29 04 2021Пятница

Антитело — личное дело

О том, как долго сохраняются антитела к коронавирусу и сколько их нужно, говорят разное. Одни исследователи отводят антительному иммунитету от ковида только три месяца, другие — полгода. Однако, как выяснили недавно сингапурские ученые, спорить тут не о чем.

Дважды в один коронавирус
Первые данные о продолжительности иммунитета к COVID-19 опубликовали в середине марта прошлого года. Тогда группа китайских ученых специально заразила SARS-CoV-2 четырех макак-резусов, вылечила их, а потом попыталась инфицировать снова. Ничего не вышло: животных защищали антитела. Правда, весь эксперимент занял не больше месяца, а между первой и второй попытками инфицирования прошло лишь 28 дней.
Примерно в то же время в разных странах мира подтвердили: антитела к SARS-CoV-2 возникают и в крови переболевших людей. Тесты выявляли их уже на десятый день после первых симптомов. Однако концентрация у пациентов была разная, и насколько долгим был иммунитет, ученые не знали.
Чуть позже немецкие инфекционисты выделили из крови заболевших 255 типов антител, 28 из них блокировали вирус. Их называют вирус-нейтрализующими.
“У вируса сложная структура, и его проникновение в клетку сопровождается выработкой антител как против шипикового S-белка, так и к другим его компонентам. Антитела против S-белка облепляют вирус и не позволяют ему проникать в клетки. Одновременно они могут цепляться за уже инфицированные клетки, если человек заразился, и помогать иммунной системе их нейтрализовать. Таким образом, предотвращается масштабное развитие процесса. Другие антитела действуют иначе. Сформированный гуморальный иммунитет обеспечивают только вирус-нейтрализующие антитела”, — поясняет  И. Коновалов, доцент РНИМУ имени Н.И. Пирогова.
Именно такие антитела в центре внимания ученых всего мира. Как правило, речь идет об иммуноглобулинах класса G (IgG) — они считаются более специфичными и дольше сохраняются в организме.
По данным немецких исследователей, в крови заболевших новой коронавирусной инфекцией вырабатывается 255 различных антител. Из них только 28 считаются вирус-нейтрализующими, то есть они мешают SARS-CoV-2 проникнуть в клетку. Большинство из них относятся к иммуноглобулинам классов A, M и G (IgA, IgM, IgG)
Предполагали, что IgG сохраняются в организме около полугода. Однако в июле 2020-го обнаружили, что у 14 процентов пациентов эти антитела полностью исчезают уже через два месяца после выздоровления. Кроме того, пытаясь определить, сколько человек переболели ковидом бессимптомно, исследователи выяснили: вирус-нейтрализующие антитела вырабатываются не у всех. Похожие данные и у китайцев.

Сроки удлиняются
Однако американские инфекционисты, наблюдавшие за 30 тысячами пациентов, обнаруживали вирус-нейтрализующие антитела и пять месяцев спустя после выздоровления. Как правило, у переболевших в легкой или умеренной форме. Этого было достаточно, чтобы защитить от повторного инфицирования или ослабить действие вируса, если человек заразится вновь.
По мнению британских исследователей, срок еще дольше — минимум полгода. Они проанализировали данные более 20 тысяч человек, чьи биоматериалы хранились в большой базе генетических и медицинских сведений. Выяснилось, что у 99% переболевших COVID-19 в первую волну, антитела сохранялись минимум три месяца после выздоровления, у 88% их обнаруживали и спустя полгода.

Правы все
Точку в спорах о стойкости нейтрализующих антител совсем недавно поставили сингапурские ученые. Изучив данные примерно пятисот человек, переболевших ковидом в первую волну, они поняли, что все предыдущие выводы верны.
Во-первых, IgG и другие вирус-нейтрализующие антитела действительно полностью исчезают в течение двух месяцев после выздоровления, но только у четверти пациентов. Во-вторых, уровень таких иммуноглобулинов практически не меняется на протяжении полугода, и это характерно для большинства. В исследовании сингапурцев подобная картина наблюдалась у двух третей участников.
Уровень антител и их стойкость чаще всего коррелировали с возрастом и тем, насколько тяжело протекала болезнь. Как правило, у более молодых и относительно здоровых людей иммунитет был слабее и короче.
“Дольше всего в организме циркулируют иммуноглобулины класса G. Они в среднем сохраняются в организме три-шесть месяцев, но у некоторых пациентов действительно уходят раньше, особенно при легких формах заболевания. И предсказать динамику невозможно. Иными словами, у нас нет данных о том, какой уровень антител сильно защитный или слабо защитный. Просто клинически описаны случаи повторного заражения спустя примерно три-шесть месяцев после перенесенной инфекции”, — отметил Иван Коновалов.
И подчеркнул: исчезновение вирус-нейтрализующих антител в крови не означает, что человек полностью беззащитен. Тем более что случаи повторного инфицирования, как правило, редки.
Так же и с прививками. Вакцины активируют и гуморальный, и клеточный иммунитет. Доказано: после вакцинации их чаще всего значительно больше, чем после перенесенной болезни.