Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

14 01 2020Красное Знамя

КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТА?

- Когда Совет старейшин встречается с учителями, - подчеркнула, открывая встречу, заместитель председателя Зоя Барашева, - общение наполняет нас новыми идеями, чувствами, желанием работать и дальше. Эту важнейшую проблему мы обсуждали два года назад, особо выделяя роль учителя и то, что он обязан в первую очередь делать, говорили о внимании к школьным музеям. Сегодня хотелось бы услышать, что удалось наработать нового, а также сверить свою позицию с позицией, которая выстраивается государством в «Программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020 гг.».

Зоя Георгиевна охарактеризовала и новый национальный проект – «Примерную программу воспитательной работы», с которой успела познакомиться. Правда, она пока дорабатывается в рамках апробации (в этом участвует пять школ области), а введена будет в сентябре 2020 года. Но уже сегодня необходимо знать основные положения этого документа, руководствоваться им, чтобы еще эффективнее противостоять вызовам времени.
- Радует, что в проекте впервые зазвучало такое смысловое сочетание, как «личностное развитие школьников», - обратила она внимание. - И  это вселяет надежду, что скоро уберут чужеродную формулировку «школа оказывает образовательные услуги».
З.Г. Барашева также  считает, что необходимо включить молодежь в активную деятельность,  изучение истории, литературы, культуры. Пусть каждый узнает о достижениях и подвигах героев войны и труда, значимых людей, внесших достойный вклад в развитие Томска и области, в работу по охране природы и городских ценностей, наведение порядка в своих микрорайонах. А для этого постоянно и эффективно использовать в воспитании молодежи институты гражданского общества, шире применять для патриотического воспитания возможности своих сайтов.
Обсуждаемый круг вопросов оказался настолько обширным, что пришлось прибегнуть к помощи еще одной ведущей - начальника департамента образования администрации  Томска Ольги Валентиновны Васильевой, отметившей, что «при всей загруженности, ответственности за исполнение сиюминутных задач главные темы, обсуждаемые за «круглым столом», не могут быть отодвинуты куда-то на задний план».
Участники обсуждения пришли к выводу, что музейная педагогика, краеведение и образовательный туризм определяют сегодня особенности организации и содержания гражданско-патриотического воспитания школьников. А базовыми, структурными однозначно являются музей 19-й Гвардейской стрелковой дивизии в 32-й школе, Центр гражданского образования, Центр экологии образования, детская общественная организация «Мы», Центр медиаобразования и такая новая структура, как «Центр волонтерского движения», в котором участвуют учащиеся и родители.
Опыт организации работы музея 19-й Гвардейской стрелковой дивизии вызвал общий интерес. Ведь его деятельность позволяет охватить всеми формами работы учащихся с 1-го по 11-й классы, а также обеспечить преемственность военно-патриотического воспитания на базе поискового отряда «Сибиряк», который в апреле 2020 года отметит 50-летний юбилей. Основа формирования работы школьного отряда – разработка и реализация исследовательских и социальных проектов. Тематика разнообразная и самая актуальная, особенно в преддверии 75-летия Великой Победы. Ребята готовятся к знаменательным событиям: школе будет присвоено  имя 19-й Гвардейской стрелковой дивизии, участию в общем шествии в рядах «Бессмертного полка».
Специфика учреждения позволяет максимально реализовать потенциал военно-патриотического воспитания. Эмоционально проходит чествование ветеранов. От музея до актового зала вся школа выстраивается живым коридором, и учащиеся благодарят идущих ветеранов. Искренние аплодисменты, слезы на глазах детей. Сама атмосфера такой встречи, проводимой раз в году, дает потрясающий эффект единения поколений, причастности к истории и судьбе ветеранов. Или уникальное мероприятие – спектакль «Тени войны», в котором участвуют и дети, и родители. Самодеятельные артисты выступали не только в школе, но и на сцене Томского государственного университета.
- В 32-й школе раскрыта целая система военно-патриотической работы, - подвела итог сказанному З.Г. Барашева, - которая обеспечивает сохранение и развитие сложившихся традиций на протяжении 50 лет и дает возможность активного информационного развития школьников. Есть и другие школы, где разрабатываются интереснейшие проекты, как, например, гимназия № 26.
