Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

11 08 2018Выходной

Пройти по канату

Юбилей, бенефис, новая роль – вот поводы для того, чтобы написать портрет актрисы. Но ведь есть просто жизнь. Жизнь, когда утром все идут на работу, а ты никуда не идешь, потому что у тебя нет репетиции. И даже вечером нет спектакля. Можно, конечно, занять себя кулинарией или почитать что-нибудь модное. Но ты все-таки актриса… И надо держать себя в форме. Надо вставать «к станку», как балетные…

«С этим можно и надо жить. И дойти до конца»
Когда Елена Саликова достигла возраста своей 50-летней героини из спектакля «Три высокие женщины», она вновь встала на канат, как делала это в спектакле «Горные великаны»,  когда ей не было и 40, легко прошлась по нему, читая скороговоркой монолог Анны Николаевны из «Окаянных снов». Так начинался ее юбилейный бенефис. 
Для актрисы тема возраста всегда связана с переходом на роли характерные. Но в репертуарном листе Елены Саликовой они появились много раньше. Но что-то есть обманчивое в этом возрасте актерского счастья. Сегодня Елена может выйти на сцену в образе старой няни в «Романе с кокаином» или склочной, завистливой Мак-Куль в «Имажинарии м-ра О. Генри», а завтра - играть элегантную и очень привлекательную Веру Андреевну в «Психоаналитике». В текущем репертуаре Саликовой - героини самых разных возрастов: Милдред в лирической комедии «Женщины на закате в отсутствии мужей», симпатичная молодая Мать в «Амели», средних лет Сьюзан Флауэрз в черной комедии «Мой дом – твой дом», женщина, способная подтолкнуть на измену, в «Прелестях измены». Вот и получается, что возраст для актрисы – это лишь одно из предлагаемых обстоятельств.
- С годами приходит понимание,  как надо играть, - Елена делает акцент на предлоге «как». - Чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, сколько недоиграно. Хочется заново, но по-другому... Впрочем, новая роль – это очередной экзамен на профессионализм.
Амплитуда ее актерских проявлений стала заметно возрастать после того, как она осознала, что давно переросла Машу Караулову из «Чужого ребенка» и  Цейтл из «Поминальной молитвы». То были роли яркие, окрашенные молодостью и связанными с нею ощущениями радости, любви и солнечного счастья. Как и роль в шекспировской комедии «Два веронца». Этой яркой энергией Елена делилась со зрителем щедро, оставаясь в эмоциональных воспоминаниях радостным мотивом. Но самой актрисе хотелось большего.
Далеко не раскрытый актерский потенциал Елены Саликовой я почувствовала в трагифарсе «Почему Колумб открыл Америку». Казалось бы, в этом спектакле на фоне двух главных мужских ролей (их замечательно сыграли Геннадий Поляков и Андрей Сидоров) роль Снегурочки – служебная. Она нужна, чтобы оба солдата-новобранца осознали, что не сделали в своей жизни один шаг… шаг к мечте, шаг в другую жизнь, где за поступком приходит ответственность. Она появлялась, как женщина-видение, как сказочный образ из детства. Но стоило актрисе засмеяться инфернальным смешком, и становилось ясно, что ее Снегурочка – это Смерть, которая пришла за новобранцами. Холодный, с металлическими оттенками смешок, как мороз, пробирал до костей. В том же спектакле режиссер Юрий Пахомов дал возможность Елене Саликовой показать несколько разных по характеру и рисунку образов: первую школьную любовь героя Андрея Сидорова и сверхзаботливую маму героя Геннадия Полякова.
Школьная сцена на качелях получилась одной из самых поэтичных в спектакле. Ее партнером в этом спектакле был муж, Андрей Сидоров. Их потрясающая внутренняя связь и органическое чувствование друг друга ощущались в каждом движении, жесте, в интонациях, даже в молчании. Вот герой Сидорова торопливо и неловко сдергивает школьную курточку, чтобы накинуть ее на плечи девчонки, в которую влюблен, а Она спокойно и уже по-взрослому принимает эти первые робкие знаки внимания. Она смотрит на него и… ждет. Ждет признания. А он медлит, не решается произнести заветные слова. И под мотив «как молоды мы были» она уходит, растворяется в черноте другого пространства… Но сколько в той сцене было оттенков нежности и любви!
-  Мне трудно с ней было играть в «Колумбе», мы постоянно на площадке спорили, уточняли, и каждый оставался при своем мнении, – неожиданно признается Андрей Сидоров.
Тут уместно было бы рассказать, как на самом деле познакомились Андрей и Лена, как он выгнал всех «лишних» из гримерки и три часа пел будущей жене песни. Как играли в волейбол, и как прекрасна была Елена на подаче. И не дай Бог играть с ней в разных командах… Но наша история – не типичная лав стори. Это признание в любви… к профессии.

