Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

08 09 2011Пятница

Хотя бы год без всяких инициатив

Председатель жюри конкурса «Директор школы–2011», главный редактор журнала «Директор школы» К. Ушаков поделился своим мнением о том, от чего зависит качество образования и как его улучшить, решит ли повышение зарплаты педагогам кадровую проблему и принесут ли реформы образования позитивные перемены. Он также рассказал, почему стоит защищать всех участников образовательного процесса друг от друга, есть ли шанс на выживание у малокомплектных сельских школ, и что бы он сам сделал, если бы стал министром образования. 

Почему, несмотря на многочисленные реформы, явных улучшений в жизни школы так и не произошло? Эксперт видит одну из главных причин в модели современной школы: «Та модель, которую мы сегодня построили, – это то, что можно назвать индустриальной моделью». Современная школа похожа на конвейер, где ребенка, начиная с первого класса, передают от одного специалиста другому, а на выходе он проходит через отдел технического контроля – через ЕГЭ. 
Опасность такой системы, по мнению Ушакова, в том, что она приводит к узкой специализации всех участников образовательного процесса. «Конвейер не допускает отклонений от нормы. На конвейере никто не работает с бракованной деталью, ее просто выбрасывают, – делится он опасениями. – А на школьном конвейере учителя и дети, которые не соответствуют некоторой стандартизованной норме и нарушают работу механизма, – их пытаются с этого конвейера убрать». По его мнению, узкая специализация грозит тем, что педагоги становятся исполнителями отдельных операций механизма, но при этом не видят целостную картину и конечный результат всей деятельности. Что касается учеников, то «сужение культурных возможностей ребенка, «приговор» к той или иной специализации на всю жизнь, потом ему очень дорого обойдется, да и всем нам в целом».
Ушаков также остановился и на вопросе защиты всех участников образовательного процесса. «От кого защищать и кого защищать? Школу от руководства? Детей от учителей? Детей от сверстников? Учителей от директоров? Директоров от учителей? Всех ото всех? – делится он. – Большое количество вопросов о защите различных групп говорит о том, что все, на самом деле, против всех. Это диагноз низкого социального капитала отрасли и во многом причина того кризиса, в котором мы находимся. Это глобальное недоверие всех ко всем».
Говоря о качестве образования, Константин Михайлович выделил два основных фактора, от которых оно зависит, – преподавание и руководство. «Если мы будем говорить, от чего зависит качество, совершенно понятно, что есть две ключевые фигуры. Это учитель и директор. Все реформы, которые до сих пор проходили, не касались процесса преподавания. С этой точки зрения, реформы в области образования еще впереди», – считает он.
Касаясь проблемы малокомплектных сельских школ, их перспектив, возможности перехода на бюджетное или автономное финансирование, Ушаков высказал мнение, что перспективы у сельских школ есть. Но проблема таких учебных заведений – в оттоке населения из села. «Мы теряем территории не в результате военных действий, а в результате совершенно определенной политики, в том числе и в образовании», – выражает беспокойство эксперт. Ярким подтверждением опасений послужило пришедшее в его редакцию письмо многодетной семьи Логиновых из Карелии. Семья, где растут четыре ребенка школьного возраста, живет в деревне на острове Большой Клименецкий, который практически полностью оторван от цивилизации. Как в самой деревне, так и в ближайшем населенном пункте, закрыли школу. Детей предлагали забрать в интернат, до которого 40 километров по воде, но родители хотят быть вместе со своими детьми. Если они, последние жители деревни, все-таки из нее уедут, то еще одна территория опустеет.
Один из наиболее болезненных для руководителей школ вопрос – кадровый состав и привлечение молодых специалистов в школу. По мнению Ушакова, даже прибавка к заработной плате кардинально не решит кадровых проблем. «Заработная плата, несмотря на ее совершенно неприличный уровень, все равно не решает всех проблем, которые стоят перед вашей школой, – обращается Ушаков к директорам. – Дело не только в уровне оплаты. Человек, кроме денег, хочет получать еще и удовлетворение от работы, а это во многом зависит от той среды, которую вы создали и от тех способов реализации на работе, которые вы предоставляете». «Значительно легче решаются кадровые вопросы в среде с обучающим характером и высоким уровнем доверия», – добавил эксперт.
Ему был задан и такой вопрос: «Представьте, что вас назначили министром образования Российской Федерации и наделили вас неограниченными полномочиями. Что бы вы сделали в первую очередь?» - «Если бы я стал министром, я бы предложил год без всяких инициатив», – ответил К. Ушаков.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б