Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

28 12 2017Красное знамя

Разбудить собственников жилья

Устранение проблем, связанных с теплоснабжением, многими сопутствующими вопросами и оплатой за тепло, является тяжелой задачей не только для профессионалов АО «ТомскРТС» и исполнительной власти. Это еще более сложная задача для отдельных граждан. Очевидно, что только грамотный собственник может понять и изменить ситуацию в сфере теплоснабжения к лучшему. Но большинство жителей «плавают» в этих вопросах. Чем здесь можно помочь? И можно ли?

Можно, если действовать сообща. Необходимо объединить усилия граждан и неравнодушных ЖКХ специалистов, имеющих огромный опыт работы в системе теплоснабжения, и создать некоммерческую общественную организацию (ассоциацию). Организацию, которая поможет собственникам жилья проснуться и взять бразды правления в своем доме в свои руки. Организацию, которая будет проводить разъяснительную работу, общаться с жителями и отвечать на их вопросы.
Команда профессионалов и собственников. Однако просветительская работа – это только часть работы предлагаемой организации - теория, направленная на повышение «коммунальной» грамотности томичей. Основополагающим направлением такой общественной организации станет объединение усилий жителей города Томска и специалистов в области ЖКХ. Деятельность будет направлена на формирование прозрачных тарифов и способов начисления за тепловую энергию. В рамках такой организации союз профессионалов и собственников сможет определять условия прямого контроля за соблюдением теплоснабжающей организацией установленных законом показателей качества продаваемой тепловой энергии, закреплять ясные и  однозначные меры ответственности за их невыполнение. Объединение усилий специалистов и собственников позволит осуществлять контроль над выполнением «обещаний» и принятых решений тепловыми коммерсантами и исполнительной властью, анализ полученных результатов и их доведение до широкой общественности. У отдельного собственника нет полномочий и сил, чтобы задавать все «неудобные», но жизненно важные для него вопросы «наверх», а у общественной организации – есть.
Требуется научный подход. Серьезным упущением является то обстоятельство, что в Томске - городе университетов - отсутствует взаимодействие ученых и специалистов ЖКХ. Наработки научных работников, целенаправленно занимающихся решением задач, связанных с ЖКХ, игнорируются или не принимаются всерьез. Тогда как зачастую проблемы в коммунальной сфере возникают из-за незнания физических принципов действия того или иного устройства, нежелания принимать на вооружение передовые технологии и методы, следования принципу «и так сойдет, работает же». Может, пора и за ЖКХ взяться с научной точки зрения? Поэтому к действию некоммерческой общественной организации, наряду с профессионалами и собственниками, могли бы подключиться научные деятели и группы.
Вперед, к диалогу. Ни для кого не секрет, что сегодня между участниками рынка тепловой энергии понимания нет. Необходим диалог исполнительной власти и тепловых коммерсантов с потребителем. Пусть расскажут, покажут и в случае необходимости докажут, что уже сделано, что делается, а что необходимо еще сделать, куда тратятся собранные с населения деньги, зачем и почему. Сегодня доводимая до томичей информация о начислениях в сфере коммунальных услуг не структурирована и не воспринимается обывателем, требует специальной подготовки. Для обычного человека - это «тарабарщина», не дающая четкого и понятного ответа на заданные вопросы. Поэтому бюрократические методы работы с населением  выступают барьером, позволяющим чиновнику за цифрой не видеть (или не хотеть видеть) «беды» обывателя. Безусловно, проводится нужная для общества работа, но общество, хотим мы того или нет, состоит из отдельных граждан со своими проблемами, профессиональными навыками, зачастую далекими от тонкостей сферы ЖКХ. Очевидна необходимость индивидуальной работы с потребителем. Человек, получивший профессиональный, грамотный, полный, понятный ответ, а еще лучше получивший помощь советом или делом, снижает частоту обращений в различные инстанции в будущем. Соответственно, это и будет вторым направлением деятельности общественной организации – создание площадки для представителей  профессионального сообщества, населения, исполнительной власти и бизнеса, на которой все они смогут в комфортной для себя обстановке проработать решения совместных проблем и задач, донести результаты обсуждения в доступной и понятной форме до потребителя.
