Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

08 05 2018Красное знамя

Весна. Любовь. Женитьба!..

Этот спектакль похож на весну: светлый, воздушный, дарящий вдохновение и надежду на то, что все будет хорошо. В Томском ТЮЗе представили «Женитьбу» Николая Гоголя. Комедь, как в ретро-духе определен жанр, поставила петербургский режиссер Екатерина Гороховская. При обращении к известной пьесе удалось найти гармонию: к тексту отнеслись очень бережно, нарочито «осовременить» классику не стремились, но и специально в прошлое не погружались, в итоге история смотрится очень свежо и актуально.

Екатерина Гороховская, режиссер и актриса из Петербурга, с Томским ТЮЗом работает уже не в первый раз. В 2016 году она поставила здесь спектакль для подростков «Братец Лис и/или Братец Кролик», ироничную, даже хулиганскую историю по мотивам сказок Харриса в форме суда над Братцем Лисом. Во время той работы режиссер и присмотрелась к актерам и заметила, что в труппе есть герои важной для нее пьесы:
- Я давно любила «Женитьбу» и мечтала, что, может, где-нибудь, когда-нибудь доведется ее поставить, - признается Екатерина. - А во время репетиций «Братца Лиса…» поняла: вот они, Агафья Тихоновна и Подколесин! Оля Ульяновская и Кирилл Фриц! Подумала, что было бы интересно предложить реактивному, яркому Кириллу сыграть совсем другого по темпераменту человека. А в Ольге увиделась такая современная, не похожая на привычные трактовки Агафья. Я предложила идею директору театра Владимиру Казаченко, и он поддержал ее. Так моя мечта осуществилась в Томске.
Впрочем, начинается «Женитьба» не с Подколесина, а с… самого Гоголя! На сцене появляется герой, словно сошедший с хрестоматийных портретов классика: длинные волосы, усы... Олег Стрелец играет еще молодого писателя. Его Гоголь выглядит потерянным, одиноким, ищущим. Поеживаясь от холода, он забредает на огонек к Ивану Подколесину. Играющий его Кирилл Фриц, прежде часто создававший комические колоритные образы, непривычно сдержан. Он обитает в суровом, мужском пространстве, крошечной комнате, состоящей из сплошных острых углов, с жесткой мебелью. И делом занят мужским, даже инфантильно-мальчишеским – раскрашивает солдатиков. Гоголь превращается в молчаливого наблюдателя, то ли в своеобразного «двойника» героя, то ли в его создателя, а к Подколесину уже спешит другой гость – Кочкарев.
Друга главного героя играет Дмитрий Гомзяков, и узнать его удается не сразу. В этой роли актер открывается по-новому. Он выглядит потерянно, его раздирают противоречивые чувства. Он тяготится семейной жизнью: пытается избавиться от обручального кольца, вздрагивает при упоминаниях о женщинах, да и из дома так спешил сбежать, что не надел верхней одежды. Тем нелепее выглядит его желание поскорее женить Подколесина. Ведь принято создавать семью! А к условностям, будь то традиции или мода, герои относятся всерьез. Не зря на сцене периодически появляется экран, и демонстрируются записи фэшн-показов. Да и друг (о ужас!) заметил у героя седой волос! Старость не за горами, а жены все нет…
Сценография такова (художники спектакля Александр Мохов и Мария Лукка), что большая, четкая геометрически, с острыми углами конструкция поворачивается… и превращается в совсем другое пространство. Суровый мир мужчин сменяет уютный, буквально мягкий мир женщин. Он наполнен подушками, стены обшиты мягким и симпатичным материалом. Здесь даже ходят не в туфлях, а в теплых вязанных носках. Делают маски для лица, гадают и живут своей жизнью. Хотя о замужестве Агафья задумывается, надо сказать, не без испуга, заметного в ее больших, выразительных глазах.
Объединить два совершенно не похожих и, на первый взгляд, несовместимых мира решается сваха. В ней есть что-то мистическое, а каждое ее появление сопровождается громом. Сваха в исполнении Марины Фадеевой вовсе не хрестоматийная хлопотливая сваха. Этот образ стильный, резкий, и визуально, благодаря темной помаде, галстуку и эпатажному ассиметричному леопардовому одеянию, и по манерам. Но только такая сваха подходит для объединения инфантильных и нерешительных героев.
Женихи впечатляют своей нелепостью и самовлюбленностью, хотя не лишены некоего обаяния. Очень важным для каждого, что не странно для эпохи людей, следящих за модными трендами, становится их костюм. Алексей Мишагин в роли экзекутора Яичницы подстать своей неказистой фамилии. Галстук-бабочка, эффектное пальто… Но стильный образ превращают в комический по-детски привязанные шерстяные варежки. У Игоря Савиных, играющего отставного пехотного офицера Анучкина, вместо варежек на шее висят коньки. Этот герой явно не пропустит модных увлечений. Для стремящегося выглядеть эстетом юноши в белых перчатках совершенно необходимо, чтобы невеста говорила по-французски. То, что сам он этого языка знать не знает, его не беспокоит. Владимир Хворонов в роли моряка Жевакина, конечно, предстанет перед публикой в форме, причем английской, с трубкой, расскажет несколько откровенных баек и вскружит голову Дуняшке, а точнее, Дуняшкам: в «Женитьбе» вместо девочки в доме целая стайка девушек, Агафья окружена их свитой. А Алексей Шитиков будет буквально неузнаваем, превратившись в гостинодворца Старикова. Огромная борода с усами и стилизованный под купеческий костюм сделают свое дело.
Кого выбрать из этих своеобразных личностей, размышляет Агафья. В героиню Ольги Ульяновской влюбиться легко. Непосредственная, с очаровывающим взглядом огромных глаз, утонченная, нежная… Но окончательно ослепить всех помогает потрясающее цикламеновое платье, экстравагантное, словно с подиума.
Впрочем, роскошный наряд не заставит героиню забыть об искренности и смущении. Дураков она готова прогнать вон. А самым интересным ей покажется нерешительный и трогательный, пусть и одетый в модный корсет, Подколесин.
Эти живые герои и будут мучительно искать в «Женитьбе» общий язык. Еще будет бродить с потерянным видом Гоголь, которому в этой истории порой придется нелегко (впрочем, как и всегда автору с героями). Прозвучат современные красивые и романтические песни (за музыкальное оформление и пластику отвечала Юлия Колченская) – и сделают ощущение от спектакля еще более воздушным и нежным (а еще потом попробуй не напевай Tightrope Лоры Перголицци или SingItBackгруппы «Moloko»в недавно записанной версии PeteTong). Атмосфера этой истории полна предчувствием любви. И финал у «Женитьбы» в ТЮЗе неожиданный… но больше никаких спойлеров!
Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б