Автолюбители не любят встречаться с инспекторами дорожной службы. Виноваты или нет, но разговор начинается с проверки водительского удостоверения, документов на владение транспортным средством. И заканчивается в ряде случаев выпиской штрафа либо еще более жесткими санкциями.
Большинство водителей считает такие остановки необоснованными, не говоря о применении санкций. А уж разговорам о мздоимстве инспекторов дорожной службы и прочих неблаговидных деяниях поистине нет конца. Однако дадим оценку и действиям самих водителей. Так ли уж белы и пушисты за рулем мы сами? Ведь наша психология, когда мы пешеходы и находимся за рулем, имеет разительные отличия. Вот мы пытаемся перейти улицу, да еще в не обозначенном для этого месте. Вспомните, что говорим в адрес законно появляющихся на проезжей части автомашин? Спектр возможных ругательств неограниченно велик. А ведь виноваты-то сами. И, к сожалению, нередко расплачиваемся за это своим здоровьем, а иногда и жизнью.
Но вот тот же пешеход, сумевший благополучно перейти улицу в неположенном месте, садится за руль своего авто. У него дела, он спешит. На светофоре желтый свет, вот-вот загорится зеленый, а какая-то ветхая старушка с клюкой едва добралась до середины перехода. Ему бы подождать 2-3 секунды, пропуская пожилого человека. Нет, он торопится, ему некогда… Вот вам и пример уже водительского хамства. Бывает и хуже. На углу улиц Герцена и Дзержинского стоит роскошный особняк. Его владелец ездит на весьма крутой иномарке. Как он ведет себя за рулем, не знаю, а вот «домик» его при строительстве почему-то занял буквально весь тротуар. И теперь многочисленные пешеходы вынуждены обходить особняк по проезжей части улицы, немало рискуя при этом попасть под колеса. Как могли позволить такое вопиющее нарушение городские власти?
И все же следует сказать, в последние годы произошла серьезная подвижка к лучшему. Все большее число водителей ведет себя на дороге вполне цивилизованно. И, прежде всего, именно водители иномарок. Ушли в прошлое времена лихих 90-х, когда водитель какого-нибудь «лендкрузера» или «лексуса», под «музыкальное сопровождение», отчаянно сигналя, мчался напропалую, словно провозглашая: «смотрите, это еду Я, «крутой парень»…» Сейчас, как правило, не пропускают пешеходов главным образом таксисты на стареньких «Жигулях».
И несколько слов о не спровоцированных остановках водителей сотрудниками ГИБДД. Мой водительский стаж более 30 лет, и, конечно, за это время я неоднократно сталкивался с инспекторами дорожного движения. Начинал водить, когда в ходу были талоны предупреждения, в которых делались просечки. Две были допустимы, а вот после третьей следовали серьезные санкции. За летний сезон я обычно «зарабатывал» две просечки и никак не мог добиться, чтобы их не было совсем. Большинство моих нарушений связано с рыбалкой, когда я спешил быстрее добраться до Оби, либо торопился домой, чтобы улов не испортился на летней жаре. Много интересных и поучительных историй хранит память, а вот рассказы о наглом вымогательстве инспекторов дорожного движения, считаю, сильно преувеличены. Во всяком случае, я с этим не сталкивался. Уверен, большинство сотрудников патрульно-постовой службы – люди честные и порядочные.
Более всего тревожат предполагаемые изменения в существующее дорожное законодательство. Первый и самый спорный – о нулевом содержании промилле алкоголя в крови водителя. Слов нет, пьяный водитель за рулем – всегда беда. Однако такого требования, как у нас, нет ни в одной стране мира. Ведь летом достаточно выпить стакан кваса, чтобы лишиться водительских прав. А как быть со спиртосодержащими лекарствами? Правда, еще в XIX веке Салтыков-Щедрин заметил, что «строгость российских законов компенсируется их неисполнением». Это положение хорошо иллюстрируется законом об увеличении штрафов за незаконную парковку. Помилуйте, господа депутаты! Много ли у нас мест для парковок? Катастрофически не хватает. И куда теперь деваться бедному водителю со своим «дорогим конем»?
Хотят прижать штрафами пешеходов. Как в незабвенной песенке «Старушка не спеша дорогу перешла, ее остановил милиционер…». Та давняя нарушительница платила три рубля, с нынешних будут брать в 100 раз больше. Я уж не говорю об умозрительных предложениях премьера Медведева: увеличить штрафы за выезд на встречную полосу до 500 тысяч рублей в Москве, и в половину меньше в провинции. Это при наших-то двухполосных дорогах и при наших доходах?!
Александр МИХАЛЕВ,
ветеран труда.