Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

10 08 2010Красное знамя

Важен системный подход

Минувшая небывало холодная и затяжная зима в очередной раз показала: к вопросам подготовки к очередному отопительному сезону нужно относиться очень тщательно и системно. Нужно переходить от практики латания дыр к системной модернизации коммунального хозяйства в каждом муниципальном образовании. При этом, памятуя о вечной нехватке бюджетных средств, заниматься обновлением теплоисточников необходимо на основе строгих, прагматических расчетов. Иначе говоря, стремясь не допустить возможных аварий, достичь стабильного качества теплоснабжения, не забывать об экономическом эффекте и добиваться снижения темпа роста тарифов. Только комплексное решение этих задач позволит достичь необходимого результата. Именно на это муниципальную власть сегодня нацеливает областной департамент модернизации и экономики ЖКХ.

 

Чем раньше, тем лучше
- Схема подготовки к предстоящему зимнему сезону, - рассказывает руководитель департамента Сергей Автомонов, - начала совершенствоваться два года назад. Соответствующая задача была поставлена перед нами заместителем губернатора Игорем Шатурным. Если раньше к ней приступали в июне, затем в мае, то начиная с 2009 года - уже с конца февраля. Для чего? Для того, чтобы специалисты областного департамента модернизации и экономики ЖКХ смогли успеть посетить как можно больше муниципальных образований, ознакомиться с состоянием дел на всех коммунальных объектах, которые отвечают за снабжение водой, теплом, электроэнергией населения и стратегически важных учреждений социальной сферы - школ, больниц и т.д. Так, в ходе сделанных в прошлом году 33 выездных заседаний областной межведомственной комиссии по подготовке хозяйственного комплекса Томской области к работе в осенне-зимних условиях был принят целый ряд квалифицированных технических решений. Это позволило пройти отопительный сезон в большинстве муниципальных образований без особых ЧП. И в этом году для решения проблем подготовки к зиме в рамках дней департамента члены комиссии побывали в Асиновском, Первомайском, Бакчарском, Каргасокском, Чаинском, Колпашевском, Шегарском, Молчановском, Кривошеинском и Томском районах.
Другая достаточно масштабная задача, поставленная вице-губернатором Игорем Шатурным, - проконтролировать работу предприятий ЖКХ, действующих на территории нескольких муниципальных образований. Это существенно помогает сделать необходимые выводы. Например, в 2009 году не удалось ознакомиться с работой объектов ЖКХ во всех поселениях Томского района. И как раз там минувшая необычно суровая зима (в течение трех месяцев, чего не было более 50 лет, термометр показывал не выше минус 30 градусов) и вытащила на свет недостатки в работе этих объектов и местных администраций. Например, в Богашеве, где проживают пять тысяч человек, могла быть потеряна вся коммунальная инфраструктура. И только потому, что одна из школ ненадлежащим образом была подготовлена к предстоящим холодам. Именно там, в минус 30 градусов за окном, в одном из кабинетов лопнули батареи, из-за чего упало давление сетевой воды во всей сети отопления поселка. Понятно, что в два часа ночи сразу найти утечку не удалось. И только благодаря скоординированным действиям представителей областной и районной администраций, МЧС и четкой организации работ этой трагедии удалось избежать.