Новый проект, разработанный в этом образовательном учреждении, называется «Вместе во имя образования». В нем участвуют и учащиеся школы № 5 города Белостока Польской народной республики. Его идея заключается в том, чтобы школьники двух государств, двух народов имели возможность встречаться и обсуждать различные вопросы. Особенно ярко это дружеское взаимодействие проявилось, когда после приезда делегации польских школьников в Томск в 2018 году с ответным визитом в Белостоке побывали томичи. Приехали они в значимый для каждого россиянина день 9 Мая 2019 года и вдруг обнаружили, что в Польше его вообще не отмечают. Возник вопрос: почему эта святая для нашей общей памяти и наших детей дата для поляков ничего не значит? На дискуссионной площадке дети, естественно, спросили, кто же, если не Советский Союз, победил фашистскую Германию в мае 1945 года? И когда получили невразумительный ответ, томские школьники очень обстоятельно, с конкретными примерами рассказали о вкладе советского солдата в победу над фашизмом. Ребята говорили с большим достоинством, чувствуя себя гражданами России, наследниками Великой Победы. Они развеяли миф пусть только перед учащимися одной польской школы, зато сумели выразить свою точку зрения, отстоять жизненно важные позиции, принципы гражданско-патриотического воспитания.
Успешный опыт проведения дискуссий есть и в других учебных заведениях. Формирование патриотизма и межличностных отношений в 47-й школе считают важнейшей частью  воспитательного процесса молодого поколения. Здесь применяют разные формы работы с детьми. Особые эмоции вызывает подготовка ко Дню защитника Отечества. Как живо относятся к нему дети, поддерживаемые родителями. Трудно удержаться от слез, увидев и услышав выступления детей на фестивале патриотической песни. Как и во многих других школах города, здесь учатся дети разных национальностей. Поэтому здесь понимают, насколько важно учитывать взаимодействие культур и помощь друг другу.
- Бесценный и поучительный опыт накоплен в ряде других школ города, - отмечали участники «круглого стола», - к сожалению, он пока недостаточно широко востребован, а главное - не выработано централизованное направление для его распространения.
Николай Кириллов, профессор ТПУ,  доктор философских наук, председатель областной ассамблеи народов, член Совета старейшин Томска, говорил об укреплении межнациональных отношений. Несмотря на то, что на территории области проживают представители почти 140 национальностей, она выгодно отличается от других регионов. Ежегодно в областной администрации проводятся брифинги по национальному вопросу. Александр Фрицлер, директор русско-немецкого центра, председатель общественного совета по воспитанию у школьников межнациональной терпимости и лояльности, делится богатым опытом такой деятельности.
Николай Петрович рассказал об интереснейшей поездке в Нарым школьников 14 национальностей в возрасте от 11 до 15 лет. Ребята с удивлением и захватывающим интересом открыли для себя север области, подружились и в короткое время стали единым коллективом.
Как всегда активно выступала член Совета старейшин Т.Ф. Демишева. Готовясь к разговору за «круглым столом», Тамара Федоровна побывала в нескольких школах и поддержала тех, кто говорил, какое большое значение имеют музеи в патриотическом воспитании.
- Хотелось бы через директоров школ сказать большое спасибо руководителям музеев. Практически все они фанаты своего дела. Что появилось нового? Развивается механизм социального партнерства, появились новые партнеры. «Росгвардия» шефствует над лицеем № 1, одна из воинских частей – над школой № 37. Хорошим социальным партнером может быть, на мой взгляд, издательство «Твердыня». Их материалы четко направлены на патриотическое воспитание. Диски, фрагменты из фильмов и книги. Здорово помогают. Однако в плане расширения социального партнерства у нас есть еще неиспользованные резервы. Совету старейшин и городскому совету ветеранов надо взять шефство над школьными музеями.
З.Г. Барашева предложила создать в Кировском районе музей славы коллективов заводов, работавших на оборону в годы войны: ТИЗу, электротехническому, «Сиб-электромотору».
- Из цехов выходила великолепная продукция. Эти люди ковали победу. Они живы и могут рассказать, как трудились, как отправляли военную продукцию на фронт, как восстанавливали народное хозяйство. Где ему быть, надо подумать. Поэтому задание всему директорскому сообществу постараться открыть такой музей, а Совет старейшин будет помогать.   
Подводя итог заинтересованного разговора, О.В. Васильева потребовала, чтобы каждый директор школы имел свою личную позицию по этой теме, относился к воспитанию, как важнейшему участку всей педагогической работы.
Владимир ФЕДОРОВ,
член Совета старейшин г. Томска.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б