Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

05 08 2020Красное Знамя

И вновь о Большом университете

Для нашей области – это вопросы жизненного значения.Будет Большая наука – у нашего региона есть перспективы на будущее

 

В этих условиях те реформы, которые в последние дни декларирует Минобрнауки, напрямую касаются тех, кто работает в науке и в системе высшего образования.

Нынче завершается проект 5-100 – программа повышения конкурентоспособности российских университетов. Ей на смену приходит программа стратегического академического лидерства. Уже на начальном этапе в этой программе смогут, по словам заместителя министра Д. Афанасьева, принять участие 120–150 высших учебных заведений. Выступая на заседании Президиума Российской академии наук, Д. Афанасьев заявил: «Академия должна по-новому взглянуть на цели высшего образования. Если предыдущие программы были нацелены на повышение глобальной конкурентоспособности, на различные рейтинги, то сейчас главная задача – ориентация вузов на национальные цели развития страны». Наконец-то добились. Как сказал на этой встрече президент РАН А. Сергеев: «Программа ставит с головы на ноги наше высшее образование, переключившись с рейтингов на подготовку высококвалифицированных кадров для экономики». Академическое сообщество доказывало приоритет национальных интересов все эти годы. В науке важен результат, на него надо и ориентироваться. Но… Необходимо считаться с реальностью. Наукометрика останется. Для чиновников это очень эффективный инструмент управления. Да и рыночный характер рейтингов приходится учитывать. Рейтинги останутся в жизни вузов. Но, если верить нашему Минобрнауки, а верить очень хочется, на первый план выходят результаты: качество обучаемых специалистов, научные исследования в интересах страны, регионов и в целом человеческого сообщества.
По моему мнению, это очень важно. «Российская газета» так комментировала итоги заседания Президиума РАН, на котором выступали и замминистра науки и высшего образования Д. Афанасьев и президент РАН А. Сергеев: «Можно сказать, что сама эта встреча была особенной и для академии, и министерства. Ведь многие годы они находились в конфронтации, порой очень жесткой, что уж точно не шло на пользу нашей науке. С приходом в министерство нового руководства противостояние, судя по многим признакам, закончилось, стороны намерены искать компромиссы».
Очень хочется верить, что так и будет. Ибо трудно согласиться с положением, когда в уставе РАН нет пункта, разрешающего ей, Российской академии наук, заниматься наукой.
В предшествующие десятилетия у нас в России пытались превратить трехсотлетнее национальное достояние в клуб – по примеру стран Запада. Аргументация – там, на Западе, вся наука сосредоточена в университетах.
Но Китай не пошел по пути ослабления своей Академии наук; результат – львиная доля публикаций по искусственному интеллекту, как и по другим направлениям науки, дает Китайская академия наук.
Новые реформы, провозглашенные Минобрнауки, если они реально будут претворяться в жизнь, дают импульсы для развития томского научно-образовательного комплекса, но и создают новые проблемы.
Конкуренция, бесспорно, увеличится.
В связи с этим – о Большом университете.
Главный энтузиаст этого проекта – губернатор Томской области С.А. Жвачкин неоднократно утверждал: необходимо, сохраняя автономию и структуру томских университетов, объединять усилия томских университетов, Академии наук, промышленности (бизнеса). Правильная и крайне актуальная идея. Процесс объединения усилий во имя более быстрого решения актуальных проблем и повышения конкурентоспособности – характерная особенность всех без исключения стран, где наука и новые технологии играют сколь-нибудь значимую роль. Впрочем, на том заседании Президиума РАН, о котором я говорил выше, обсуждался вопрос о консорциумах и о той роли, которую может сыграть в этом деле Академия наук. Хотел бы напомнить, что в Томске с 2012 года продолжает свою деятельность Ассоциация некоммерческих организаций «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», в нее вошли томские университеты, академические институты, Томский научный центр СО РАН. 8 лет – немалый срок, а в рамках консорциума работало десять проблемных групп. Каковы итоги деятельности «Томского консорциума»? Что удалось сделать, какие проблемы возникали, как их удавалось решать? Хотелось бы получить ответы на эти вопросы, чтобы идти дальше.