 

Незабываемые встречи
Инженю. Девочки-женщины. Героини с «прибабахом». Принцессы, Белоснежки, горничные, медсестры, свободные женщины… Взросление шло этапами. Каждая встреча с новой ролью, как с человеком, которым тебе предстоит стать. В те же 90-е репертуарный лист пополняют героини Шекспира и Гольдони, Мольера и Островского. Да, роли второго плана. Но хорошая драматургия дает возможность актрисе работать с небольшим объемом текста как с материалом для внутреннего роста. Рядом со сказочной Снегурочкой возникают острохарактерные  и даже гротескные персонажи. О Саликовой складывается устойчивое мнение, как об актрисе пластичной, музыкальной, с прекрасным чувством комического, поэтому ей удаются роли… второго плана, которые вдруг врезаются в память неожиданным рисунком, интересным приемом.
Такой была ее Полина Андреевна в «Чайке» - любовь-страсть с аккомпанементом рыданий. Пьесу Чехова ставил Александр Бурдонский, режиссер Театра Армии, ученик Марии Кнебель, работавший как актер с Анатолием Эфросом и как режиссер с Владимиром Зельдиным. Работа с таким режиссером – это прикосновение к великой театральной школе, это университеты жизни, это дух русского театра, который стал осязаем и понятен в репетиционном процессе. Роль трагикомического плана актриса строила на контрастах. Полина Андреевна в исполнении Елены Саликовой  – женщина без вкуса, которая все время  пытается быть комильфо, и в этом она была смешна, нелепа и жалка, но в то же время трогательна в своих экстравагантных выходках. И ее было бесконечно жаль, потому что самоотверженная любовь Шамраевой к доктору Дорну (его играл Александр Постников) оказалась не нужной, как подбитая чайка. В этом спектакле каждая из женщин становилась немного чайкой…
Но зревшая в Саликовой драматическая актриса появилась позже. Появилась внезапно, «вдруг» на фоне успешных комических ролей в «убойных» комедиях «Он, она, окно, покойник», «Слишком женатый таксист».  Ее Женщина Б. в «Трех высоких женщинах» удивила многих. Закрытая, строгая, с внутренним нравственным стержнем подкупала стоическим отношением к жизни. Она принимала все удары судьбы как испытания. Ей изменяет муж, любовник издевается, сын отказывается от нее, но спину надо держать ровно и не позволять себе слез, не допускать и тени жалости. «С этим можно и надо жить. И дойти до конца», - в голосе актрисы не было надрыва, обманутых ожиданий, но было осознание своего пути, как пути искупления.
- Стеблюк работал со мной жестко. На репетициях иногда даже говорить не могла, чувствовала – надо уйти. А в чем проблема? А в том, что я по характеру – открытый человек,  играла открытых женщин, а тут надо было найти в себе качества, которых  нет в моей природе. Понимала, что режиссер подводил меня к другому существованию, не к открытости, а к закрытости.

