Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

16 04 2018Выходной

ОткрытО для творчества!

У них «ОткрытО» - открыто для новых впечатлений, увлеченных диалогов и сценических процессов, как здесь называют читки современных пьес и спектакли. Ольга Райх и Дмитрий Гомзяков – артисты Томского ТЮЗа, но своих многочисленных ролей и других затей в театре им оказалось мало, они нашли время и силы придумать свой проект «ОткрытО».

Все началось недавно – первый процесс случился 4 декабря. А с той поры были и спектакли «Мама», «Июль», и читки современных пьес. Все происходило в разных пространствах – и в школе музыки, театра и кино «Виртуозы», и в баре «Пробка», и в Томском ТЮЗе, и в лофте «Высоко». Собственного помещения у «ОткрытО» пока нет, и дело не только в предсказуемой для молодого творческого проекта нехватке средств на свое здание, но и в свободе от рамок.
 - У нас проект без стен и без адреса, поэтому мы можем проводить наши процессы где угодно, - поясняет Ольга Райх. - Мы с Димой посчитали, на данном этапе нам свое пространство не нужно. Тем более что нам бы хотелось не классическую сцену, а более функциональное пространство.
К своим творческим проектам, режиссуре и Ольгу, и Дмитрия тянуло давно.
- Все началось, еще когда я училась в Томском колледже культуры, - вспоминает Ольга.  – Один из студентов написал пьесу, мы ее поставили, я в этом участвовала. Никогда не стремлюсь отсидеться, работать интереснее. Тем более я до сих пор еще до конца не решила сама, кем больше хочу быть, актрисой или режиссером. Сначала была уверена, что стану режиссером, потом актерская работа меня затянула. Но только ее мне мало, не всегда же встречаются режиссеры, которые ставят именно те спектакли, которые хотела бы я. Зато сама я могу поставить все, что мне интересно. Люблю сочинять и придумывать, а еще иногда замечаю в людях то, чего они сами в себе не видят. Мне нравится открывать в других неизвестные им способности.
У Дмитрия Гомзякова два высших образования, одно из них - режиссер любительского театра, он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств.
-  Я уже в школе любил что-то организовывать, например, КВН, - говорит Дмитрий. – Когда работал в Барнауле в Молодежном театре Алтая, то под руководством главного режиссера Дмитрия Егорова делал проект «Пьесы про сегодня», тогда и увлекся современной драматургией. В том же Барнауле я поставил свой первый спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Василия Сигарева. В Томск я приехал в мае 2014 года, а в сентябре начал репетировать самостоятельную работу по пьесе «Март». Предложил актерам попробовать, и мне никто не отказал, в том числе и заслуженная актриса РФ Ольга Николаевна Рябова. Мне всегда хотелось созидать, не сидеть на месте.
В итоге эскиз по пьесе «Март» сыграли во время проекта актеров ТЮЗа «Дыши свободно». Он оказался настолько удачным, что превратился в полноценный спектакль, попал в репертуар театра. Директор ТЮЗа Владимир Казаченко предложил Дмитрию подумать об учебе, дальнейшем развитии в сторону режиссуры. Учиться «ради бумажки» не хотелось, Дима стал искать варианты, где можно получить знания.
- Оля рассказала мне про школу Константина Райкина, в этом году режиссерский курс там набирал Кама Гинкас, - объясняет Дмитрий. – Захотелось туда поступить, тем более что учеба заочная и длится всего год. Я занят во многих спектаклях ТЮЗа и часто уезжать на сессии бы не мог. Стал готовиться к экзамену, написал режиссерскую экспликацию. Потом было собеседование с мастером по скайпу. Мне казалось, я поговорил с ним провально…
- Ничего не провально, - не соглашается Ольга. – Гинкасу была важно посмотреть на человека, поговорить с ним, и если у них разное видение театра, как это было в случае с Димой, то это не повод не принимать человека на свой курс. В итоге из 98 человек поступило 15, и среди них Дима!
