Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

17 10 2018Красное знамя

Будет день, будет пища

Эта Ассоциация томских производителей пищевой продукции – одно из авторитетных и влиятельных бизнес-объединений в регионе. К ее  коллективному мнению прислушивается власть, ее уважают и ценят представители других отраслевых коллобораций, да и потребители местных продуктов питания знают: если предприятие входит в Томскую ассоциацию пищевиков (ТАП), это  означает гарантию качества выпускаемой им продукции.

Сегодня даже кажется странным, что Ассоциация была создана всего 20 лет назад, в 1998 году, а не в 1992-1993, когда рыночная стихия уже правила бал в стране. Но – каждый плод должен вызреть. И, желательно, на благодатной почве.

На дне
Именно к 1998 году томским производителям пищевой продукции стало окончательно ясно: в одиночку им выжить будет проблематично. Старались, крутились, как могли, но – чем дальше, тем глубже разрастался кризис в отрасли.
Как выглядит дно? Примерно так. К 1998 году производство основных видов пищевой продукции в Томской области скатилось к историческому минимуму. С каким годом сравнить? Допустим, с 1991-м, последним годом Советского Союза. Производство мяса, включая субпродукты 1-й категории: в 1991 – 30,8 тыс. тонн, в 1997 – 4,9 тыс. тонн. Колбасные изделия: 1991 – 10,4 тыс. тонн, 1997 – 5 тыс. тонн. Масло животное: 1991 – 6,7 тыс. тонн, 1997 – 2,1 тыс. тонн. Цельномолочная продукция: 1991 – 142 тыс. тонн, 1997 – 30,6 тыс. тонн. Сыры жирные: 1991 – 1,7 тыс. тонн, 1997 – 175 тонн. Кондитерские изделия: 1991 – 20,3 тыс. тонн, 1997 – 8,5 тыс. тонн.
Как видим, падение в разы. При этом 1991 год – не самый максимальный по показателям производства пищевой продукции.
На деятельности предприятий «пищевки» все ощутимее сказывались последствия тех или иных решений, принимаемых органами государственной и муниципальной власти, зачастую без учета мнения товаропроизводителей. В 1998 году в Томской области чуть было не ввели налог с продаж, который мог кардинально изменить правила игры на рынке, а ведь продукция предприятий пищевой отрасли крайне чувствительна к любым ценовым колебаниям, поскольку ориентирована на немедленное потребление.
Зимой 1998 года по инициативе депутатов областной Думы, директора акционерной компании «Томские мельницы» Евгения Рубцова и директора акционерного общества «Томское пиво» Ивана Кляйна, представители двенадцати томских предприятий отрасли решили объединиться в Ассоциацию. Идею поддержал тогдашний губернатор области Виктор Кресс.
- В январе 1998 года мне позвонил Евгений Леонидович Рубцов: «Есть интересный проект, прими участие», - вспоминает исполнительный директор Томской ассоциации пищевиков Александр Илкос. – Потом было собеседование в кабинете у Рубцова, где присутствовали руководители предприятий – будущих соучредителей Ассоциации. На конкурс пригласили пять человек, выбрали в итоге меня. Тогда же обсудили цели и задачи новой организации, основные принципы ее деятельности, и я, уже как исполнительный директор, занялся вплотную подготовкой необходимых учредительных документов.
Ассоциация производителей пищевых продуктов на территории Томской области (так первоначально называлось объединение) была зарегистрирована 14 апреля 1998 года. Президентом Ассоциации был избран Евгений Рубцов.
- Наша Ассоциация стала второй отраслевой в России. Задачи ставили конкретные: объединиться для выживания, лоббирования интересов местных производителей и при губернаторской поддержке выйти с томской продукцией за пределы региона, - вспоминает Евгений Леонидович.
Начали действовать без раскачки: с решения задач стабилизации работы предприятий пищевой индустрии, вступив весной 1998 года в конструктивный диалог с властью города и области. В итоге были созданы городской и областной координационные советы по защите интересов областных производителей.
Среди первых достижений Ассоциации - обеспечение присутствия продукции томских производителей «пищевки» на стихийных и организованных рынках.
- Тогда такой формат торговли был одним из самых популярных: торговые сети только-только начинали появляться, и большое влияние имели именно рынки, - вспоминает Александр Илкос. - Так вот, как ни странно, для томских предприятий доступа на эти рынки не было: создавались препятствия искусственно, в пользу различных землячеств. Одним из первых положительных опытов взаимодействия с властью стало решение мэра Томска об обязательном выделении для томских предприятий не менее чем 10 процентов торговых площадей на рынках. Тогда это было большим подспорьем.

