Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

08 10 2019Красное Знамя

Территории интеллекта

Как они развиваются в нашей области, выясняли во время рабочего визита замминистра просвещения России

 

Цифровое детство. Сегодня в число эпитетов, которыми можно охарактеризовать этот период жизни нынешних школьников, можно уверенно включать «цифровое». Цифровизация – одно из актуальных направлений сегодня практически во всех отраслях экономики и жизни общества. В том числе и в образовании. На это работают несколько федеральных проектов и программ. Так, к концу текущего года, согласно целям нацпроекта «Образование», в нескольких регионах страны должна быть внедрена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), которая впоследствии будет распространена на всю Россию. С развитием ЦОС губернатор Сергей Жвачкин познакомил прибывшую в Томскую область заместителя министра просвещения России Марину Ракову.

Одна из задач развития современной образовательной среды – ее масштабирование и выравнивание условий для всех ребят, и сельских, и городских. В сентябре в деревне Кисловка и еще 28 сельских школах нашей области открылись центры образования цифрового и гуманитарного профилей с общим названием «Точка роста». В Кисловку мы и направились вместе с заместителем генерального директора Фонда новых форм развития образования А. Тимкиным, прибывшим в регион с замминистра. Ознакомившись с работой центра, Антон Евгеньевич отметил: «Приятно попадать в такую среду. Еще три года назад о квадрокоптерах школьники только слышали, а сейчас они получили возможность не просто прикоснуться к современным образовательным технологиям, но и получить навыки креативного мышления, проектной работы».
Действительно, в кисловской «Точке роста» есть многое для того, чтобы наращивать свой интеллектуальный потенциал, развиваться как исследователю, учиться работать в команде. Как рассказал учитель информатики Кисловской школы, руководитель здешней «Точки роста» С. Назаркин, центр оборудован более чем 70 позициями техники: манекены для ОБЖ, 3D- и 2D-принтеры, компьютеры, интерактивная панель, VR-технологии, комплектующие для робототехники, программное обеспечение проектов. Часть оборудования, технологий и программ обеспечивают партнеры в рамках регионального проекта «Территория интеллекта». От высшего образования – ТУСУР, от ученых и производственников – научный центр «Полюс».
Занятия здесь проводятся с 1-го по 11-й класс. Вместе с роботом NАO ученики младших классов изучают английский алфавит, правила дорожного движения, учат стихи и загадки. Для  среднего звена - выполнение проектов в командах, робототехника, моделирование объектов на компьютере, а затем – получение их на 2D- и 3D-принтерах. Для старших учеников  – проекты еще сложнее. Тимофей демонстрирует нам синхронную работу роботов, которые под его руководством поднимаются в воздух и выполняют рисунок полета по заданной программе.
- Всего неделю назад ему задачу такую поставили, - поясняет С. Назаркин, гордый за ученика. – До этого он с этой программой не работал, а сейчас может задать любой рисунок любому роботу. А еще Тимофей занял 2-е место в межрегиональном конкурсе «АгроНТИ», нужно было собрать робота и по полю его провести. Наши школьники постоянно участвуют в соревнованиях по программированию и робототехнике, занимая призовые места. В «Точке роста» есть возможность развиваться детям разного уровня, здесь много направлений.
Ребята продемонстрировали гостям также работу медиацентра, презентации на интерактивной панели, показали, что они выполняют на принтерах, и как по их команде роботы играют в футбол, танцуют. Рассказывали, а у самих глаза горят, видно, насколько им все интересно. Понятно, почему, по словам С. Назаркина, дети готовы проводить здесь дни напролет, не хотят уходить домой.  До 2021 года на территории Томской области С. Жвачкин обещал создать 60 таких центров образования цифрового и гуманитарного профилей. А цель регионального проекта «Территория интеллекта», включенного в национальный проект «Образование», - к 2024 году обеспечить вовлечение 40-50 тысяч школьников  в высокотехнологичное развитие региона.