Первая сессия в Москве уже позади, и Дима успел не только посетить занятия, но и посмотреть за месяц больше 20 спектаклей. И познакомиться с легендарным режиссером. Теперь он знает, как замирает весь театральный институт, даже буфет, когда появляется Кама Гинкас. Жизнь возобновляется, только когда Мастер проходит. Еще Гинкас, узнав, что у Димы есть проект, созданный вместе с коллегой и своей девушкой Ольгой Райх, стал выяснять, как у них организована общая работа, а потом посоветовал приобрести книгу Гинкаса и его жены, также режиссера, Генриетты Яновской – о творчестве и совместной жизни.
- Она во многом о том, как уживаться под одной крышей двум режиссерам, - считает Оля. – Книга большая, «кирпич», написанная интересным языком. Так сейчас уже не говорят... Дима слушал их вживую, говорит, не замечаешь время за их рассказами.
Как же два режиссера уживаются под одной крышей?
- У нас есть в мессенджере отдельная переписка «только по работе», где мы обращаемся друг к другу «Ольга Викторовна» и «Дмитрий Константинович», - признается Дима.
- Она началась, когда Дима уехал на учебу, и нам приходилось обсуждать много рабочих вопросов, - уточняет Оля. – В итоге получалось, что я писала Диме: «Доброе утро!», вежливо ждала минуту и присылала большое сообщение обо всех проблемах и срочных вопросах. Это не всегда приятно, в итоге мы поняли, надо разделять работу и жизнь. И я завела отдельную переписку, она серьезная, там у нас нет никаких «смайликов». Пока получается все разграничить. В работе мы подсказываем друг другу, причин для разногласий у нас пока не возникало. К примеру, когда я ставила «Июль» Ивана Вырыпаева, мне давал советы Дима, а когда он делал читку «Битвы за Мосул» Алексея Житковского, то я ему что-то рекомендовала.
Пока в «ОткрытО» работают с современными пьесами, и если история о взрослении «Мама» Аси Волошиной и страшный, на первый взгляд, «Июль» Ивана Вырыпаева стали спектаклями, то многие работы существуют только в жанре «читки». Материал артисты выбирают тот, который задевает их самих.
- Мы читаем много современной драматургии, - поясняет Дима. - Берем любопытные тексты, которые, как нам кажется, должны услышать много людей. Неизвестно, сделаем ли мы потом из каждой читки спектакль. Такой цели нет.
- Современные тексты драматургами так написаны, что их часто и не надо визуализировать, лучше просто доносить как текст, - полагает Оля.
В процессах «ОткрытО» заняты далеко не только создатели проекта. В их читках участвуют коллеги-артисты, хотя пока все строится на энтузиазме.
- Людям интересны такие читки. Если свою мысль «запустить» в космос, то откликнутся многие, - полагает Дима. – Нам везет на людей, надеемся, так будет и дальше.
В феврале стать режиссером читки удалось уговорить режиссера из Петербурга Екатерину Максимову, на несколько дней приезжавшую в Томск в ТЮЗ вводить артиста на одну из ролей в спектакль «Лететь…». Ольга и Дмитрий заняты в постановках Екатерины и давно с нею знакомы.
- Катя уже наш друг, и хотя она приезжала в Томск всего на пять дней, но согласилась сделать читку, - рассказывает Ольга Райх. – В ней принимали участие не только молодые артисты – мы заманили и заслуженную актрису Ольгу Рябову, и Алексея Мишагина. Впрочем, они, хотя и опытные артисты, всегда за работу, за события. Репетировали поздними вечерами, ночью. Я им организационно помогала - грела и приносила еду. Люди хотят интересного процесса, они готовы в нем участвовать.
В «ОткрытО» уже есть постоянный «резидент» – актриса ТЮЗа и Северского театра для детей и юношества Наталья Гитлиц играет главную роль в «Июле» и участвовала во всех читках. Ребята шутят: «Гитлиц работает за еду, вот мы ее и зовем!». Хотя на самом деле все, конечно, серьезнее.