Объединяться во имя решения конкретных проблем, достижения конкретных целей – таков международный опыт. Первым на это у нас в Томске обратил внимание ректор НИ ТГУ профессор Э.В. Галажинский, опубликовав статью о стратегических единицах. Я, честно говоря, тогда засомневался, необходимы ли особые «академические единицы» при наличии стабильных университетских структур. Тем более что тогда я просмотрел структуры 8 лучших американских университетов, 2 британских (Топ-10 международных рейтингов), не мог вспомнить, есть ли в них «стратегические единицы» (я искал, как в этих университетах реагируют на проблемы Востока).
Посмотрел вновь. На этот раз нашел: в Кэмбриджском университете были две стратегические единицы, ученые, входящие в состав этих «единиц», представляющие разные научные направления, действительно решали проблемы стратегического значения.
Сейчас в Томском госуниверситете четыре стратегические единицы (САЕ). Это – интереснейший и исключительно серьезный опыт. Научная общественность должна быть информирована о его развитии и результативности.
В Кэмбридже – «стратегические единицы», в НИ ТГУ – САЕ, в Гейдельбергском университете – два кластера.
Меня особенно заинтересовал кластер «Азия и Европа». И я предложил попытаться изучить этот кластер в качестве темы курсовой работы тогдашнему первокурснику Руслану Киму. Несколько дней тому назад он защитил выпускную квалификационную работу бакалавра «Кластер передовых исследований «Азия и Европа в глобальном контексте». (Гейдельбергский университет): его роль в организации востоковедных исследований в Европе (2007-2019 гг.)».
Европа, сознавая растущую роль Востока, стремится лучше его знать. В кластере ведут свои исследования ученые многих стран, в том числе и азиатских (в Индии создан филиал кластера). Всего около двухсот человек. В кластере наряду с исследованиями разрабатываются кросс-культурные образовательные программы - магистратура и аспирантура.
Характерная особенность Гейдельбергского университета – три международные аспирантуры (докторантуры), в одной из них – около трехсот аспирантов, в другой приблизительно сто шестьдесят.
Всего в университетах Германии – 58 кластеров. Университет не может претендовать на вхождение в число лучших (excellence), если в нем нет двух кластеров.
Очень интересен для нас – томичей - и опыт Японии. Япония по важнейшим показателям развития занимает в мировых рейтингах в основном третье место – после США и Китая. И в то же время вот уже который год по темпам развития эта страна практически топчется на одном месте. Придя к власти в 2012 году, премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что именно наука, технологии, инновации (НТИ) позволят Японии повысить темпы развития. Разрабатывая пятый пятилетний базовый научный план (в Японии в этом году отмечают двадцатилетие базовых научных планов), правительство С. Абэ поставило цель: достичь объема годового финансирования науки, технологий, инноваций в размере 4% ВВП – очень немногие страны могут ставить перед собой такую цель. Из них – обратите на это внимание: 1% выделяет государство,3% должен взять на себя бизнес. В настоящее время 4 процентов Япония на НИТ еще не расходует, но близка к достижению цели.
Главной особенностью Японии является разнообразие проектов и программ, ориентированных на стимулирование научно-технологических исследований и инновационной активности. Очень большое внимание уделяется вовлечению в эту активность общества. Правительство С. Абэ ставит перед страной весьма амбициозные цели: Япония должна стать «первым в мире суперумным обществом». Подобных целей, по мнению С. Абэ и его министров, можно добиться только посредством «диалога науки с обществом» - от диалога к взаимопониманию и взаимодействию. Если исходить из содержания официальных японских документов, такое происходит: «улучшение понимания обществом роли НТИ (наука, технологии, инновации – С. В.) в его жизни посредством продвижения активного участия самого общества в области НТИ».
