Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

11 10 2019Пятница

Пятерка за урок доброты

«Мы посещали детский сад, а потом встал вопрос, куда дальше, — говорит Галина Терентьева, мама восьмилетнего Артема, особенного ребенка с множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата. — Очень рады и благодарны администрации, что в новой школе на ул. Бе-реговой создан такой класс для наших детей, для Артема и его одноклассников это возможность обучаться системно, каждый день. Это возможность социализироваться, постоянно находиться в обществе других детей».

Первоклассники на колясках
В Томске при поддержке мэра Ивана Кляйна реализуется муниципальная программа «Социальная интеграция», помогающая людям с инвалидностью более успешно интегрироваться в общество, найти работу по душе, реализовать себя в спорте или творчестве. Эта работа начинается с детства. За последние три года в городе открыты четыре новые школы, и в каждой созданы условия для инклюзивного образования. Заозерная школа №16 на ул. Береговой, 6, открывшаяся в прошлом году, с 1 сентября приняла особенный класс — сложных детей с множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети, большинство которых имеют в диагнозе ДЦП, не просто не могут двигаться —  некоторые из них даже не сидят, не держат голову самостоятельно и не разговаривают.
— Мы готовились целый год к тому, чтобы принять ребятишек с множественными нарушениями опорно-двигательного аппарата, —  рассказывает заместитель начальника городского департамента образования Ирина Швайко. — Создать условия для таких детей непросто, но думаю, что у нас это получится, мы слышим положительные отзывы от родителей, а самое главное — дети находятся в образовательной среде, адаптируются и социализируются. Они имеют право на образование, несмотря на то, что у них ограничения в здоровье, и мы это право им предоставляем. 
Школа не стала для этих малышей стрессом — все они посещали детсады, где для них также были созданы специальные условия. Здесь этот класс называют не коррекционным, а маломобильным, дети обучаются по специальным индивидуальным адаптированным образовательным программам развития.
Как и все новые школы, здание на ул. Береговой, 6, соответствует всем параметрам доступной среды: просторные коридоры и рекреации, ровные полы без порогов, разноуровневые перила и пандусы, специально оборудованная санитарная комната для детей с инвалидностью, есть лифт-подъемник. Перед маломобильным классом есть пространство, где оставляют коляски, на которых приезжают особенные ученики. Здесь детей пересаживают в специальные реабилитационные кресла — для них это одновременно и парта, и средство передвижения по классу. Их специально закупали в Польше, порядка миллиона рублей на них потратили. У этих кресел есть подголовники и фиксирующие ремни, посадочное место можно «подогнать» под индивидуальные особенности ребенка и регулировать по мере роста. Удобнее, по словам родителей, пока ничего не придумано.
Занятия длятся по 20 минут, кабинет имеет зонирование, и в каждой зоне индивидуально работает с ребенком специалист – педагог, логопед, дефектолог или психолог. «В то же время мы все друг друга слышим и видим, я занимаюсь по своему предмету, и если возник момент с пониманием речи - у меня рядом логопед. Мы все время друг другу помогаем», -  поясняет учитель начальных классов Евгения Александровна Горбунова. В кабинете есть кресла-мешки, где дети могут отдохнуть.

Глаза вместо «мышки»
Галина Терентьева, мама Артема и специалист-дефектолог, представляет также ассоциацию «Союз родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ и инвалидов детства». Общественная организация активно участвует в грантовых конкурсах. Оснащение кабинета для особенных детей проведено за счет средств субвенции из бюджета, обучение специалистов – за счет грантовых средств. «Скоро мы получим современное интерактивное оборудование, - добавляет Галина Терентьева. – Это будет айтрекинг – альтернативный способ управления компьютером с помощью движения глаз, и кнопки-коммуникаторы, с помощью которых ребенок сможет сказать «да» или «нет». Дети ограничены в движении, но у них будет возможность развиваться». 
Сегодня нет методик обучения таких детей, поэтому педагоги фиксируют свою практику, томичи в этом новаторы. В сибирских регионах в общеобразовательных школах таких классов точно нет, в основном такие дети обучаются в специализированных учреждениях, поэтому опыт 16-й школы – уникален.
Как остальные школьники относятся к тому, что рядом учится такой необычный класс?
— Дети становятся толерантнее, пропускают вперед, могут придержать дверь, чтобы ребенок с сопровождающим могли пройти, - говорит директор школы Елена Астраханцева. - В школе проводятся уроки доброты, где рассказывается об особенностях детей. Не так давно мы совместно с фондом «Обыкновенное чудо» проводили сбор средств на лечение одной из будущих учениц этого класса, и дети очень хорошо откликнулись, мы провели благотворительную ярмарку и собрали почти 50 тысяч рублей. 
По словам Елены Астраханцевой, в двух корпусах 16-й школы учатся 125 детей с ограниченными особенностями здоровья, 28 из них имеют инвалидность: у 16 - нарушения опорно-двигательного аппарата, двое с нарушениями зрения и один ребенок с нарушением слуха. Есть ребенок с аутизмом, есть дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Большинство обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, но по адаптированным программам.

