубже, заинтересовывается биологией, экологией, и у них есть возможность прийти в актив «Экополюса», и работать вместе с учеными.   

Набирают популярность
Одним из важных направлений сегодня является патриотическое воспитание детей, прежде всего через формирование любви к своей малой родине. Направление раскрывается через туристско-краеведческую направленность дополнительного образования.
— При анкетировании участников молодежных смен во Всероссийских детских центрах большинство школьников назвали в качестве своей мечты путешествия по России. И начать можно со своего родного края, — отмечает Елена Андреева, замдиректора Областного центра дополнительного образования. — По итогам своей встречи со школьниками в ВДЦ «Океан» Президент России дал поручение: в каждом регионе должны быть созданы туристские и экскурсионные маршруты для школьников по ознакомлению с природой, историей, культурой, традициями родного края, а также с лицами, внесшими весомый вклад в его развитие.
В 2022 году в списке рекомендованных экскурсионных маршрутов в Томской области находятся 24 маршрута, в том числе 10 — по муниципальным образованиям, 6 образовательных маршрутов разработаны в рамках реализации проекта «Познай свой край», еще восемь  — созданы проектными командами в ходе конкурса «Школа юного экскурсовода».
Среди самых интересных —маршруты по Томску (Лагерный сад – геологические находки, история Томска), по Кривошеинскому району (музей казачьей культуры Братина), по Первомайскому району (Янов хутор), по Александровскому району (лыжный маршрут «Люди с большой реки»), по Парабельскому району (комплекс под открытым небом Чумэл Чвэч, Оськино озеро и Нарым).
Набирают популярность и экологические маршруты. Это маршрут по верховым болотам Тимирязевского бора,на Таловские чаши, к памятникам природы Звездный ключ и Синий Утес. Есть и более длительные маршруты. Так, чтобы побывать в природном заповеднике «Васюганский», придется отправиться в Бакчарский район. Кстати, этот маршрут предназначен для зимних походов.
— Краеведение и туризм как направления дополнительного образования только набирают популярность у школьников, — уточняет Елена Андреева. — Для тех, кто хочет заняться этим всерьез, работают объединения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (кстати, найти для себя такое поблизости можно через Навигатор дополнительного образования – сайт tomsk.pfdo.ru). Предлагается множество интересных направлений для самореализации ребят, такие как детский познавательный и экскурсионный туризм, исследовательское краеведение (этнографические, культурно-исторические, археологические исследовательские проекты), работа в музеях, спортивный туризм, фоторепортаж, видеосъемка, тревел-блогерство, создание видеофильмов, посвященных родному краю. Есть профориентация по профессиям, связанным со сферой туризма и экскурсионного сопровождения.
Региональный ресурсных центр туристско-краеведческой направленности подготовил специальную интерактивную карту экскурсионных объектов по Томской области. Карта постоянно пополняется, и на ней размещаются объекты, которые будет интересно посетить вместе с педагогами, классом или с родителями и друзьями. Карта: https://maphub.net/embed_h/xBQPyDSpL1HrThLr?panel=1
Юлия НИКИТИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б