Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

10 12 2019Красное Знамя

Был, есть и будет!

Музыка и театр – что может быть гармоничнее! Красиво, стильно, торжественно и празднично – такое впечатление оставила церемония закрытия Года театра в Томске. Увертюрой к опере «Кармен» Жоржа Бизе ее открыл Томский академический симфонический оркестр под управлением Дениса Немировича-Данченко.

Музыкальная классика на сцене театра драмы тут же вызвала в памяти другое, еще не стершееся впечатление – балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» Красноярского театра оперы и балета, показанный 27 марта, в Международный день театра, когда Томск принимал эстафету театрального марафона от Красноярска. Тот самый исторический момент, когда Андрей Сидоров, председатель Томского отделения СТД, принимал красивый символ года, был запечатлен фотографом. Эта фотография открыла летопись театрального года.

В темпе vivo
Мелькали фотографии, вихрем проносились воспоминания. Премьеры, гастроли, фестивали. Итоги Года театра в Томске огласили ведущие церемонии: артистка Северского музыкального театра Анастасия Любовская и артист ТЮЗа Роман Колбин. В этом году на театральных площадках Томска и Северска было показано 19 премьерных спектаклей и состоялись фестивали.
Театр драмы и театр куклы и актера «Скоморох» в рамках общероссийской программы «Большие гастроли» дали спектакли в Саратове и Челябинске. Эти же театры участвовали в международных фестивалях: на «Арт-Миграции» в Москве были представлены «Паразиты», на «Славянских театральных встречах» в Брянске – «Пикник», в Красноярске на «Сибирь.Terra.Magiсa» - «Как рождаются сказки», в Барнауле на I Всероссийском фестивале театров кукол «Зазеркалье» - «Игра». Спектакль Томского ТЮЗа «Чайка» попал в лонг-лист «Золотой Маски», а спектакль «В эту ночь» театра «Индиго» - в лонг-лист премии зрительских симпатий Всероссийской премии «Звезда театрала – 2019».
Увертюра Андрея Петрова к фильму «Укрощение огня», прозвучавшая сразу после оглашения итогов, дала почувствовать стремительный темп событий. Вот только что аплодировали на премьере «Чайки» и баловались плюшками Ольги Рябовой после первого показа «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» в ТЮЗе, и тут же в драму и «Скоморох» приехали саратовцы, минчане и челябинцы. В августе разъезжал по Томску и его окрестностям Сказочный балаганчик «Скомороха», а в начале ноября к зиме на подмостках Северска и Томска «Сибирский кот» свои сказки говорил. Не успела Томская драма завершить свой «Парад премьер», как фестивальную эстафету подхватил областной фестиваль «Маска». В параллель с «Маской» на сцене Северского театра для детей и юношества «Театр наций» устраивает мастер-классы для актеров и зрителей.
Год театра – хронологическая рамка, чтобы вспомнить, что произошло, справедливо было замечено в прозвучавшем поздравлении театральной общественности с закрытием года. Бурная деятельность привела к тому, что Томск совершенно неожиданно для многих, особенно тех, кто редко ходит в театр, вошел в двадцатку самых театральных городов Российской Федерации.
Критерии, по которым оценивалась театральность жизни в городе, правда, не были оглашены. Но длинный список награжденных, которым были вручены медали и почетные грамоты, убеждает в том, что и с номинальным окончанием года театральная жизнь не закончится. «Театр был, есть и будет всегда. Сегодня и завтра!» - прозвучало со сцены под аплодисменты зала.
Успехи и проблемы
в свете рампы
В том, что «театр будет», - никаких сомнений. Тем не менее прозвучавшие следом итоги областного фестиваля «Маска», который подвел черту под уходящим Годом театра, показали «город высокой театральной культуры» с другой стороны. За праздничным фасадом, за награждением лауреатов не остались в тени проблемы. Более того, праздничные софиты и высветили их. 
«Незамеченность» спектакля «В эту ночь» театра «Индиго» объяснили тем, что к школе-студии-театру, где играют артисты с ограничениями по здоровью, наконец стали относиться, как к профессионалам, без скидок на «особость». Да и обилие премий у Северского музыкального театра за мюзикл «Винил» и оперу «Умница», и Томского ТЮЗа за «Чайку» Дмитрия Гомзякова и «Подлинную историю фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» Павла Зобнина тоже никого из театральной общественности не удивило. Комментарий одного из членов жюри, его наблюдения и выводы, которые были представлены в журнале «Театр», только уточнили и без того ясную картину: успех и симпатии на стороне тех, кто ищет, идет вперед, рискует, где есть профессиональная команда и четкое понимание, куда стремится современный театр.
Но прежде напомню, что «Маска» родилась в 1993 году по инициативе заинтересованных зрителей и журналистов, а еще точнее, по инициативе Нины Маскиной, тогда заместителя редактора газеты «Красное знамя», которая хотела поддержать театр и артистов в нем. Об этом она и напомнила, когда вручала «Маску» «За честь и достоинство» заслуженной артистке России, актрисе, педагогу театра кукол и актера «Скоморох» Марине Дюсьметовой.
А вот сама премия появилась недавно, и это уже заслуга действующего председателя Томского отделения СТД, заслуженного артиста России Андрея Сидорова. Доставая из разных карманов спецпризы жюри (артист он и есть артист!), он напомнил, что фестиваль проводится раз в два года, что театры сами выдвигают спектакли, а вот Томское отделение СТД, которое в седьмой раз проводило «Маску» с момента ее возрождения в 2000 году, в седьмой раз приглашает в жюри иногородних критиков.
В этот раз спектакли оценивали и анализировали эксперты из Казани, Санкт-Петербурга и Москвы: Нияз Игламов, Оксана Кушляева, Арина Шепелева, Влада Куприна, Ольга Кораблина. Из 14 заявленных в афише спектаклей в той или иной номинации они отметили восемь. Но проанализировали все. Подчеркиваю: проанализировали. Эту цель – дать профессиональную оценку каждой работе – преследует фестиваль в современном его формате.
Сразу после просмотра каждого спектакля члены жюри выходили на разговор с труппой. И это был серьезный, профессиональный разговор по существу увиденного. Замечания касались режиссуры, работы актеров, художников, светового и музыкального решения. Скрытая от зрительского глаза эта сторона фестиваля для самих театров необычайно важна. Поэтому на «разбор полетов» приходили даже те, кто не был занят в спектакле. Слушали и не спорили. Не потому, что нечего было возразить, а потому, что важно было услышать мнение экспертов. И их оценка заставляет трезво взглянуть на театральную ситуацию в области.
«На самом деле, театральная жизнь Томской области переживает кризис, - так прокомментировала свои впечатления в журнале «Театр» критик из Санкт-Петербурга Оксана Кушляева. – Мне кажется, регион, очевидно, находится на отшибе сибирской театральной жизни. Есть ощущение, что, кроме редких исключений, театры Томской области замыкаются сами в себе». К этим исключениям она отнесла Томский ТЮЗ и Северский музыкальный театр, где жюри увидело «совершенно другой уровень искусства». Оксана Кушляева пояснила свою позицию: «И томскому театру «Скоморох», и Томской драме и Северскому ТЮЗу стоит привлекать театральные силы, которые бы могли развивать актерские команды, устраивать им новые вызовы, знакомить с российским театральным контекстом». Рывок театра «Наш мир» в театральное настоящее, по ее мнению, тоже связан с тем, что на постановку спектакля «Тополя и ветер» была приглашена команда из Санкт-Петербурга – режиссер Руслан Нанава и художник Николай Слободяник.
Мнение гуманное и объективное, хотя кому-то оно может показаться несправедливым, но к нему лучше прислушаться и сделать выводы.
Стоит сказать о читках со сцены пьес. Эта форма театральной жизни набирает быстрый темп. Интерес зрителей к ним растет. Появились читакли в формате «Драмачая» или отдельного представления, которое можно показывать за деньги. Иногда объединяются актеры из разных театров, чтобы познакомить публику с творчеством того или иного молодого или не очень молодого автора.
Татьяна ВЕСНИНА.

