Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

30 06 2022Пятница

Орбиты для «звездочек» и всех школьников региона выстраивает система общего образования

Фанфары и аплодисменты в честь себя, умников и умниц, сегодня услышат сотни томичей - выпускников общеобразовательных организаций, достигших наивысших результатов в обучении. Уже ставшая традиционной торжественная церемония награждения «звездочек», набравших 100 баллов по ЕГЭ, а также призеров и победителей заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников проходит 1 июля 2022 года.
Как было и ранее, в этом году в числе выпускников Томской области (а их нынче 5667 человека) есть и ребята, набравшие «сотку» по ЕГЭ, и «высокобалльники», получившие от 81 до 100 баллов.

-Еще не все результаты получены, поэтому рано подводить общие итоги, но на сегодняшний день у нас с учетом досрочного этапа 1628 высокобалльных результатов, в том числе 31 стобалльный, причем один выпускник из Лицея при ТПУ г. Томск, Александр Шаманаев отличился сразу в двух дисциплинах  – по математике профильного уровня и физике, - рассказала председатель комитета мониторинга и управления качеством образования департамента общего образования Томской области Вера Неверова. – Надо отметить, что экзаменационные задания этого года отличаются от заданий прошлого года (это связано с переходом на новые ФГОС, по которым учились нынешние выпускники), поэтому сравнение «вчера и сегодня» будет некорректным. Но совершенно корректно будет подчеркнуть, что качество образования было и остается одной из важных характеристик эффективности деятельности системы образования как для Российской Федерации в целом, так и для Томской области в частности.

Количество плюс качество
Действительно, одной из приоритетных целей развития Российской Федерации на ближайшие несколько лет, определенной Указом президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальным проектом «Образование», является вхождение нашей страны в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Но качество – характеристика комплексная, поэтому и меры по его повышению должны предприниматься комплексно. Это и обновление содержания образования, то есть образовательных программ, стандартов, технологий, и создание новых мест в образовательных организациях, и развитие инфраструктуры этой системы в целом, и решение кадровых вопросов, в том числе повышение квалификации педагогических работников.
- В последние годы благодаря участию в федеральных программах и проектах наш регион получает дополнительные возможности для развития системы общего образования, - отметила Вера Васильевна. — Это позволяет обеспечить высокотехнологичные условия для формирования интереса у ребят к обучению, для выявления, поддержки и развития у них способностей и талантов.
Так, с 2016 года в Томске осуществляет свою деятельность детский технопарк «Кванториум», где по современным программам дополнительного образования технической и естественнонаучной направленности ежегодно проходят обучение более 1000 школьников Томской области. С 2019 года он выполняет функции оператора кружкового движения НТИ (Национальная техническая инициатива), в том числе осуществляет информационно-аналитическое сопровождение Олимпиады НТИ в масштабе региона. А в 2020-2021 учебном году в структуре этого технопарка создано новое подразделение - мобильный «Кванториум», который отчасти решает проблему малой вариативности дополнительных образовательных программ в сельских территориях.
На создание равных условий для городских и сельских школьников и единого пространства для развития их компетенций, цифровой грамотности, проектной деятельности рассчитаны и «Точки роста». За период 2019-2021 годов в Томской области сформирована региональная сеть из 84 таких центров на базе сельских школ. Благодаря их работе у ребят стало больше возможностей для творческой самореализации и осознанного выбора профессиональной образовательной траектории, для того чтобы учиться «в ногу со временем».
В приоритетные направления развития инфраструктуры системы общего образования сегодня входят естественнонаучное, техническое и IT. Поэтому понятно целенаправленное усиление этой составляющей: в 2020 и 2021 годах создано два детских центра цифрового образования «IT-куб» - в городах Томск и Асино, цель которых - развитие детской одаренности, инженерного творчества и IT-компетенций, повышение мотивации обучающихся к изучению предмета «Информатика» и последующему выбору профессий IT-профиля и IT-инженерии. В этом году будет открыт еще один такой центр в г. Северске.
Еще одна «точка роста» для школьников, уже в системе высшего образования – действующий в регионе с 2018 года Центр развития современных компетенций детей и молодежи Томского государственного университета (Дом научных коллабораций).
- Нельзя не отметить, что в 2020 году Томская область выиграла конкурсный отбор и получила право на создание в 2023 году Томского регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, - добавила Вера Неверова. - С 2018 года функции такого центра выполняет Региональный центр развития образования.