Можно ли говорить об активном участии общества в деятельности томского научно-технологического комплекса? Я бы не взял на себя ответственность позитивно ответить на этот вопрос. Даже о первом этапе такого взаимодействия – о просветительстве, говорить трудно. И это – в Томске, славящемся своими просветительскими традициями. Почему так: на этот вопрос надо было получить ответы у депутатов областной и городской Дум, у властных структур. Время идет – ответов нет.
В период первых базовых научных планов в Японии большое внимание уделялось формированию и деятельности «кластеров знаний». В настоящее время ставка делается на инициативу университетов, самих ученых и инноваторов и, что очень важно, предпринимателей. Роль государства, местных  властных структур – создание благоприятных условий для тех, кто проявляет инициативу в сфере науки, технологий, инноваций. И не только для собственных ученых и инновационных предпринимателей. Совершенно не удивляют программы, ориентированные на зарубежных предпринимателей, на инициативных людей: хотите создать собственное дело, в частности, стартап, приезжайте в Японию, здесь для вас создаются все необходимые условия.
Очень серьезное внимание уделяется работе с молодежью – собственной и зарубежной – перспективам их участия в НТИ. Можно только удивляться масштабам вовлечения молодежи в процесс интернационализации.
Томичей интернационализацией не удивить. Томск по праву входит в число ведущих российских городов по числу иностранных студентов. Но сколько из них остается в Томске? Умных, талантливых? По существу очень обидный вопрос. Мы своих талантливых не имеем возможности оставить, а тут об иностранцах речь. Это так, но это глобальная тенденция – всеобщий дефицит талантов.
Есть еще одна особенность Японии, относящаяся к процессу интернационализации молодежи – количество молодых японцев, стремящихся учиться в университетах США, Великобритании, других европейских странах сокращается, как результат повышения качества и конкурентоспособности японских университетов. Количество японских юношей и девушек, выезжающих в страны Азии, Ближнего Востока растет. Далеко не всегда на 4 года. Часто это языковые курсы, научные школы, стажировки. Здесь велика роль правительства и в особенности университетов. Ведь речь идет о перспективах сотрудничества – в экономике, в науке, в культуре.
Нам в Томске надо серьезно подумать о перспективе подготовки кадров для сотрудничества со странами Востока, особенно с теми, которые в авангарде научно-технологического процесса.
Данные из отчета о деятельности научно-образовательного комплекса Томской области в 2018 году: в Томской области в 2018 году обучалось 80 студентов из Индии.
В 2019 году в ТГУ из Индии обучалось 12 человек – специалитет, бакалавриат, магистратура.
Из магистерской диссертации Дианы Барашковой: в период с 2016 по 2019 гг. ни один студент ТГУ не принял участие в программах студенческого обмена с индийскими университетами.
Это Индия, население которой составляет более 1 млрд 220 млн человек, из которых более 600 млн – молодые люди.
О чем мы думаем? О нашем будущем? Я уже давно не пытаюсь понять, а тем более объяснить отношение нашего руководства к Индии, к сотрудничеству с этой великой страной. На словах все правильно, а на деле…
И еще немного о Японии, о ее опыте. Гражданское внимание, которое уделяется в этой стране информационному обеспечению деятельности ученого, исследователя, инженера, предпринимателя: информация профессиональная, экономическая, международная, бытовая. Без такой информационной составляющей невозможно реальное сотрудничество государства, науки, предпринимательства – науки и общества.
Очень хотелось бы, чтобы при разработке программы «Большого университета» («Томского консорциума») учитывались и международный опыт, и мнение томичей.
Савелий  ВОЛЬФСОН,
доцент НИ ТГУ.


P.S. В статье использованы материалы бакалаврской выпускной квалификационной работы Руслана Кима, магистерских диссертаций Дианы Барашковой и Арины Серебренниковой.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б