05 12 2018Красное Знамя

И у молекул есть «отпечатки пальцев»

Молодой ученый ТПУ Кирилл Березкин защитил диссертацию по требованиям России и Франции. Она посвящена исследованиям спектров (буквально «отпечаткам пальцев») одной из модификаций этилена. Эти данные помогут ученым обнаруживать эти молекулы как в атмосфере Земли, куда они попадают в результате производственных выбросов, так и на других планетах и космических объектах.

Свое исследование молодой ученый ведет на базе двух университетов — Томского политеха и Университета Бургундии Франш-Конте (UBFC). В России Кирилл Березкин работает под научным руководством профессора Исследовательской школы физики высокоэнергетических процессов Елены Бехтеревой, а во Франции — профессора Клода Леруа. Прошедшая защита кандидатской диссертации стала первой под совместным руководством ученых из ТПУ и UBFC.
«Наш коллектив работает в области колебательно-вращательной молекулярной спектроскопии. И сейчас мы ведем большое исследование этилена. Сам по себе он интересен тем, что это простейший непредельный углеводород и наиболее производимое органическое соединение, лежащее в основе органического синтеза. Его производство постоянно растет, а значит, растут и выбросы в атмосферу. Также этилен является гормоном у растений, а еще обнаружен в атмосферах планет-гигантов, их спутников и в межзвездном пространстве. Чтобы изучать этилен во всех этих аспектах, нужно уметь его точно детектировать и знать его свойства. В этом незаменимую помощь нам оказывают спектры поглощения», — рассказывает Кирилл Березкин.
Спектры молекулы — это совокупность частот, на которых молекула поглощает или испускает излучение. Они являются своеобразными «отпечатками пальцев» молекулы, у каждой они неповторимы. По ним можно судить о самых важных свойствах молекулы и предсказывать, как молекула ведет себя в тех или иных условиях. Кроме того, спектры — это единственный способ исследовать состав космических объектов на расстоянии. Они позволяют ученым делать выводы о том, какие молекулы и соединения находятся, например, на других планетах.
Диссертация Кирилла Березкина посвящена исследованию одной из модификаций этилена — дважды дейтерированному асимметричному изотопологу этилена. По словам ученого, изучение различных изотопических модификаций соединений важно для понимания природы исходной молекулы.
«Мы занимаемся инфракрасными спектрами молекул. В перспективе это также важно для исследований космического пространства самыми современными орбитальными инфракрасными телескопами. Получая данные с таких телескопов, астрофизики, используя в том числе и наши данные, будут понимать, какое же соединение они обнаружили», — поясняет молодой ученый.
Используя оборудование российского и французского университетов, а также Технического университета Брауншвейга в Германии, политехник получил новую экспериментальную информацию о модификации этилена.
Удалось получить и кое-что совершенно новое. Например, обнаружили и исследовали в два раза больше линий спектра, чем было известно ранее. Также измерили новые параметры — интенсивности и полуширины линий. Эти параметры интересны, потому что, зная их, можно моделировать спектры при любых условиях, которые нельзя воспроизвести в лаборатории.