Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 04 2021Красное Знамя

«Честное молоко» против фальсификата

Почему продукция томских производителей может подорожать


До конца года цена на молоко может вырасти на 8-10 рублей за литр из-за многофакторного повышения себестоимости, сообщил РИА Томск президент Томской ассоциации пищевиков, директор «Деревенского молочка» Артем Багреев. Это еще больше укрепит на рынке позицию фальсификатов, которых ежемесячно в Томске продается около 2 тысяч тонн.

Ранее сообщалось, что с 1 июня маркировка станет обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября – для молочной продукции со сроком годности более 40 дней и с 1 декабря – сроком 40 дней и меньше. Каждому промаркированному товару присваивается индивидуальный QR-код, который позволяет проследить путь товара от производства до прилавка магазина или аптеки.

Математика цен
«В течение 2021 года ожидается рост цен на продукцию молокопереработки из-за значительного роста себестоимости продукции, который не зависит от производителей. Один условный килограмм подорожает минимум на 3-5 рублей, а в случае, если государство не отложит некоторые не популярные для отрасли нововведения – на 8-10 рублей», – рассказал Багреев.
Так, введение обязательной маркировки приведет к росту себестоимости 1 килограмма продукции молокопереработки примерно на 1,5 рубля. Багреев поясняет, из чего складывается этот плюс:
«Стоимость QR-кода составляет 50 копеек на одну единицу продукции без НДС; общая стоимость инвестиций, необходимых для организации нанесения маркировки, – от 30 до 35 миллионов без НДС (а это вся прибыль, например, нашего завода за год), амортизация оборудования ежегодно будет добавлять в себестоимость 1 килограмма продукции примерно 30 копеек.
Ежегодная поддержка программного обеспечения (ПО) и техническое обслуживание оборудования из расчета от 3 до 5 миллионов (рублей) в год обеспечат прирост себестоимости примерно на 15-20 копеек, также на 20 копеек увеличится стоимость упаковки за счет изменения флексоформ и дополнительного нанесения QR-кодов».
«Маркировка продукции задумывается для защиты производителей от контрафакта, когда подделывают продукцию известного бренда. Но в молочной отрасли такой проблемы нет – есть проблема фальсификата, с которой власть вообще отказывается бороться», – подчеркивает Артем Багреев.
Следующее звено в грядущем повышении себестоимости – рост цен на упаковку до 30-40% в течение 2021 года. По словам собеседника агентства, письменное уведомление об этом уже получено от всех поставщиков. Рост обусловлен ростом курса евро, биржевых цен на полипропилен и прочую продукцию нефтехимии.
«При этом за последние восемь месяцев уже выросла цена на упаковку пюр-пак на 20-35%, стаканы полипропилен на 15-20%, пленку на 15%. Из-за этого во II квартале 2021 года запланирован рост себестоимости 1 килограмма продукции на сумму до 1 рубля.
За последние полгода также поднялись цены на ГСМ на 10-15%, это привело к увеличению себестоимости продукции примерно на 10 копеек. Еще столько же «прибавил» нам рост тарифов естественных монополий (электроэнергия, тепло, пар)», – говорит эксперт.
Из-за роста курса евро продолжает также дорожать производственное сырье: закваски на 13-18%, наполнители для йогуртов на 3-9%. А увеличение МРОТ и, как следствие, суммы страховых взносов может привести к росту себестоимости 1 килограмма продукции еще на 50 копеек. Аналогичную прибавку к себестоимости даст ожидаемый рост тарифов на грузоперевозки автомобильным транспортом.
«Ну и вишенка на торте: ограниченное целевое назначение льготного кредитования приводит к необходимости кредитоваться по достаточно высокой банковской ставке», – подводит итог Багреев.
Молокоперерабатывающие предприятия Сибири подписывают сейчас письмо президенту России с просьбой если не отменить, то хотя бы отложить маркировку как минимум на год.

Точка бифуркации
Багреев считает, что текущий год может стать своеобразной «точкой бифуркации» для молочной отрасли. Система на пороге кардинальных качественных изменений – и маловероятно, что в лучшую сторону. На возрастающую себестоимость накладывается обострившаяся конкуренция с нечестными производителями – теми, кто под видом молока продает не молоко, а продукт, в чьей цепочке производства отсутствуют фермеры…
«Состав себестоимости честного производителя (а в Томске таких большинство) в цепи от поля до прилавка включает в себя три звена: ферма, завод и сеть. Для фермы себестоимость состоит из содержания зданий, скота, зарплаты, налогов и так далее. Итого литр честного молока на томской ферме без доставки – 25,5 рубля. Плюс 10-15% наценки – не для того, чтобы купить себе крутой джип, а чтобы минимально развиваться – приобретать новый скот, обновлять оборудование и так далее.
Таким образом, молоко поступает к нам на завод по цене 27-28 рублей. Себестоимость переработки (содержание завода, коммунальные тарифы, налоги, упаковка и так далее) такова, что на выходе самое простое молоко 2,5% жирности в «пленке» стоит 43 рубля. Наша наценка на отпускную цену – всего 1 рубль на литр. Сеть прибавляет к ней свои 40%, в итоге на полке молоко лежит по 61,1 рубля за литр, или 55 рублей за 0,9 литра».
Но рядом может лежать молоко и за 33 рубля за литр…
«Если «отмотать» себестоимость на всех трех этапах, то станет понятно, что фермер просто не сможет произвести такое дешевое молоко. Это – фальсификат, и на томском рынке его продается 2 тысячи тонн ежемесячно.
Лабораторные пробы не выявят нарушений: потому что ГОСТ и ТУ устарели, и состав присадок, из которых разводится это «молоко», может их обмануть. Но вы попробуйте сквасить этот продукт, просто оставив его на ночь на столе – из него никогда не получится простокваша», – отмечает собеседник агентства.
Понятно, что честные производители проигрывают этот неравный ценовой бой на полке. Увеличение себестоимости на 5-10 рублей эту пропасть еще больше увеличит…
«Качественное молоко станет недоступным широкой массе потребителей. Заводы будут снижать объем выпускаемой молочной продукции, фермеры – резать скот. Потребитель потеряет право выбора, а государство получит не просто развал молочной отрасли – лет через 10 оно столкнется со всплеском заболеваемости, вызванным потреблением фальсификата», – подытоживает Багреев.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б