Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

25 08 2011Пятница

Большой педсовет

Во вторник на августовский педсовет собрались работники образовательных учреждений региона, руководители районных управлений и отделов образования, специалисты администрации области. Впрочем, благодаря видеосвязи высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам (а в этом году на конференции речь шла о приоритетных направлениях развития региональной системы общего образования, повышении заработной платы и сохранении социальных льгот работникам образования, перспективах развития системы образования в условиях нового законодательства) смогли даже педагоги из самых отдаленных районов.


- Школа в последние годы претерпевала серьезные изменения, - говорит Леонид Глок, начальник обла-
стного департамента общего образования. - Мы реализовывали приоритетный нацпроект «Образование», комплексный проект модернизации образования, сейчас работаем над претворением в жизнь президентской инициативы «Наша новая школа», занимаемся модернизацией региональной системы образования. Плюс ко всему сегодня идет еще и разработка нового федерального закона «Об образовании».
Эти мегапроекты, по мнению начальника департамента общего образования, являются судьбоносными, определяющими будущее России, ибо касаются как общероссийских, государственных интересов (воспитание нового гражданина, обладающего комплексом знаний, новыми компетенциями, удовлетворяющими потребности инновационно развивающейся экономики), так и каждого россиянина в частности (доступность образования, востребованность на рынке труда, условия для личностного развития). Какие изменения должны в связи с этим произойти в школе? Прежде всего, должен состояться переход на новые образовательные стандарты, которые предполагают новое содержание образования, формирование компетентностей. Во-вторых, будут созданы новые, комфортные условия для всех участников образовательного процесса, то есть подготовлено современное учебное оборудование, учебники, современные здания. Ну и,  в-третьих, ожидается, что мы добьемся повышения статуса учителя, его зарплаты, имиджа в целом педагогической профессии.
Говоря об итогах работы, Леонид Глок отметил, что с 2006 по 2011 годы на реализацию в Томской области федеральных и региональных проектов в сфере общего образования было привлечено шесть миллиардов рублей. В дополнение к федеральным проектам одновременно работали и по собственным ре-гиональным программам, таким как «Школьный автобус», «Реструктуризация сети образовательных учреждений», «Комплексный восстановительный ремонт», «Одаренные дети», «Сельская школа».
- За четыре последних года немало сделано по укреплению учебно-материальной базы школ: новое строительство, комплексный восстановительный ремонт, приобретение оборудования, автобусов, внедрение информационных технологий, - отмечает Леонид Глок. - Средства на эти цели выделялись как из федерального, так и областного бюджетов.
- И не только! - уверяет Анатолий Карлов, глава Каргасокского района. - Так, в четырех северных районах, включая и наш, социально ответственный бизнес (ООО «Газпром  трансгаз  Томск») помог переоборудовать школьные столовые. Кстати, сейчас это предприятие намерено заняться еще и пищеблоками детских садов.
- Хотелось бы, чтобы этому примеру последовали и другие, - высказал пожелание губернатор. - Куда вкладывать деньги, к чему прилагать усилия? Только в сельской местности нам необходимо провести комплексный восстановительный ремонт 19 школ, построить 10 новых, кроме того, много проблем и в городских школах, а также в районных центрах.
Итоги Года учителя? Они, по мнению выступавших на конференции, неплохие: по результатам ЕГЭ Томская область стала лидером в СФО; около тысячи учителей и 50 школ получили дополнительное финансирование; осуществлялась поддержка талантливых детей через систему олимпиад; появились три новые школы; более десятка школ отремонтировали; построили несколько спортзалов; приобрели 12 школьных автобусов…
- Но счастья все равно нет! – воскликнул губернатор. - Дело в том, что по результатам ЕГЭ мы сравниваем себя отнюдь не с лидерами. Вот и ректоры томских университетов утверждают, что качество знаний выпускников томских школ не соответствует тем амбициозным задачам, которые ставит инновационный сектор экономики. Есть ощущение отставания этой сферы от наших же собственных притязаний на «второе Сколково». На мой взгляд, мало внимания уделяем развитию естественнонаучного и физико-математического образования, в том числе и подготовке учителей по этому профилю.
Вот почему в 2011 году Виктор Кресс предложил сосредоточиться на реализации проекта областной физматшколы, а в следующем году - естественнонаучного лицея в тесном взаимодействии с томскими вузами. Еще одним перспективным проектом для нашей области губернатор считает создание президентского кадетского лицея.
Проблемы? Конечно, о них тоже говорили на конференции. Так, одной из самых острых – кадровой проблеме – посвящено было не одно выступление. Как известно, не хватает школам региона молодых специалистов, мужчин. Всего в области в системе общего, дошкольного и дополнительного образования работают 16 тысяч педагогов. Из них в возрасте до 30 лет - 14%. Мужчин-педагогов - 7,5%. Из них в школах работают 840 человек, половина из которых - физруками и учителями технологии.
Как привлечь выпускников педагогических вузов, как заинтересовать педагогов опытных, уважаемых, творческих? Очевидно, нужны дополнительные, специальные меры.