Играют вместе
В Академическом лицее на ул. Дизайнеров, 4, — свой опыт инклюзии, там открыто два класса для детей с расстройствами аутистического спектра, рассчитанных на 16 учеников. В силу особенностей развития таким детям трудно влиться в общеобразовательный класс, поэтому сначала они учатся в коррекционном классе, но с перспективой перехода в обычный класс. На первом этаже школьного здания выделена секция, где размещены два особенных класса, кабинеты узких специалистов – логопеда, психолога. У этих детей отдельный вход в школу, а также своя игровая площадка на улице.  Есть зона релаксации, куда ребятишки приходят на переменах отдохнуть и поиграть, в этом ярком пространстве есть диваны и кресла-мешки, где можно полежать и отдохнуть, дети берут фитболы, чтобы на них попрыгать и размяться.
— Недавно приобрели интерактивную песочницу для кабинета психолога, много игровых и обучающих программ, детям очень интересно, - рассказала директор лицея Олена Починок. - Новшество этого года: рядом с «особенными классами» разместили обычный класс. Специально для инклюзии, для социализации. На переменах дети общаются, приходят в игровую комнату, вместе играют.
Когда три года назад впервые набрали класс детей с расстройствами аутистического спектра, для них оборудовали спальню. Сейчас убрали – она больше не нужна, дети вполне вошли в школьный ритм. Учебный кабинет почти не отличается от любого школьного класса – те же парты, интерактивная доска, тетради, учебники. Правда, на уроке присутствует не только учитель, но и тьютор, который помогает. Заглядываем в тетрадки – у детей очень красивый ровный почерк, за задания поставлены пятерки.
- Когда дети только пришли к нам, у них были серьезные речевые проблемы, - продолжает Олена Починок. – Сейчас они могут представиться, назвать себя, поздороваться. Вот обратите внимание на выставку поделок: если раньше мастерили их с учителем «рука в руку», то теперь они все аппликации или рисунки выполняют сами. Это большая заслуга педагогов, потому что с  такими детьми работать непросто. В них нужно много вкладывать, а результат может быть отсроченным – ребенок может долго накапливать потенциал, а потом в какой-то момент взять и реализовать его.

Социализируются и адаптируются
Педагоги уверены, что в среднем звене большинство детей из коррекционных классов смогут учиться инклюзивно в общеобразовательных классах. В любом случае благодаря тому, что они учатся в обычной школе, дети социализированы и адаптированы к обучению с нормотипичными детьми. Школа является стажировочной площадкой по апробации технологий работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Всего в общеобразовательных учреждениях, подведомственных департаменту образования администрации Томска, в 2018-2019 учебном году обучалось 4552 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 831 ребенок-инвалид. Из них 3264, или 72% от общего количества детей с ОВЗ, были интегрированы в общеобразовательные классы образовательных учреждений и обучались инклюзивно.
— В этом году открылась новая школа на ул. Федоровского, 4, куда переехала «Эврика-развитие», в здании также создана доступная среда для детей-инвалидов и маломобильных групп населения, — продолжает Ирина Швайко. — В школе созданы необходимые условия для детей с расстройствами аутистического спектра по модели «Ресурсная зона», в первый класс набраны 13 таких ребятишек. Также в текущем году у нас был проведен капитальный ремонт школы № 53, по результатам которого обеспечена доступность данной школы для детей-инвалидов и маломобильных групп.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б