Покупайте томское!
Своевременность объединения томских пищевиков подтвердил жесточайший финансово-экономический кризис августа 1998 года, обрушившийся на Россию, как стихийное бедствие. С одной стороны, последствия кризиса больно ударили по всем производителям, поскольку покупательская способность россиян резко упала. Но с другой стороны, августовский «дефолт» предоставил шанс местным товаропроизводителям занять те рыночные ниши, которые освободились после кратного подорожания импортной продукции.
Этим шансом томские предприятия пищевой отрасли воспользовались сполна.
Сейчас спроси молодых людей: что такое «ножки Буша», не каждый догадается, что это такое. А ведь до кризиса прилавки продуктовых магазинов и рынков были завалены импортным продовольствием не самого хорошего качества. Те же «ножки Буша», как прозвали в народе американские куриные окорочка, чем только не были напичканы при их производстве. Вместо нормальной газировки люди разводили водой сухие импортные порошки «юппи» и прочую гадость. А сухая картошка с изображением доброго дядюшки на упаковке! Чего только не было! Не было своего, местного.
Осенью 1998 года по инициативе Ассоциации и при поддержке областной администрации в регионе стартовала мощная пропагандистская кампания «Покупайте томское!»
И люди откликнулись на этот призыв. Спрос на местную продукцию значительно вырос, предприятия стали наращивать производство, расширяться, появились новые рабочие места. При содействии региональной власти в короткие сроки ряд томских предприятий пищевой отрасли провели модернизацию производственных мощностей.
- Одним из самых крупных совместных проектов Томской ассоциации пищевиков и администрации области стала поэтапная реализация «Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2000–2003 годы», - говорит Александр Илкос. - В рамках этой программы сразу несколько предприятий, входящих в Ассоциацию, получили серьезную финансовую поддержку власти. Деньги пошли на увеличение производственных мощностей и модернизацию технологического оборудования.
- Областная администрация действительно очень много сделала для поддержки пищевой отрасли, - вспоминает Александр Таловский, в тот период – начальник департамента потребительского рынка. – И эту работу мы проводили в тесном диалоге с Ассоциацией пищевиков.
Темпы роста продовольственной продукции в Томской области в посткризисное время поражают. По колбасным изделиям, например, уже к 2005 году регион превзошел в два раза показатели «советского» 1986 года, и почти в три раза – результаты 1997 года. За несколько лет в области более чем в три раза выросло производство мяса и мясных полуфабрикатов, в два раза увеличилось производство пива, в четыре раза – плодоовощной продукции из дикоросов.
Появились и прижились узнаваемые томские бренды – мясо птицы от Межениновской птицефабрики, колбасы и мясные деликатесы от свинокомплекса «Томский», пельмени от «Ламы», кондитерская продукция от «Антонова двора», майонез от «Провансаля», соки от компаний «САВА» и «Красота СМ», мороженое от «Эскимоса», водка от ЗПП «Томский» и других ликероводочных заводов («Ностальгия», «Томичка», «Белое озеро» и т.п.), пиво «Крюгер», лимонады и квас от «Томского пива»…
Эта и другая продукция томских производителей вскоре стала завоевывать рынки других сибирских регионов. Покупайте и производите томское – лозунг, как оказалось, на все времена!

