Над столом Эмилии Васильевны Блиновой в домашнем «рабочем уголке» — картина «Любимый университет», а рядом — кафедральное древо под названием «Основательница вместе с народом». В самом верху ее портрет как создательницы отделения журналистики и одноименной кафедры, ниже — фотографии коллег, еще ниже — преподавателей из числа выпускников журфака ТГУ и, наконец, в самом низу — многочисленные «потомки», студенты.
«Это ирония конечно же, — улыбается Эмилия Васильевна. — Подарок от кафедры на юбилей». А если без иронии — трудовой стаж профессора журфака ТГУ Эмилии Блиновой составляет около 60 лет, 40 из них прошли в университете, причем на протяжении 20 лет она возглавляла кафедру журналистики. За годы ее работы обучены более полутора тысяч студентов. А началась эпоха под названием «Любимый университет», как и у многих, со студенческой скамьи.
— Эмилия Васильевна, вы можете вспомнить первое впечатление от встречи с университетом?
— Это было так давно, что даже страшно цифры называть! Мы, три подруги, кстати, дружны до сих пор, в 1951 году поступили на историко-филологический факультет. Это был один из самых сильных факультетов с очень интересными преподавателями. Мы уже были немного знакомы с одним из наиболее ярких лекторов факультета Николаем Федоровичем Бабушкиным, который часто выступал перед школьниками. Да и само здание главного корпуса было каким-то родным — столько раз проходили мимо, любовались его архитектурой. Поэтому я шла в университет, как к чему-то знакомому, своему. Это уже потом, спустя многие годы, приедет к нам на кафедру Виктория Васильевна Ученова, профессор факультета журналистики МГУ, и скажет мне такую фразу: «Здесь все по-домашнему и все по-настоящему». И вот таким же было мое восприятие университета — это что-то великое, то, что дает знания, и в то же время — очень знакомое, свое. Это ощущение было у меня с первых дней.
По окончании вуза меня пригласили работать на Томскую телестудию. Телевидение тогда только-только начиналось. Посомневалась, но согласилась. В моей жизни и дальше так было: мне предлагали попробовать что-то новое, и мне всегда это было интересно. А на телевидении вообще все было заново: мы на практике учились снимать репортажи, вести передачи, работать в кадре.
— Учебников же не было, это позже, в том числе и при участии преподавателей вашей кафедры журналистики, они будут написаны!
— В то время считалось, что главное — практика, и ее я получила за десять лет работы на телевидении в полной мере. Потом поняла, почему именно мне поручили создавать отделение журналистики: потому что на тот момент среди преподавателей кафедры советской литературы я была единственная с таким опытом практической работы. И при этом у меня была теоретическая подготовка: училась в аспирантуре, защищала диссертацию по развитию жанра фельетона в отечественной публицистике, ездила в Москву на журфак, посещала лекции, сидела в Ленинской библиотеке буквально с горами книг по журналистике. Такое сочетание практики и теории было у меня единственной из преподавателей кафедры на тот момент.
— Университет — консервативная структура, как было воспринято появление нового отделения?
— По-разному. Даже на кафедре были разные мнения, приходилось слышать, что журналистика — не наука, лучше продолжать качественно готовить филологов. А кто-то, напротив, говорил, что обязательно нужно открывать такое отделение, без журналистики мы выполняем не все задачи в подготовке кадров. Но самое главное: мы постоянно ощущали поддержку со стороны ректората университета, это залог того, что все получилось.
Рядом со мной всегда был Николай Никитич Киселев, прекрасный человек и опытный организатор, он мне многое подсказывал. Первый год я работала в одиночестве, затем пришел Юрий Николаевич Мясников, немного погодя — Владислав Владимирович Губский, которого сейчас уже с нами нет. Еще через год к нам присоединилась Ирина Ивановна Митченкова, тоже, к сожалению, безвременно ушедшая из жизни. Затем — выпускница журфака МГУ Татьяна Николаевна Черепова. А потом и наши выпускники начали подключаться, одним из первых пришел работать на кафедру Юрий Михайлович Ершов, и ему я 20 лет назад передала «бразды правления». Самым сложным и интересным для меня был процесс создания коллектива. Хотелось, чтобы это была команда, решающая общие задачи, но чтобы при этом каждый мог привнести и реализовать что-то свое. Думаю, нам это удалось.
— Какой из периодов за 40 лет работы в университете был самым интересным для вас, какой можно назвать вашим «звездным часом»?
— Когда становишься на ноги сам, когда вместе с тобой растет кафедра, когда выпускники приходят работать в качестве преподавателей, когда возникает профессиональный диалог со студентами. И он у нас действительно был, у меня хранится альбом, который мне подарил наш первый выпуск к юбилею, и кто-то из выпускников написал, что «Эмилия Васильевна читала хорошие лекции, но у нас было много неплохих лекторов. А вот когда она разбирала с нами наши творческие работы — это было самое ценное!» И я подумала: действительно, разбор работ был одной из самых важных форм обучения. Когда анализируешь творчество, видишь в глазах студентов отклик, понимание — это все очень полезно для их профессионального становления.
— Трудно работать с творческими людьми?
— И трудно, и интересно. То, что на журналистику должны поступать люди с творческой жилкой — несомненно. Если удавалось помочь их талантам раскрыться в полной мере — это всегда радовало. Когда мы видели появление талантливых журналистов на Томском телевидении и радио, в газетах, и когда это замечали тысячи зрителей, слушателей, читателей, конечно, приходило понимание, что вся наша большая работа была проделана не зря.
— Какое влияние на вас оказал университет?
— В целом считаю, что эти 40 лет для меня прошли счастливо. Было очень много радостных событий, хотя были и горькие моменты, когда уходили из жизни преподаватели и пустела часть кафедры. Сегодня меня беспокоит то, что происходит с высшим образованием в стране, тревожит, что университетское образование пытаются превратить в производство. Но это же совершенно особенное производство, где надо вводить новое очень осторожно, действовать тонко и умно. Над этим я размышляю сегодня, потому что профессия журналиста наиболее тесно связана со всем, что происходит в жизни. И, несомненно, заслуга университета в том, что он привил стремление видеть в жизни главное, точнее и глубже анализировать, обдумывать и осмысливать происходящее.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.