Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

31 05 2012Пятница

Избирательная реформа в России нужна!

VII международная научно-практическая конференция «Избирательное законодательство в России: пути совершенствования», организатором которой выступила Избирательная комиссия Томской области совместно с Российской академией правосудия, собрала в нашем городе представителей юридической научной общественности России, Италии и Украины.

 

Открывая конференцию, заслуженный юрист РФ, председатель облизбиркома Эльман Юсу-

бов сказал: «При обсуждении тематики мы исходили из того, что на фоне завершившихся выборных кампаний избирательное законодательство снова стало динамичным. Появилось огромное количество различных законодательных инициатив и предложений. И, естественно, такое отношение со стороны общества, научной и политической общественности к избирательному законодательству, с нашей точки зрения, не должно остаться без внимания. И поэтому было принято решение организовать встречу для того, чтобы обсудить и предложить представителям законодательной власти, правоприменительным органам, то есть избирательным комиссиям, свои идеи, реализация которых будет максимально способствовать обеспечению конституционных прав наших избирателей».

Функции модератора на конференции выполнял заведующий кафедрой конституционного права Российской академии правосудия, судья Конституционного суда РФ в отставке, профессор Николай Витрук. В своей вступительной речи он говорил о важности всех направлений развития общества и государства. О том, что модернизация страны должна носить системный характер: вслед за модернизацией экономики должна следовать и реформа политической системы. Ряд мер по ее совершенствованию были оперативно предложены после последних выборов, которые качественно изменили состояние гражданского общества. Но являются ли эти предложения случайностью, только реакцией на протестные выступления или необходимостью, составной частью стратегии модернизации?

Николай Витрук считает, что руководство страны осознает необходимость коренных изменений, в том числе и с точки зрения организации государственной власти. По его мнению, здесь в первую очередь нужно восстановить парламентаризм в полном объеме, и тогда в выборных представительных органах будет вырабатываться консенсус с учетом мнений оппозиционных партий, представителей различных групп населения.

Выступая с докладом «Изменение федерального законодательства о выборах в 2012 году: тенденции и перспективы», член ЦИК России Майя Гришина сказала об актуальности обсуждения процесса избирательного законодательства, о том, что толчок для подобных дискуссий дали именно выборы 2011-2012 годов. Она сделала краткий обзор законодательных инициатив и иных предложений, обратила особое внимание на вступившие в силу изменения в закон о политических партиях, значительно упрощающие порядок их создания и регистрации. Но главное: Минюст теперь обязан не просто формально рассматривать документы и при малейшей неточности отказывать партии в регистрации, а, наоборот, при выявлении любых неточностей помогать их устранить. Как сообщила член ЦИК, в настоящий момент Министерство юстиции выдало свидетельство о регистрации двум политическим партиям, которые сейчас находятся в процессе сбора и регистрации своих региональных отделений: для участия в выборах, помимо свидетельства о регистрации на федеральном уровне, нужно получить регистрацию в 42 субъектах федерации. «Этот процесс может приобрести лавинообразный характер, - заметила Майя Владимировна. - По прогнозам Минюста, к началу октябрьской избирательной кампании мы можем получить порядка пятнадцати политических партий, которые смогут участвовать в выборах».

Также вступили в силу поправки в избирательное законодательство, которые освобождают все политические партии, вне зависимости от того, представлены они в парламенте или нет, от сбора подписей при выдвижении кандидатов в депутаты, в том числе и при выдвижении списков кандидатов. Все эти места можно занять, как минимум в избирательном бюллетене, просто заручившись поддержкой любой политической партии.

Подписан и федеральный закон, касающийся выборов губернаторов. Кандидатам на этот пост для регистрации тоже не надо собирать огромное число подписей избирателей: достаточно собрать подписи определенного количества депутатов местного уровня и (или) глав муниципальных образований. Поскольку этот механизм является новым для регионов, да и вообще для страны в целом, ЦИК подготовила модельный закон о выборах высших должностных лиц субъектов федерации, где подробно описаны все соответствующие процедурные моменты. Следует заметить, что к 1 июля этого года все субъекты федерации должны принять свой региональный закон о выборах губернатора.

Говоря об этих новациях, то есть о выборности губернаторов, упрощенных требованиях к партиям при их регистрации, Майя Гришина подчеркнула: «Эта не реформа по кругу. Это уже следующий этап». И рассказала о законопроектах, которые сейчас рассматриваются в Государственной Думе и которые тоже находятся «в тенденции реформирования с новыми подходами, с учетом мировой и нашей российской практики». В частности, упомянула законопроект о выборах депутатов Госдумы России. Как она заметила, в нем по-прежнему предложена пропорциональная избирательная система, но она предусматривает жесткую регионализацию списков.

В Госдуме находится и правительственный законопроект, который предполагает реализовать правовую позицию Конституционного суда РФ, признавшего в прошлом году неконституционными нормы регионального и федерального законодательства, допускающие применение пропорциональной избирательной системы в поселениях с численностью депутатского корпуса менее десяти депутатов.