- Чем больше будет таких средовых решений, таких «точек роста», тем более доступны будут для детей новые образовательные технологии, - прокомментировал увиденное А. Тимкин. – В рамках национального проекта «Образование» стоит задача создания за ближайшие пять лет новой образовательно-инновационной среды, которая поможет сформировать в детях необходимые для будущих хороших специалистов компетенции и навыки, отвечающие вызовам времени  и экономики.
О приоритете воспитать в подрастающем поколении так называемые soft skills, социально-психологические навыки, так необходимые в большинстве жизненных ситуаций (коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие), рассказала зам. министра просвещения Марина Ракова на церемонии открытия Центра развития современных компетенций детей и молодежи в ТГУ. Это еще один уровень территории интеллекта для развития детей, уже в вузовской среде, так называемые ДНК - Дома научных коллабораций. Центру в ТГУ присвоено имя Д. Менделеева, он создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» для реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлениям Национальных технологических инициатив.
- Проект в первую очередь направлен на то, чтобы дети оказались в совершенно другом пространстве, не были ограничены только той коммуникацией, которая складывается в школе, - сказала М. Ра-кова. – Здесь они работают с преподавателями, молодыми учеными, лаборантами вуза. Работают на конкретный результат, в командном формате.
Ректор ТГУ Э. Галажинский рассказал, что центр уже около года работает в тестовом режиме. В этом году в его программах уже приняли участие более 700 человек, до конца года обучение пройдут более 1300 детей. Центр включает в себя восемь площадок, созданных на базе учебно-научных лабораторий вуза, ядро центра оборудовано в Научной библиотеке ТГУ и включает в себя коворкинг-зону для командной работы, лекториев и тренингов. В Центре развития современных компетенций для детей реализуются общеразвивающие программы технической и естественно-научной направленностей: космомониторинг природы, биоинформатика, разработка приложений для Android, клонирование растений, робототехника, криминалистика и другие. Все программы направлены на формирование 4К-компетенций: командная работа, креативность, критическое мышление, коммуникабельность.
- Мы делаем сегодня очередной шаг к развитию детского научно-технического творчества, — отметил на открытии С. Жвачкин. – Открыли во всех школах классы по робототехнике, детский технопарк «Кванториум», и вот открываем центр. Здесь будут обучаться дети начиная с пятого класса, получать дополнительное образование более чем по 30 направлениям, современным и востребованным в России и мире. Что это даст? Умение работать в команде, общаться, даст дополнительные знания, которые позволят не только поступить в дальнейшем в вузы, но и откроют «ворота в жизнь». Ведь в первую очередь знания нужны для самого человека.
В рамках рабочего визита замминистра просвещения также состоялось окружное совещание по вопросам выполнения мероприятий нацпроекта «Образование». У его участников из разных регионов была уникальная возможность получить ответы на свои вопросы, что называется, из первых рук, от представителя министерства. М. Ракова рассказала, к какому результату мы должны прийти в результате выполнения нацпроекта «Образование», о его важнейших задачах - расширение информационного пространства и источников получения знаний и важных компетенций, создание условий для гармонично развитой и социальной ответственной личности, цифровизации школ, профессиональный рост педагогов и другие. Участников совещания интересовали конкретные нюансы нацпроекта. Директор Губернаторского Светленского лицея Александр Сайбединов поинтересовался, как сокращать разрыв между стремительным развитием материально-технической базы школ, кванториумов, центров и ресурсами преподавателей.
- Кадровая проблема в эпоху стремительной трансформации представлена наиболее ярко и характерна не только для образования, а для всех отраслей экономики, - согласилась М. Ракова и еще раз подчеркнула, что задачи удастся выполнить только в том случае, если регионы России будут работать как одна большая команда в русле философии нацпроекта «Образование». Томская область – отличный образец такой работы.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б