Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 02 2018Выходной

СЕМЕЙНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Летом минувшего года пятеро членов нашей семьи совершили вторую домашнюю экспедицию. Первая состоялась позапрошлым летом на Валдай и озеро Селигер. Ездили мы к югу от Томска, на берег Обского моря. Старший сын в интернете на форуме любителей и знатоков речного флота нашел пароход «Михаил Фрунзе», на котором дед моего мужа Матвей Евдокимович Вершинин долгие годы работал механиком. А в 1922 году был даже участником Карской морской товарообменной экспедиции. В Обской губе речники из пос. Моряковский Затон перегружали с морских пароходов, прибывших из Лондона, товары для молодой советской республики. 


Заинтересовавший нас пароход под № 245 ранее назывался «Братья Корниловы». Находился он у своего последнего причала возле д. Антоново на берегу Обского водохранилища Новосибирской области, куда мы и отправились.

Время, обстоятельства и люди не пощадили судно. Сохранилась только металлическая часть. Но сам факт, что пароход ходил по рекам Западной Сибири благодаря нашему родственнику, конечно же впечатлял. На таких пароходах в каютах жили и члены семей экипажа. То есть на палубе, по которой мы ходили летом 2017 года, сто лет назад бегали дети Матвея Евдокимовича. О том, каким он был тружеником, мы знали по воспоминаниям и рассказам П. Петрова, бывшего начальника планово-экономического отдела Моряковской РЭБ флота, напечатавшего интересные и содержательные заметки в районной газете «Томское предместье»: «Люди флотские», «От зимовья до РЭБ флота» и «Механик Вершинин».

Особенно заинтересовал более подробный рассказ о механике Вершинине. Оказывается, многие из первых поселенцев Моряковки были родом из Вятки: Багаевы, Савиных, Вершинины, Лобастовы, Гребневы. Это чувствовалось по мягкости произношения слов в их речи. Ставшим сибиряками вятичам на роду было написано быть «приписанными к реке». Капитаны, лоцманы, механики, шкиперы большую часть жизни проводили на судах. Знающие, умелые, трудолюбивые – эти эпитеты можно отнести ко многим их них. В том числе и к механику парохода «Михаил Фрунзе» Матвею Евдокимовичу Вершинину. Он был влюблен в свой пароход, на котором ходил всю жизнь, зная его устройство досконально. Того же требовал и от машинной команды, членов которой подбирал тщательно и скрупулезно. Каждый был как на подбор: первый помощник Николай Флейшман; масленщик-водосмотр, позже второй помощник механика Закир Тазетдинов; кочегар Андрей Гогин, кстати сказать, потомственный речник, его отец Иван Гогин тоже мастерски держал «пар на марке».

Матвей Евдокимович поддерживал высочайшую дисциплину. В машинном отделении  соблюдался безукоризненный, «зеркальный» порядок. Да и сами члены экипажа были всегда аккуратными и подтянутыми.

В трудные военные годы речникам приходилось оперативно решать множество вопросов, чтобы не держать пароход на приколе, ведь мощный буксир постоянно был нужен как воздух. Однажды случилась беда – лопнул цилиндр низкого давления. Механик Вершинин внес ценное предложение, как его восстановить. Но материально-техническая база не позволяла реализовать задумку мастера. Через пароходство отправили заказ Новосибирскому СРЗ. Цилиндр сделали из стальных листов, загнули их, сварили и расточили с помощью бортштанги, специально изготовленного приспособления. И пароход «Михаил Фрунзе» всю войну проработал с этим цилиндром.

Во время путешествия мы узнали много нового не только о нашем известном родственнике, но и о значении речного транспорта в Западной Сибири, особенно в годы войны. В силу климатических условий, особенностей природного ландшафта и неразвитости инфраструктуры области большинство населенных пунктов не были связаны доступными шоссейными дорогами. В зачатке были авиационные перевозки, не хватало автомашин, а гужевой транспорт не играл особой роли. Поэтому вся тяжесть транспортировок в ряде районов приходилась именно на речной транспорт. 

Важную роль в улучшении работы речного транспорта сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1943 года, распространивший военное положение, введенное на железнодорожном транспорте, также и на речной. На речников распространился устав о дисциплине рабочих и служащих железнодорожного транспорта.

Кстати сказать, все дети Матвея Евдокимовича, три дочери и сын Леонид, как и он сам, работали в годы войны. А младший сын Александр, отец моего мужа, воевал и пришел с войны инвалидом. Под Кенигсбергом от взрыва гранаты он лишился глаза и руки.

Историей своего рода мы занимаемся давно. Поэтому маршрут следующей экспедиции в наших планах уже проложен.

Светлана ВЕРШИНИНА.

с. Нелюбино Томского района.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б