Просто улет!
Роль в «Трех высоких женщинах» неожиданно, но очень явственно отозвалась в роли Матери в спектакле-эскизе «Сыроежки, или Кораблекрушение» по пьесе Ксении Драгунской, который поставил Тимур Насиров в рамках театральной лаборатории «Dramulet» Олега Лоевского. Елена Саликова играла в подчеркнуто гротесковой манере драматическую роль. Ее не складывающееся отношения с дочерью (Олеся Сомова), ее обиды и претензии к бывшему любовнику (Андрей Сидоров) режиссер усилил неожиданным приемом. Как только героиня Саликовой пыталась в общении с близкими утвердить свою правду, свое право диктовать другому, как жить, включалась бензопила, и ей приходилось перекрикивать этот воющий звук. Голос актрисы то сливался с бензопилой, то взлетал отчаянием над шумом и над ситуацией. Но за истерикой чувствовались боль и любовь, огромное желание любить и иметь семью. Увы, в репертуар театра драмы этот спектакль так и не вошел.
И все-таки каждая по-настоящему сделанная работа оставляет след не только в репертуарном листе или зрительской памяти, но и в памяти тела актера. Это как умение ходить по канату. Тот незабываемый спектакль «Горные великаны» по пьесе Л. Пиранделло в постановке Ярослава Федоришина подарил Елене не только  роль Диамант, но и навыки держать равновесие при любых условиях. Даже когда тебя не замечают режиссеры. Даже когда роли оказываются повторением пройденного. Даже когда ты выходишь из того возраста, на который обычно пишут драматурги, и тебе остаются роли комических старух.
- Желание работать над собой вызвано простоями. Раньше спокойно выносила. Потом начала вязать, вышивать (даже иконы вышивала), читать… Но несколько лет назад нашла выход своей энергии. Сначала сама стала заниматься в семинаре СТД у Ирины Промтовой сценической речью, потом начала делиться опытом и знаниями со студентами и своими коллегами.
Через несколько сезонов в творческой биографии Елены Саликовой вновь возникла роль Матери. На этот раз в спектакле Александра Огарёва «Амели». Огарёв – ученик Александра Васильева, это принципиально иная школа, чем школа Бурдонского. Елене удалось проявить себя в этом новом предложенном способе существования. Мать в «Амели» - роль номинальная. У каждого ребенка должны быть мать и отец. В инсценировке повести Амели Нотомб этому персонажу уделено внимания ровно столько, сколько требовалось для развития сюжета. Но усилия актрисы привели к тому, что объем роли превысил предлагаемые возможности. Мать у Елены Саликовой получилась с богатыми обертонами любви, ревности, отчаяния, прощения, сочувствия и удивления. Актриса каким-то непостижимым, но вполне ощутимым способом соединила гротеск и психологизм. Ее Мать - женщина с надломленной, драматической биографией. В этой роли Елена реализовала то, что хотела, но не удалось до конца в роли Софьи Марковны в «Старике» по пьесе Горького – за красивой внешностью кроется умная и тонко чувствующая душа.
Диктат зрителя не менее жесток, чем диктат режиссерский. Зритель привык к комическому проявлению актерской природы Елены Саликовой и ждет ее очередных работ именно в этом ключе. В сезоне 2009 года за роль Веры Андреевны в «Психоаналитике» (постановка Сергея Куликовского)  актриса получила приз зрительских симпатий. И в том, что этот спектакль до сих пор пользуется зрительской любовью, немалая заслуга и  Елены Саликовой. В минувшем сезоне зритель с радостью аплодировал ее героине в «Прелестях измены», а общественность отметила умный и стильный эпизод в «Имажинарии м-ра О. Генри» с участием Елены Саликовой. Даже в эпизоде она была хороша – пластика, интонации сварливой и склочной Мак-Куль запомнились не меньше алого платья главной героини.
Незримые канаты судьбы Елены Саликовой по-прежнему натянуты туго. Она знает, как не терять равновесия.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б