Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

11 04 2018Красное Знамя

Учиться не ради диплома

Учиться бесплатно смогут только те граждане, которые потом станут трудиться по специальности. Выпускники бюджетных отделений вузов должны будут отработать по распределению: бакалавры — четыре года, специалисты — пять лет, а студенты, ставшие магистрами, — шесть лет. 


Соответствующие поправки в Закон об образовании подготовил и внес на рассмотрение законопроектной комиссии «Единой России» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов. По задумке законодателя, эти изменения заставят регионы и министерства планировать госзаказ на специалистов так же, как сегодня это делает, например, Минобороны и МВД. Кроме того, молодые люди перестанут учиться в вузах «для галочки», куда они поступили не по призванию или желанию, а лишь для самого факта получения высшего образования.

Автор законопроекта уверен, что недопустимо тратить бюджетные деньги на обучение людей, которые потом как специалисты оказываются стране не нужны. «Студенты, получившие бесплатное образование, должны отработать по распределению четыре, пять или шесть лет в зависимости от того, окончили они бакалавриат, специалитет или магистратуру. Если же пришли отбыть номер или просто поучиться ради расширения кругозора, пусть делают это за свой счет», — заявил Сергей Вострецов.

По его словам, в случае если выпускник решит не отрабатывать весь положенный срок, то разницу лет он должен будет возместить деньгами. «Это небольшая сумма, но так хотя бы государство сможет не остаться в проигрыше. Вложив деньги в обучение специалиста, оно должно иметь право этого специалиста использовать», — объяснил парламентарий. Он напомнил, что коммерческие предприятия, согласно статье 56 Закона об образовании, могут и сейчас заключать договоры с вузами на оплату обучения молодых людей, которые потом придут к ним работать.

Если обратиться к истории, то в России распределение имело место в некоторых учебных заведениях Российской империи, например в Училище правоведения. А в СССР для выпускников вузов оно было обязательным. Процедура проводилась в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла студентов по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник должен был отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. Если предприятие хотело удержать выпускника, он мог получать льготы, жилье и другие социальные гарантии. Уклонение его от работы по распределению в СССР наказывалось уголовно.

Сегодня, кроме бюджетного и коммерческого, есть вариант поступления на некоторые специальности и по так называемому целевому направлению. Это значит, что абитуриент приходит в вуз не только с оценками ЕГЭ, но и с направлением от конкретного предприятия и ведомства. Благодаря тому, что они обязуется оплатить его обучение или выделить средства из бюджета на его обучение, абитуриент не участвует в общем конкурсе, а вступительные испытания проходит по специальному списку. В случае успешного прохождения испытаний он зачисляется на выбранный факультет, обучается там, а после окончания вуза отправляется на работу на то предприятие, которое за него поручилось. Обязательства организации перед студентом, студента перед организацией, а также организации перед вузом оформляются в трехстороннем договоре.

Целевой прием в российские вузы, а это, как правило, отраслевые высшие учебные заведения, подразделяется на два вида - целевой набор по квоте Министерства образования и науки (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). И хотя термин «целевой набор» законодательно относится только к первому виду, здесь есть один нюанс: по договору студент, поступивший на целевое обучение, должен учиться удовлетворительно.

Полностью поддерживает законопроект первый заместитель председателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. «Если то, что прописано в законопроекте станет нормой, то и учиться просто так по специальностям, по которым молодые люди потом не будут работать, они не захотят. Получать вытребованные государством профессии случайные люди не смогут», — сказал депутат.

А вот первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин напомнил, что в советское время, несмотря на систему распределения, далеко не все работали по профессии: «Многие физики переквалифицировались в лирики, и их потенциал для общества не был потерян».

Смолин заявил, что, выбирая высшее образование, подростки не всегда точно знают свое призвание, так что смена профессии — обычная ситуация для современного человека. «Считаю, что обязать всех студентов-бюджетников работать по специальности — перебор», — добавил депутат, уточнив, что лучше бы принять закон о квотировании рабочих мест для любых молодых специалистов.

Такого же мнения придерживается и ректор Ярославского государственного университета, член Общественной палаты РФ Александр Русаков. Он считает, что возвращать советское распределение неправильно: «Если человек поступил учиться, то, окончив вуз, пусть решает, где он будет работать, в том числе, может быть, и не по специальности».

А первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова убеждена, что обязательное распределение должно быть только для льготников. «Для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом, нужно вводить распределение. Это не противоречит Конституции, дети заранее сделали для себя выбор и должны понимать, что обязаны государству, раз идут по меньшему количеству баллов», — обосновала свою точку зрения сенатор.

Кстати, по данным Минтруда, на осень 2017 года самыми востребованными специалистами на рынке труда стали инженеры, в том числе инженеры-технологи, инженеры контрольно-измерительных приборов (КИП) и техники-технологи. Спрос сохраняется на врачей и медсестер, бухгалтеров, квалифицированных рабочих — сварщиков, токарей, электромонтажников.

 

Стоимость одного года очного обучения в МГУ им. М.В. Ломоносова в 2017-18 гг.: менеджмент, бакалавр – 490 000 руб., магистр – 212 000 руб.; психология, бакалавр – 325 000 руб., магистр – 325 000 руб.; журналистика, бакалавр – 325 000 руб., магистр – 325 000 руб.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б