- Хотя, не стоит думать, что решением проблемы никто не занимался, - отметил Виктор Кресс. – В 2010 году в области была создана достаточно эффективная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в которой задействованы наши университеты - классический, педагогический, политехнический, педагогический колледж, Томский институт повышения квалификации работников образования. Во-вторых, мы значительно расширили набор мер по стимулированию и поощрению лучших учителей области: 850 педагогам ежемесячно выплачивается стипендия в размере 4200 рублей. Плюс разработали конкурсы для учителей и педагогических коллективов, внедряющих инновационные образовательные программы, конкурсы профессионального мастерства молодых специалистов, конкурс «Учительская династия» и так далее. Всего на это направление выделено почти 75 млн. рублей.
В качестве же дополнительных мер губернатор предложил поддержать инициативу Минздравсоцразвития, которое собирается возродить систему обязательного распределения выпускников в районы и поселения. Кроме того, глава региона ратует за выделение серьезных подъемных средств на обустройство и решение жилищных проблем молодых специалистов. В 2012 году планируется выделять молодым специалистам, распределившимся работать в районы области, подъемные в размере 100 тысяч рублей.
- Предлагаю с будущего года губернаторскую стипендию выплачивать молодым специалистам, уехавшим на работу в районы области, по прогрессивной сетке: первый год - 5000 рублей, второй год - 6000 рублей, третий год - 7000 рублей, - заявил губернатор на пленарном заседании. - Также предлагаю распространить губернаторскую стипендию на студентов магистратуры, изъявивших желание работать в сельской школе. Что касается доплат молодым специалистам, которые будут работать в городских школах, то этот вопрос мы тоже прорабатываем. А для учителей со стажем путь к повышению заработной платы должен лежать через повышение квалификации и результаты педагогического труда. В частности, в основу установления их персональных надбавок, квалификационной категории и стимулирующих выплат должны лечь результаты аттестации.
Леонид Глок считает, что одна из основных задач, которая поможет решить кадровую проблему, - это максимально приблизить размер среднемесячной заработной платы учителей к среднему показателю оплаты труда по региону. По данным департамента общего образования, средняя зарплата работников системы образования в 2010 году по типам образовательных учреждений сложилась следующая: в дошкольном образовании - 9480 руб., в дополнительном - 9718 руб., в школах - 13230 руб., в том числе зарплата учителей - 16260 руб., из них - осуществляющим классное руководство - 18205 руб. Причем в разрезе муниципальных образований средняя зарплата учителей колеблется от 24 тысяч руб. в Стрежевом до 12 тысяч руб. в Кривошеинском районе. Когда педагогам ждать повышения зарплаты? С 1 сентября работникам общеобразовательных учреждений увеличат заработную плату на 16%, учителям - на 30% (включая увеличение с 1 июня текущего года на 6,5%), воспитателям дошкольных учреждений - на 30%.
Разумеется, и в новом учебном году комплексная модернизация образования будет продолжаться.
- Теперь, опираясь на уже созданную базу, предстоит укреплять и совершенствовать единое общеобразовательное пространство, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребенку независимо от социального статуса семьи, места его рождения либо проживания, - говорит начальник областного департамента. - Поэтапный переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, которые позволят обновить не только содержание образования, но и перевести весь процесс на совершенно новый уровень за счет внеурочной деятельности, создания современных условий, улучшения жизнеобеспечения школьников и наполнения школ новым современным лабораторным оборудованием, программным обеспечением и т.д. Кроме того, школа должна быть нацелена  на поиск и развитие талантов у детей. Мы, как педагоги, не имеем права кого-то не заметить и пропустить. А значит, нам надо создавать центры поддержки одаренных детей, развивать заочные и дистанционные формы обучения с привлечением ресурсов вузов.
Что касается дошкольного образования, то о нем тоже шла речь на августовском педсовете. Как известно, в Томске по инициативе губернатора была создана рабочая группа, которая подготовила региональную программу по созданию новых мест в детских садах. Главный упор в ней делается не на строительство новых дошкольных учреждений (хотя и это тоже предусматривается), а на мероприятия, способствующие рациональному использованию площадей в действующих детских садах, на создание групп предшкольного образования в школах и учреждениях дополнительного образования. Кроме того, власть теперь не отказывается и от идеи возврата зданий дошкольных учреждений, используемых не по назначению.
Как видим, задач перед системой образования стоит много. И решать их, судя по всему, надо комплексно, во взаимодействии, в том числе и используя имеющийся передовой опыт. Кстати, не случайно в рамках форума проходит VII региональный фестиваль педагогических идей и инновационных разработок. Более двух тысяч человек - руководители и специалисты муниципальных органов управления образования и муниципальных методических служб, руководители и сотрудники образовательных учреждений области, представители органов государственно-общественного управления образования, общественных организаций, вузов, школьники и студенты-резиденты регионального банка «Молодежный кадровый ресурс Томской области» - познакомятся с позитивным опытом модернизации образования, приняв участие в работе мастер-студий, проектных лабораторий федеральной инновационной площадки «Инновационная инфраструктура системы общего образования Томской области», дискуссиях, «круглых столах» и семинарах-совещаниях.
Ирина ЯКОВЛЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б