Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

06 12 2017Красное знамя

Если не справляются…

Минфин предложил поменять методику по определению объемов расходов на органы власти в регионах. Она приведет к сокращению трат в неэффективных субъектах, говорят эксперты.

Из базы по расчету предельных расходов регионов на органы государственной власти следует исключить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и доходы, за счет которых формируются дорожные фонды субъектов.
Такое предложение и содержится в проекте постановления правительства, которое подготовил Минфин. При прочих равных это означает, что планка расходов на содержание чиновников в регионах понизится. К расходам на органы власти относятся зарплаты чиновников, деньги на транспорт для них, на содержание офисов и так далее.
Методика расчета нормативов по расходам на региональных чиновников была утверждена еще в 2014 году, сейчас она учитывает прогнозируемый объем собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, расходы на зарплату чиновников и отдельно — прочие расходы. Чем меньше доходная база региона, тем ниже максимально допустимый размер трат на содержание органов госуправления, следует из формулы. Нормативы по этому показателю правительство будет устанавливать ежегодно, согласно проекту Минфина. Из формулы, во-первых, исключат дотации на выравнивание обеспеченности: они предоставляются регионам, у которых налоговые доходы в расчете на одного жителя субъекта ниже среднего по России уровня. Во-вторых, из методики уберут доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и от транспортного налога (из них формируются региональные дорожные фонды). Превысить норматив по расходам на чиновников будет разрешено тем регионам, у которых консолидированные доходы за год снизились более чем на 5%.

В тренде Кудрина
Сократить расходы на госуправление предлагает Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, который разрабатывает экономическую программу для президента. Сейчас траты на функционирование госаппарата составляют 2,5% в общем объеме госрасходов, их долю необходимо снизить до 1,74%, считают в ЦСР. Число чиновников нужно снизить на треть (с 148,5 до 103,6, на 10 тыс. человек). Сам Кудрин говорил, что это позволит снизить издержки на госуправление на 0,3 п.п. ВВП.

Премии регионам
В проекте есть оговорка о том, что в расходах на содержание органов госвласти не учитываются траты на материальное стимулирование госслужащих, «внесших существенный вклад в достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию субъекта» (поощрять их будут за счет трансфертов из федерального бюджета). Поэтому сумма, формально сэкономленная на госаппарате за счет изменения методики, «в конечном счете вернется в регионы, но уже как материальное поощрение за достигнутые успехи», считают аналитики.
Соответственно, если успехов в каком-либо регионе не будет, то, возможно, федеральный центр не простимулирует местных чиновников, указывают они. Другими словами, расходы на региональных чиновников будут состоять из двух частей: «постоянной», которая рассчитывается по измененной методике, и «переменной» — материальное стимулирование со стороны федерального центра. Сильнее всего гарантированная составляющая уменьшится у регионов с большой долей дотаций, доходов от акцизов и транспортного налога.
Норматив по аппаратным расходам для каждого региона свой. Сейчас правительство при его определении делит субъекты на несколько групп и подгрупп по таким критериям, как индекс бюджетных расходов (размер трат относительно среднего по России), средняя зарплата, плотность населения.

Минус 44 млрд
Сделать однозначный вывод о том, как изменятся расходы на содержание органов власти в регионах, пока нельзя, полагают эксперты. У каждого региона свой процент, на который умножают базу для расчетов: если он не изменится, то траты и правда сократятся, но возможно, что «расходы останутся прежними за счет увеличения этого процента, объясняют они. Пока же Минфин конкретные показатели регионам не называл.
В пояснительной записке к проекту говорится, что изменения, которые он предлагает, «обусловлены волатильностью поступлений» дотаций на выравнивание обеспеченности и доходов, формирующих дорожный фонд. Это «приводит к несопоставимости нормативов на протяжении ряда лет», объясняют в Минфине.
По расчетам экспертов, по действующей методике предельный объем расходов на содержание органов госвласти в регионах в целом составляет 306,5 млрд руб. (оценка за 2016 год). А при новой методике (при прочных равных) постоянная часть в 2016 году оказалась бы на 44,3 млрд руб. (14,4%) меньше, оценили они. Соответственно, у федерального центра возникло бы 44 млрд руб. «стимулирующих» денег.
Самое масштабное потенциальное сокращение может произойти в Ингушетии (-75%), Туве (-74%), на Алтае (-69%), в Дагестане (-68%) и Чечне (-64%). Меньше всего, по расчетам, пострадают Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Сахалин, Москва, ХМАО и Санкт-Петербург.
Впрочем, изменение методики будет носить скорее «технический характер», считают аналитики Moody’s по российским регионам. В любом случае Минфин «проводит политику стимулирования регионов к оптимизации расходов с целью улучшения ситуации со сбалансированностью бюджета и ограничения роста долговой нагрузки». Модельный бюджет, ограничения по долгу и дефициту при предоставлении бюджетных кредитов уже помогли сократить дефицит по сектору с 7% от совокупных доходов в 2013 году до сбалансированного бюджета в 2016 году, сбалансированности можно ожидать и в этом году тоже, добавляют эксперты.
Регионы в части расходов на аппарат могут пострадать, возражает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Предельные нормативы зачастую «сковывают» регионы в действиях, которых от них требует федеральный центр, указывает он. «Появляется новый функционал, а регионы не могут развернуться, потому что у них уже существуют предельные значения», — подчеркивает он. Правительство и Минфин стараются оптимизировать региональные органы управления в преддверии помощи, которую Москва окажет субъектам с долгами, полагает эксперт.
Программа реструктуризации бюджетных кредитов запускается с 1 января. Она рассчитана на семь лет, в первые два года по ней будут предоставляться «максимально льготные условия», когда регионам нужно будет выплачивать каждый год только 5% своего долга. Это позволит им за два года «вызволить» 438 млрд руб., говорил президент Владимир Путин. Позже он объявил и о предоставлении целевого кредита из федерального бюджета и регионам с большими долгами по рыночным кредитам.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б