Качеством работы поликлиник полностью довольна только треть российских пациентов (35%). Таковы результаты мониторинга, который провели активисты проекта ОНФ «Народная оценка качества». Эксперты подготовили обзор наиболее распространенных жалоб.
На «отлично» работу своей поликлиники в целом оценили 35% пациентов. Четверть (25%) участников опроса недовольны качеством работы медучреждений. Из них двойку поставили 8%, единицу - 17%. Незначительные претензии имеются у 40% респондентов: 22% назвали качество «хорошим», 18% - «удовлетворительным». При этом пациенты поликлиник чаще всего жалуются на очереди и трудности с получением направлений.
«Проект доказал свою результативность. Граждане видят те улучшения, которых добиваются активисты Народного фронта. Поэтому чаще прибегают к проекту как к инструменту, с помощью которого можно решать проблемы качества работы своей поликлиники. На сегодня нам удалось добиться исправления более 700 недостатков и улучшить работу 260 медучреждений. Народный фронт смог показать, что многие проблемы, которые тревожат российских пациентов, вопреки устоявшемуся в обществе стереотипу связаны не с отсутствием средств и кадров, а лежат в плоскости управленческой неэффективности. И ОНФ первый предложил конкретные меры по решению наболевших вопросов, а главное, продемонстрировал результаты», – отметил координатор проекта Виктор Рожков.
Благодаря работе общественников были исправлены следующие недостатки: в 8% случаев налажена работа по своевременной закупке расходных материалов, в 16% - удалось повысить доступность поликлиники для инвалидов, в 23% - активисты ОНФ смогли повысить комфортность условий в медучреждениях, а в 25% - улучшить работу регистратуры, пациентам стало проще записаться на прием. В 28% случаев активисты ОНФ смогли решить проблемы с укомплектованностью специалистами и организацией приема врачей в поликлиниках.
В целом самые распространенные жалобы граждан связаны с длительными сроками ожидания диагностики, лечения и разнообразных исследований. 56% пациентов отметили трудности в записи на прием и получении направлений на анализы, а также долгое ожидание в очереди. Недовольство граждан вызывает также нехватка врачей (терапевтов, педиатров, специалистов). На эту проблему обратили внимание 26% опрошенных. О некомфортных условиях пребывания и плохих санитарно-гигиенических условиях в поликлиниках высказались 17% респондентов. Навязывание платных услуг и необходимость приобретать расходные материалы за свой счет обозначили 14% граждан из числа опрошенных. Отсутствие условий для инвалидов и маломобильных групп граждан назвали 10% пациентов. Еще 10% пожаловались на недоброжелательность, некомпетентность врачей, медицинского персонала и сотрудников регистратуры. И только 10% пациентов не сталкивались с проблемами в работе поликлиники.
Данные независимого мониторинга ОНФ совпали с выводами проведенного Росстатом исследования «Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения». По данным Росстата, в 2017 г. только 34,5% граждан в полной мере удовлетворены работой поликлиники, к которой прикреплены. Не в полной мере удовлетворены 44,9%, не удовлетворены 11,4%, остальные 9,1% не посещали поликлинику или не определились - 0,2%.
«Пользуясь разными методами проведения исследований, эксперты ОНФ и Росстата пришли к единым результатам. Этот факт говорит об актуальности для граждан затрагиваемых проблем и доказывает корректность выводов по вопросу качества работы медучреждений. И теперь главное, чтобы общественная критика была учтена Министерством здравоохранения РФ, а выявленные недостатки устранены. При этом, как показывает практика проводимых ОНФ мониторингов, ряд тревожащих пациентов проблем остается неизменным год от года. Поэтому и был разработан «Народный стандарт качества работы поликлиник». Пройдя с проверками медучреждений по всей стране, опросив людей, мы написали стандарт, отражающий народное видение, – какой должна быть поликлиника. В этом документе эксперты ОНФ прописали решения большинства вопросов, беспокоящих пациентов. И их реализация не стоит дополнительных денег, она зависит от эффективного управления той или иной медорганизацией. Чтобы этот механизм заработал, народный стандарт необходимо ввести повсеместно», - подвели итоги общественники.