Знание – сила. Третье по списку, но не менее важное по значению направление - юридическая помощь гражданам и бизнесу. Каждый юрист знает, как важно грамотно формулировать любое обращение к должностному лицу, будь то претензия, запрос или просто письмо. От этого во многом зависит, получит ли он необходимые ответы и действия от адресата. Общественная организация, в которой будут состоять опытные в сфере ЖХК юристы, поможет горожанам, потребителям, бизнесменам грамотно оформить свой запрос к власти, тепловикам или в суд. Говоря о спорах с тепловыми коммерсантами, следует заметить, что только принципиальная позиция всех потребителей «покупаю только то, что понимаю» даст возможность гражданам приучить коммерсантов действовать открыто и добросовестно. Спорные моменты, как правило, разрешаются либо в претензионном (досудебном) порядке, либо в судебном процессе.
Плюсы претензионного порядка в том, что это бесплатно и относительно быстро. Минусы - многочисленные претензии от граждан воспринимаются «теплокоммерсантами», как «белый шум», они действуют по принципу «проигнорируем – устанут и отстанут». Поэтому для решения вопроса путем досудебной претензии необходимо составить ее так подробно и качественно, приложив соответствующие документы, чтобы по прочтении такой претензии у специалиста возникло ясное понимание, что заявитель точно знает, чего хочет, и точно сможет доказать это в суде. А значит, проще удовлетворить претензию, чем судиться и проиграть.
При обращении в суд необходимо понимать и помнить, что проиграть дело можно, попросту не предоставив веских доказательств. Ведь судебная система работает не для того, чтобы докопаться до истины, а для того, чтобы предоставить возможность двум спорящим сторонам убедить суд в своей правоте. Тут снова важно умение грамотно сформулировать вопросы, подкрепив их документальными фактами. Следовательно, требуется юрист, имеющий практику в сфере ЖКХ. Надо также учитывать, что в случае проигрыша дважды по одному и тому же основанию инициировать судебное разбирательство не получится (имеется в виду статья жилищно-коммунальных услуг «плата за отопление и ГВС» и конкретный период начислений). Кстати сказать, начисленные пени и штрафные санкции потребитель оплачивать вообще не обязан. Теплосбытовая организация должна доказать, что со стороны потребителя имело место нарушение при отсутствии нарушений с их стороны. Типовые споры потребителей (как юридических лиц, так и граждан) чаще всего сводятся к перерасчету начисленных сумм за отопление. А причины неверных начислений бывают разные. Например, применение расчетного метода (по нормативу) вместо начислений по показаниям приборов учета, или плохое качество поставленного ресурса. Например, недостаточная температура теплоносителя. Также распространена ситуация, когда неправильно определена площадь помещения в результате перепланировок, несвоевременного уведомления теплосбытовой организации об изменениях площади. Но бывают и исключения. Так, в последнее время замечено несколько нестандартных предметов спора, где предметом разбирательства выступает правовая интерпретация законов и подзаконных актов. Дело в том, что в результате «альтернативного прочтения», использования неоднозначностей и пробелов в тексте законов смысл  переворачивается таким образом, что неопытному в юридической казуистике гражданину обман, мягко говоря, не очевиден. Между тем мы убеждены, что ответственные специалисты теплосбытовой организации в этих случаях прекрасно понимают неправильность своей правовой позиции и пользуются незнанием потребителей.
В настоящее время нами, ООО «Центр сервисного обслуживания», инициировано несколько судебных разбирательств: по единым измерительным комплексам (ЕИКам), по недопуску к эксплуатации тепловых узлов, в которых произведена замена вышедших из строя элементов на аналогичные. Несмотря на кажущийся частный характер этих споров, впоследствии они будут иметь значение для значительной части города. Путь через судебные решения долог и неприятен, но, к сожалению, он необходим, чтобы достичь нужного результата. Тем более когда других эффективных путей система не предлагает.
Степан КУПРЕКОВ,
директор
ООО «Центр сервисного обслуживания».
Электронная версия материала: portal.krasnoeznamya.tomsk.ru/cso-teplo/

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б