Список лауреатов
Лучший спектакль большой формы: спектакль «Чайка», ТЮЗ.
Лучший музыкальный спектакль: опера «Умница» Северского музыкального театра.
Лучший драматический спектакль малой формы: спектакль «Тополя и ветер», Северский молодежный театр «Наш мир».
Лучшая женская роль: Ольга Рябова за роль Фру Хильдур Йенсен в спектакле «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века», ТЮЗ.
Лучшая женская роль второго плана: Елена Саликова за роль Турусиной в спектакле «Секрет успеха», драматический театр «Версия».
Лучшая мужская роль второго плана: Игорь Савиных за роль Медведенко в спектакле «Чайка», ТЮЗ.
Лучший актерский дуэт: Антон Завьялов и Гульназ Абкадырова за роли Жоржи и Капитолины в мюзикле «Винил», Северский музыкальный театр.
Актерский дебют: Юлия Смирнова за роль Виолы в мюзикле «Винил», Северский музыкальный театр.
Спецпризы жюри: Закир Валиев за роль Короля в опере «Умница», Северский музыкальный театр;
Денис Иванищев за роль Гуана в спектакле «Фауст», Северский театр для детей и юношества;
Христина Данилова, Мария Макарова за роли Феечек в спектакле «Откуда берутся сказки», Театр куклы и актера «Скоморох».
За честь и достоинство: актриса Марина Дюсьметова, театр куклы и актера «Скоморох».

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б