Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 04 2012Пятница

Как выстроить интерфейс с вузом

В рамках XI Сибирского образовательного форума на базе Национального исследовательского Томского политехнического университета прошел «круглый стол» «Life Long Learning: стратегии развития непрерывного образования». Место проведения было выбрано не случайно. Ведь в Институте дополнительного непрерывного образования ТПУ ежегодно только на программах повышения квалификации (которых более 300) и профессиональной переподготовки (их 44) обучаются порядка двух с половиной тысяч слушателей. Кроме того, политех нашел свой путь взаимодействия с предприятиями: ведется активная работа по созданию научно-образовательных центров с крупнейшими российскими компаниями (холдингом «СИБУР», компанией «Р-ФАРМ», с Росатомом и др.)

 

- Наша страна постепенно отходит от концепции «образование на всю жизнь» и переходит к «образованию че-

рез всю жизнь», - считает модератор «круглого стола», директор Института дополнительного непрерывного образования НИ ТПУ Денис Чайковский. – Новая концепция предполагает, что человек, получив диплом вуза, на этом не останавливается. На протяжении всей жизни он продолжает образование – в форме повышения квалификации, стажировок, профессиональной переподготовки и т.д. Образование действительно становится непрерывным. В рамках «круглого стола» мы определили некоторые общие направления: развитие дистанционных технологий в образовании и взаимодействие образовательных структур и предприятий. Это, пожалуй, наиболее мощный пласт, где действительно есть много проблем, много точек соприкосновения и есть что обсуждать. Как предприятию выстроить свои взаимоотношения, некий интерфейс с вузом, и как, соответственно, вузу выстроить его со своей стороны. Увы, зачастую предприятие не знает, что предлагает вуз, а вуз пытается угадать, именно – что самое обидное! - угадать, что же нужно предприятию.

Особенно острым этот вопрос стал в последнее время. Регулирование дополнительного образования передается в рынок. Причем на том этапе, когда федеральные государственные требования разработаны только для некоторых профессиональных сообществ.

Как отметила директор Института дистанционного образования НИ ТГУ Галина Можаева, с 1 января 2011 года в России отменена аккредитация дополнительного образования. В принципе теперь ни один вуз, ни одно учебное заведение не могут выдавать дипломы и удостоверения о прохождении переподготовки, повышении квалификации государственного образца. В то же время все активнее развивается система дистанционного образования с использованием спутниковых систем и Интернета. В дискуссии коллегу поддержал и заместитель директора Института заочного и дистанционного обучения ТГАСУ Сергей Постников, заметивший, что в области непрерывного образования пока еще очень слабо используются возможности консорциума томских вузов.

А началась дискуссия с полемического выступления студента ТПУ Максима Гвоздева. Как будущий выпускник, он видит две траектории после окончания вуза: работать по специальности в государственной корпорации или пойти в бизнес. Причем первая выглядит предпочтительнее, потому что, надо отдать должное администрации ТПУ, выпускники физико-технического института получают предложения по трудоустройству как минимум от трех работодателей. Что же касается бизнес-карьеры, то Максим уже сейчас видит, что ему не хватает знаний в правовой и экономической областях. Поэтому и в процессе учебы, и в процессе будущего повышения квалификации он бы хотел принимать участие в выборе изучаемых дисциплин.

Такой же подход, как выяснилось, и у производственников. Если уж они платят деньги за переподготовку своих сотрудников, то хотели бы, чтобы те получили действительно нужные и полезные знания. Кстати, об этом же говорила и начальник отдела профессионального обучения и профориентации безработных граждан Центра занятости населения города Томска Наталья Оглезнева. В рамках региональной программы, направленной на снижение напряженности на рынке труда, в 2009 году по разделу опережающее обучение был обучен 641 человек, в том числе в вузах – 233, в 2010 году – 451 человек, из них в вузах - 203, в прошлом году – 359 человек и 77 – в вузах.

Заместитель начальника ОУП ОАО «ТомскНИПИнефть» Андрей Латышев заметил, что, как правило, студент учится по одной специальности, и смежные дисциплины практически не затрагиваются. А настоящий инженер-проектировщик должен знать и термодинамику, и гидравлику, и геологию, и экологию, и ориентироваться в программных продуктах, в том числе в 3D-проектировании. Поэтому для молодых специалистов в проектном институте подготовили с участием специалистов ТПУ, ТГАСУ и собственных экспертов интенсивную учебную программу «Проект «Обустройство». Завершением ее является групповой этап – создать проект благоустройства месторождения по данным изысканий. Кстати, под грифом месторождение «Урожайное» было зашифровано реальное месторождение в Томской области. Поэтому инженерный проект молодежи можно было сравнить с реальным воплощением. Первый блин вышел не комом: проект ребята подготовили жизнеспособный. В настоящее время по данной программе занимается уже третья группа.

- Надо перестать бояться университетов! – подчеркивает Андрей Латышев. - Мы сами должны заходить в вуз со своими программами, сами готовить своих экспертов, которые некоторые модули обучения будут закрывать своими силами. Для того чтобы успешно реализовывать стратегию непрерывного образования, предприятие должно выходить со своими программами непосредственно в вуз.

О важности непрерывного повышения квалификации говорил и начальник отдела «Центр международной сертификации технического образования и инженерной профессии» Александр Фадеев. Ведь для присвоения звания инженера по версии APEC Engineer Register, объединяющей 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, недостаточно семи лет практической деятельности после вуза и двух из них на руководящей работе. Необходимо еще и подтвержденное повышение квалификации! Поэтому из 40 заявок от россиян в прошлом году 8 были отклонены именно по этой причине. Кстати, ТПУ может похвастаться не только этим международным центром, подтверждающим высокую квалификацию специалистов, но и учебным центром ТПУ&SoftLine, где можно получить сертификат специалиста Microsoft. Как отметила директор центра Людмила Ямпольская, в настоящее время в Институте кибернетики ТПУ оборудованы 5 специализированных классов и два авторизованных тестовых центра.

А самой новой и амбициозной идеей политехников является создание образовательного кластера. По словам директора ЦДПО ИДНО ТПУ Игоря Сафьянникова, в одной связке планируется объединить школу-ссуз-вуз-предприятие. Предприятием является стратегический партнер политеха – ОАО «Газ-пром» в лице его «дочки» «Газпром трансгаз Томск», вузом, понятно, - НИ ТПУ, ссузом – техникум информационных технологий, школой – лицей № 8. Кластер позволит учащимся лучше рассчитывать свои силы. Не поступил в вуз – поступай в техникум, по окончании его можешь пойти работать или продолжить учебу в прикладном бакалавриате ТПУ. Выгодно и тем, кто, попробовав одолеть учебную программу вуза, не потянул. Можно после двух курсов ТПУ перевестись в техникум и вырасти там в специалиста среднего звена. А масштабные планы «Газпром трансгаз Томск» позволят взять на рабочие места всех – от рабочих до инженеров.

Словом, нить непрерывного образования станет еще крепче. Развитие научно-технического прогресса позволяет все лучше и успешнее обучаться без отрыва от производства, экономя тем самым время и ресурсы. Но наставников все же лучше искать в университетах, поверяя их практикой. Тогда и учиться можно будет с удовольствием.

Сергей МАКИЕНКО.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б