В сетях
Томская ассоциация пищевиков проявила себя действенным и эффективным проводником интересов предприятий отрасли. А интересы эти всегда соответствовали интересам рядовых потребителей, ведь именно для них работали и работают томские пищевики.
Одной из возможностей удешевления продукции было перевод предприятий на газ. Ассоциация содействовала решению проблемы газификации Ленинского района Томска, в результате чего несколько компаний томской «пищевки» получили этот недорогой природный ресурс.
Другая проблема, которая буквально измучила производителей пищевой продукции, – бесконечные проверки всевозможных контролирующих органов.
- Тогда проверяющих органов было много, и они «любили» устраивать проверки, в том числе и внезапные. А ведь это – отвлечение сил, времени, а иногда и остановка производственного процесса, не говоря уж о том, что и штрафы выписывались, - говорит Александр Илкос. – По решению президиума Ассоциации мы разработали типовой журнал проверок, который потом был передан на предприятия. Это простое и эффективное решение: оказалось, что, только фиксируя в специальном журнале название проверяющей организации, причины проверки, фамилии проверяющих и тому подобное и передавая затем эту информацию в органы власти, мы в итоге значительно уменьшили количество таких внезапных визитов.
В начале «нулевых» начался бурный рост иногородних торговых сетей. В Томск пришли операторы из Новосибирска, Красноярска, Барнаула и других регионов. Естественно, пришли не с пустыми руками, а с продукцией из своих областей и краев.
Томские пищевики забили тревогу: новые торговые сети ставили препоны для местных продуктов питания.
- Представители отрасли резонно высказывали свою озабоченность складывающейся ситуацией, - вспоминает Александр Таловский. – Ассоциация настаивала, чтобы власть «закрыла ворота» для иногородних производителей, а сетевых операторов тем более. У томского бизнес-сообщества была своя логика: сети приведут с собой иногородних производителей, и томская продукция их интересовать не будет. 
В итоге были найдены взвешенные решения. С одной стороны, нельзя глушить конкуренцию. Томская продукция должна была пройти проверку на качество в сравнении с аналогичными продуктами из других территорий. Но при этом сетевики, безусловно, должны учитывать интересы того региона, на площадку которого зашли.
В итоге было установлено: в каждой сети должно быть представлено не менее 30 процентов (от общего объема) продукции местных производителей. С тех пор в Томск зашло множество иногородних сетей, и на полках каждой есть товар томских пищевиков. Более того, наши производители, зачастую благодаря иногородним сетям, нашли рынки сбыта за пределами области.