Живой отклик вызвало выступление заместителя заведующего кафедрой конституционного права Российской академии правосудия, профессора Лидии Нудненко по теме «Некоторые проблемы правового регулирования пассивного избирательного права в России». «Задача выборов состоит в формировании персонального состава представительных органов государственной власти и местного самоуправления, выборных должностных лиц. И эта задача во многом зависит не только от вышеупомянутых гарантий, но и от цензов, которые закреплены законодательством всех демократических стран, - сказала она. - Цензы – это требования, которым должно отвечать лицо, претендующее выполнять функции представителя народа в публичной власти. Их количество и качество позволяют судить о наличии или отсутствии демократии в конкретном государстве».

Она напомнила о том, что в настоящее время российское законодательство устанавливает ограничение для занятия ряда государственных должностей лицами, страдающими определенными заболеваниями. Так, в четвертой статье закона о статусе судей в РФ судьей может быть гражданин России, не состоявший на учете в наркологическом, психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, токсикомании, хронических затяжных психических расстройств, не имеющий иных заболеваний, которые препятствуют осуществлению полномочий судьи.

«Если судья должен обладать определенным уровнем здоровья, необходимого для осуществления правосудия, то почему депутаты, выборные должностные лица не проходят такое освидетельствование?» – спросила Лидия Алексеевна. И привела данные ряда исследований, свидетельствующих о важности введения ценза здоровья для таких лиц.

В докладе «Категория протеста в избирательных правоотношениях» заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Юридического факультета МГУ, профессор Сурен Авакьян, значимая фигура в научном сообществе, затронул несколько аспектов этой важной темы. Он говорил о том, что протест может быть и выражением позиции меньшинства против большинства, и, наоборот, - большинства против меньшинства. Что он может быть и формой выступления оппозиции против власти. И может быть формой осуществления государственной или муниципальной власти.

Второй его тезис заключался в том, что в избирательных правоотношениях все построено на том, что протест легален. Он существует, и с ним необходимо считаться. И задача избирательных комиссий, граждан, политических партий состоит именно в том, чтобы учитывать и проявлять уважение к явлению протеста. Если этого не делается, если нет средств для обеспечения протеста – это плохо.

Третий аспект проблемы – агитация как важнейший элемент избирательного процесса. «Когда нас лишают возможности узнать о кандидате, кто он есть, всю его подноготную, – это уже не только избирательное право, - сказал ученый. - Наверное, мы должны определиться в нашем обществе по этому вопросу. Пока же у нас в законе записано о том, что негативную информацию надо очень дозировать. И вообще избирательные комиссии должны следить за тем, чтобы все было хорошо в отношении кандидатов».

В конце своей речи Сурен Авакьян сказал: «Мне кажется, что мы должны воспитывать нашего избирателя не только в духе послушания закону, но и в духе того, что он имеет право на открытое изложение и активное действие. Но мы сейчас много делаем для того, чтобы вместо открытого активного действия пришли скрытые формы протеста. А они могут проявиться в еще большей форме по сравнению с теми последствиями, которые мы сегодня частично наблюдаем».

Заведующая кафедрой конституционного права Северо-Западного института Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, профессор кафедры государственного права СПбГУЭФ, профессор Людмила Ескина выступила с докладом «Избирательная реформа в России нужна!» Она сказала о том, что в стране нужно больше использовать потенциал мажоритарной избирательной системы, более понятной и близкой избирателям. И предложила подумать, может быть, о частичном ее использовании на выборах Госдумы.

Председатель Избирательной комиссии Томской области Эльман Юсубов выступил с докладом «Эволюция процедуры формирования Совета Федерации». Как он заметил, когда речь идет о порядке формирования Совета Федерации, необходимо исходить из той конституционно-правовой роли, назначение которой несет в себе этот орган, представляющий субъекты федерации. Но конституционная норма не дает прямого ответа на вопрос о том, как его нужно формировать. Какой способ применим – прямые выборы, назначение, косвенные выборы? По этому поводу есть очень серьезная научная дискуссия, обсуждение в обществе, политических кругах.

«За всю современную историю мы применили все способы формирования Совета Федерации, включая и прямые выборы. Глубоко убежден, что в перспективе мы перейдем к прямым выборам, как наиболее демократичного способа, который способен адекватно отразить интересы регионов, интересы граждан, проживающих на данных территориях», - уверен Эльман Юсубов.

На конференции прозвучало немало и других интересных выступлений. Например, доцент Университета Ориенталь (г. Неаполь) Иван Марино представил историко-правовой анализ российского избирательного законодательства. Авторитетный ученый, доктор юридических наук Владимир Шаповал, член-корреспондент НАН Украины, председатель ЦИК Украины, рассказал об эволюции избирательного законодательства о выборах в парламент Украины. «Я являюсь постоянным участником подобной конференции, - сказал он. - И очень хорошо, что они проводятся в России. В общем-то мы, ваше и наше общество, болеем одинаковыми болезнями. Хотя выздоравливаем, возможно, по-разному. Главное, чтобы такая перспектива для нас всех существовала».

Александр ЯКОВЛЕВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б