И форма, и содержание
Если говорить о модернизации  конкретно содержания образования, то, прежде всего, стоит сказать об обновленных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества этих образовательных ступеней, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, обеспечение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
- Новые ФГОС – это совершенно новые подходы к обучению, - отметила Вера Васильевна. - От школьников требуется не просто заучивание какой-либо информации, важно, чтобы полученные в школе знания школьник понял и умел применить на практике. В условиях современной действительности ребята должны уметь находить, анализировать и систематизировать информацию, комбинировать данные, строить на их основе гипотезы и проверять их, рассуждать, моделировать процессы, аргументировать свое мнение и многое другое. Именно развитию такой функциональной грамотности уделяется сейчас больше внимания на всех уровнях управления образованием.
Напомним, что внедрение новых ФГОС в РФ началось с 2011-2012 учебного года, так что в этом году – первый выпуск школьников, которые обучались по этим стандартам с первого класса.

Олимп для успешных
Еще одним показателем качества образования являются успехи наших ребят во Всероссийской олимпиаде школьников. Это самое массовое и самое престижное интеллектуальное соревнование в стране.
- В четырех этапах олимпиады (школьном, муниципальном, региональном, заключительном) по 22 общеобразовательным предметам в 2021-2022 учебном году приняли участие 112485 школьников региона! - рассказала директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» (РЦРО) Надежда Лыжина. - В олимпиадную орбиту включены педагоги, родители, специалисты и методисты органов управления образования, тренеры, ученые и преподаватели университетов, научных центров, организаций дополнительного образования – это тысячи взрослых людей, объединенных деятельностью по выявлению и развитию творческих способностей школьников, привлечению их к научно-исследовательской деятельности, отбору наиболее талантливых обучающихся в сборные команды региона и страны.
Участником школьного этапа олимпиады может стать каждый российский школьник, для этого достаточно подать заявление. А вот на последующие этапы проходят лишь те, кто набрал необходимое для этого количество баллов. Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ имеют право зачисления без экзаменов в любой вуз страны на специальность по профилю олимпиады. И, конечно, «звездочки» пользуются такими привилегиями. Например, в 2021 году среди томских призеров ВсОШ было четыре выпускника, которые благодаря победе в олимпиаде зачислены без экзаменов в самые престижные университеты страны: Ян Рябков, призер по праву, и Арина Замышевская, призер по литературе и русскому языку, поступили в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Егор Вежнин, призер по физике, стал студентом Московского физико-технического института, Игорь Матюков, призер по английскому языку, продолжил свое образование в Национальном исследовательском Томском государственном университете.
Для талантливых школьников в регионе выстроена и постоянно совершенствуется инфраструктура специальной подготовки. Так, областной департамент общего образования и РЦРО с 2019 года организуют и проводят олимпиадные смены-интенсивы по предметам гуманитарного, естественнонаучного и физико-математического циклов. В 2019-2021 годах участниками таких смен на конкурсной основе стали более 250 старшеклассников – победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ, перечневых олимпиад, интеллектуальных конкурсов. В рамках этого проекта занятия ведутся по углубленным программам: лекции, семинары, тренинги и практикумы по решению олимпиадных задач, пробные теоретические, практические и устные туры, разборы заданий, интеллектуальные игры, индивидуальные консультации. Для наставничества приглашаются ученые, преподаватели томских и других ведущих университетов страны (НИ ТГУ, НИ ТПУ, СибГМУ, ТГПУ, МГУ им. Ломоносова, Курский государственный университет, Бийский технологический институт и другие). А педагоги в это время также в рамках смен проходят стажировки по овладению технологиями работы с одаренными детьми, методиками подготовки школьников к олимпиадам.
 - С мая 2020 года в структуре РЦРО действует Центр олимпиадной подготовки, в котором проводятся занятия для олимпиадников и их педагогов, - добавила Надежда Петровна. – В программах центра также - лекции, семинары, тренинги. И даже психологическая подготовка нужна, ведь на самые высокие орбиты олимпиад выходят участники, не только имеющие солидный багаж знаний, но и умеющие нестандартно мыслить, применять свои навыки при решении сложнейших конкурсных задач, с сильнейшей мотивацией и волей к победе.
В олимпиадное движение с каждым годом вливается все больше школьников, соответственно, и количество юных томичей, представляющих регион на заключительном этапе ВсОШ, ежегодно растет. Так, в 2020 году в команде Томской области было 29 человек, в 2021-м – 30, в 2022-м - 32. Победителями и призерами заключительного этапа этой олимпиады за три года стали 26 школьников региона: в 2020 году – семь призеров, в 2021-м – один победитель и девять призеров, в 2022-м – девять призеров по информатике, литературе, русскому, английскому, немецкому языкам, обществознанию, праву, географии. Так что системная работа дает хорошие результаты, и эта работа продолжается.
Наталья ШЕРЕМЕТ. 

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б