- Я за любое движение, и Оле Райх, ее видению работы, верю на 100%, - говорит Наталья Гитлиц.- Безумно рада, что есть такой проект, где можно экспериментировать. У Оли и Димы разные взгляды на творчество. Они делают совершенно непохожие вещи. Но, что важно, это именно творчество, оно дает тебе новые возможности, помогает открывать себя и развиваться. А еще «ОткрытО» - это привлечение новых людей, публики. Надеюсь, проект пойдет на пользу театральной культуре Томска.
Каждый процесс в «ОткрытО» заканчивается не поклоном участников читки или спектакля. Нет, показы переходят в диалоги и беседы. Зрителям для создания располагающей к беседам атмосферы предлагают выпить чаю или игристого вина. А потом неформально поговорить – и об увиденном, и о той теме, что звучала в пьесе.
- У «ОткрытО» есть хэштег «культурная тусня», мы бы очень хотели, чтобы она завязалась, и чтобы наш разговор выходил за рамки слов «понравилось - не понравилось», - не скрывает Дима. - Мы постоянно задаем тему для разговора. Для нас это важно. И нам хочется избежать слова «обсуждение». Это именно диалог.
Как заметили ребята, диалоги с каждым разом удлиняются. Тем более что в «ОткрытО» много постоянных зрителей.
- Мы заметили, что одна пара по два раза ходит на все наши процессы. Прежде они молчали, теперь включаются в разговоры, - отмечает Оля. – Некоторые пишут нам потом в социальных сетях личные сообщения со своими впечатлениями. Мы знакомимся с новыми людьми, недавно на одной из читок был Александр, который снимает фильм. Общение о творческих проектах, новые знакомства – это тоже наши задачи. И важна открытость – мы открыты всем идеям. Кто-то может сам организовать у нас читку, когда мы об этом говорим, то не шутим. Хотя понятно, это будет уже не наш проект, но мы окажемся к нему сопричастны.
Спокойно ли отнеслись к собственной затее ребят в родном театре? Пока, как рассказывают актеры, их только поддерживают. Разрешили забрать «Маму», которая первый раз была сыграна в театре как часть проекта «Дыши свободно».
Что будет дальше? В «ОткрытО» собираются по-прежнему раз в месяц читать новые пьесы. Эскиз Ольги Райх об известной американской певице Патти Смит, сыгранный пока однажды в буфете ТЮЗа во время проекта «Дыши свободно», думают доделать, превратить в спектакль «Кофепати» и играть в кафе, дополняя впечатления чашечкой кофе. Скоро в «ОткрытО» надеются представить премьеру – «Солнечную линию» по пьесе Ивана Вырыпаева. Однажды, возможно, удастся воплотить перформанс, который устраивали в Аргентине. В лофте поставили 20 кроватей, по одной на каждого зрителя. И каждому одна актриса рассказывала текст на ухо.
Ольге Райх давно интересен детский театр. Она еще 11 лет назад поставила для совсем маленьких зрителей в ТЮЗе спектакль «Верблюжонок, пингвиненок и все вокруг», а в прошлом году с подругой затевала театр для малышей «Смотри Театр», там был спектакль о валенке и его мечтах. Вероятно, теперь его перенесут в «ОткрытО». Возможно, скоро Ольга воплотит в жизнь свою задумку о необычном спектакле – для… еще не родившихся зрителей, самых юных слушателей - для тех, кто еще в животе у мам. Также обсуждаются мастер-классы для детей – образовательные, но нескучные, и актерские тренинги.
- Глобальные планы у нас такие: свое здание, причем многофункциональное, «ОткрытО» со спектаклями, с читками и «ОткрытОkids», для детей, возможно, еще «ОткрытОschool», образовательные проекты… - размышляет Дмитрий. – Такую идею сейчас запускаем в космос.
- Мне еще интересны лаборатории, возможно, с непрофессиональными актерами, с нуля что-то создать, например, перформанс или читки, - дополняет Оля. - И на фестивали мы собираемся. И при этом важно не потерять некую интимность, диалог со зрителем.
Если затеи удастся воплотить в жизнь, то культурных событий в Томске станет больше.
Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б