Вчера, сегодня, завтра
Жизнь не стоит на месте. История Томской Ассоциации пищевиков это наглядно демонстрирует.
Есть стабильность. За 20 лет деятельности Ассоциацию возглавляли всего три руководителя: Евгений Рубцов, Иван Кляйн и сегодня – Артем Багреев, директор ООО «Деревенское молочко». Иван Григорьевич в свое время оставил руководство объединением по уважительной причине: был избран горожанами мэром Томска, совсем недавно переизбран на этот пост.
Есть рост. За три года (2015-2017 годы) объем производства пищевых продуктов в регионе увеличился на 11 процентов. Общий объем товарной продукции отрасли в прошлом году составил 30,7 млрд руб. против 742 млн рублей в 1998 году.
Сегодня в регионе более 500 предприятий пищевой отрасли. И количество их постоянно увеличивается, а вместе с ними растет количество рабочих мест. Большинство предприятий пищевой отрасли, по примеру предприятий, входящих в Ассоциацию, соблюдают высокую культуру производства, обеспечивают своим работникам хорошие условия труда и  достойную заработную плату. Благодаря усиленному развитию пищевая отрасль сегодня по праву занимает одно из лидирующих мест в экономике Томской области. Удельный вес в консолидированном бюджете составляет более 20 процентов. И не случайно пищевка была названа в числе приоритетных отраслей в рамках реализации Стратегии развития области.
Все течет, все меняется. Из двенадцати предприятий-учредителей, создавших Ассоциацию, в настоящее время остались без изменения названия только четырех. Остальные не вышли из объединения, а либо сменили собственника, как это случилось с ООО «ТомМас», либо были поглощены другими компаниями, как, например, ООО «Томское мясо», вошедшее в состав холдинга «Сибирская Аграрная Группа». Но при всем этом количество участников только прирастает. На сегодняшний день в Ассоциации состоит 23 предприятия.
Перечислим их здесь: ОАО АК «Томские мельницы», ОАО «Томское пиво», АО «Сибирская Аграрная Группа», АО КФ «Красная звезда», Томский облпотребсоюз, ООО «Антонов двор», ООО «ПК «ЛАМА», ООО ПКП «Провансаль», ООО ТПК «САВА», ООО «Межениновская птицефабрика», ООО «Деревенское молочко», ООО «Богашевская производственная компания», ООО «Компания Эскимос», ООО «Пивоварня Кожевниково», ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр», ООО «Нептун-прод», ООО «Колпашевский рыбозавод», ООО «Континент-Сервис», ОАО «Сибирь», ИП Давидян П.В.  «Хлебозавод Колос», ООО «ФабрикантЪ», ООО «Сибирские блины», ООО «Бриз».    
Предприятия, входящие в ТАП, не только занимают крепкие позиции на местном продовольственном рынке, но и вывозят свою продукцию за пределы региона. Так, в 2017 году вывезено из Томской области 289,2 тыс. тонн продовольственных товаров на сумму свыше 15 млрд руб., в том числе свыше 211 млн руб. на экспорт. Пищевики области снабжают своей продукцией потребителей от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. 
Особое внимание уделяется всестороннему повышению качества  продукции. Множество ее видов было удостоено самых различных наград, как на российских, так и на международных выставках и конкурсах. Только за последние пять лет 14 видов томской пищевой продукции стали лауреатами, а 12 видов - дипломантами программы «100 лучших товаров России».
Представители томских предприятий постоянно участвуют в мероприятиях за пределами Томской области, выставках-ярмарках «ПродЭкспо», «Золотая осень» в Москве, Шанхае, Париже, Берлине, откуда всегда возвращаются с наградами и призами. Многие руководители томских компаний являются обладателями престижных наград и званий: Евгений Леонидович Рубцов, Виктор Николаевич Антонов, Владимир Ильич Кривовяз - заслуженные работники пищевой индустрии Российской Федерации. Иван Григорьевич Кляйн удостоен звания «Лучший менеджер России», Андрей Петрович Тютюшев - лауреат Национальной премии имени Минина и Пожарского.
За прошедшие годы в Ассоциации родилось много традиций. Это и спортивные праздники, выставки, презентации. Это участие в благоустройстве родного города и обустройство Аллеи пищевиков в сквере у ТЮЗа. Еще одна важная традиция -  торжественное празднование Дня работников пищевой промышленности. В этот день чествуются лучшие предприятия и люди отрасли, проводятся выставка и концерт.
Неизменной остается и традиция подводить итоги, анализировать происходящие процессы, чтобы вовремя увидеть и правильно оценить перемены, которые происходят на рынке, в тесном сотрудничестве с властью находить оптимальный выход из любой ситуации. Не случайно на собраниях Ассоциации поднимаются наиболее актуальные для отрасли проблемы,  а затем совместно с представителями власти обсуждаются на областном и городском уровнях. Фактически во всех заседаниях ассоциации участвует мэр Томска, начальник департамента потребительского рынка администрации Томской области. При обсуждении ключевых вопросов – заместитель губернатора, курирующий отрасль. По итогам года - губернатор. Это стало хорошим правилом, направленным на пользу делу.
Деятельность Ассоциации продолжается в полном соответствии с ее девизом: «В единении – сила!». С праздником, друзья!
Подготовил Сергей НИКИФОРОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б