Без денег ЖКХ на свете нет, но…
- Но не только непростительное невнимание муниципальных коммунальщиков к подготовке к предстоящему зимнему сезону, - продолжает Сергей Борисович, - стало причиной этой и других аварий. Небывалый мороз пришелся как раз на пик финансового кризиса, в том числе и сложностей с наполнением областного бюджета. В 2009 году из региональной казны была возможность выделить на подготовку к зиме только 20 миллионов рублей. Раньше же, например, в 2006-2007 годах, из областного бюджета на эти цели выделялось в пределах 200-300 миллионов.
Кажется, можно было умыть руки: на решение глобальных коммунальных проблем выделен минимум. Какой же тут может быть спрос за готовность коммунальных объектов к зиме? Но именно режим жесткой экономии областных финансов заставил по-другому смотреть на сложившуюся ситуацию. Ранее областной департамент модернизации и экономики ЖКХ лишь рекомендовал муниципалитетам для модернизации коммунального хозяйства более эффективно использовать современные технологии.
Еще недавно некоторые главы районных администраций достаточно скептически относились к системным предложениям областной власти. Сейчас отношение глав районных администраций к ним кардинально изменилось. Большинство поняли, что итоги отопительного сезона в минувшем году и начале этого года могли быть просто катастрофическими. Если бы не настойчивость специалистов нашего департамента в необходимости решения ряда проблем, в некоторых районах могли быть разморожены многие коммунальные объекты, которые обеспечивают теплом школы, детские сады, больницы и другие учреждения. Пример тому - Молчановский район, где даже в отопительный сезон 2008-2009 годов, когда холода не были экстремальными, температура в здании больницы не превышала 17-18 градусов. Решено было поставить дополнительное оборудование (теплообменники), и благодаря этому морозный сезон 2009-2010 годов обошелся без проблем.

Нацеленность на экономику
- К финансовым проблемам, - отмечает Автомонов, - добавляется еще и кадровая. К сожалению, в настоящее время не хватает на уровне муниципальных районов и поселений специалистов, которые бы принимали правильные, взвешенные технические и экономические решения, понимали бы как это важно. А в ЖКХ сегодня как никогда важен системный подход, нацеленный на результат. Донести эту идеологию до периферийного уровня - тоже одна из задач нашего департамента. Еще один пример: райцентр Чаинского района - Подгорное, где мы стараемся привить вот уже третий год новый взгляд на коммунальную экономику и модернизацию этой сферы. Изначально там планировали снести старую котельную и построить новую стоимостью в 15 миллионов рублей. Конечно, денег на это не было. И я предложил вместо глобальной модернизации иной, поэтапный подход. Для этого в прошлом году заменили два котлоагрегата, но эта мера не дала ожидаемого эффекта. Почему? Да потому что местные «мастера» оставили устаревшие, 20-летней давности, горелочные устройства. Поэтому было решено в течение трех недель их демонтировать и заменить на новые.

В итоге, как сообщил по телефону после установки горелочных устройств глава районной администрации, за счет значительно выросшего КПД оборудования часть райцентра отапливается не тремя котлами, как раньше (расход нефти был просто колоссальным), а лишь одним, и экономию по нефти за год по данной котельной получили в 30%.
Впрочем, этот пример, еще раз доказывает, что у руководителей муниципалитета экономика в сфере ЖКХ стоит на втором месте. Прежде всего, они пекутся о безаварийности энергоисточников и повышении качества коммунальных услуг, и это правильно, но нельзя забывать о необходимости минимизировать энергозатраты. Хотя задача стоит комплексная: да, необходимо исключить аварии, да, коммунальные услуги должны становиться все более качественными. Но при решении всех этих задач столь же важен экономический эффект, благодаря которому и должен снижаться рост тарифов для населения. К сожалению, на многих объектах ЖКХ пока достичь этого невозможно, и во главу угла ставится только решение двух первых, социально значимых проблем. Но я считаю, что если привести выработку ресурса в соответствие с экономически обоснованным тарифом, то результат для томичей будет не менее социально важным. «Коммуналка» должна быть рентабельной, но сегодня подобных объектов в отрасли ЖКХ всего порядка 30 процентов.

Не для «галочки»
- Но вернемся к подготовке к новому отопительному сезону. В этом году из областного бюджета на эти цели выделено 40 миллионов рублей. Речь идет об объектах, комплексная модернизация которых не была завершена в 2007-2008 годах. В частности, в Моряковском затоне, где действует котельная мощностью в 30 Мегаватт, хотя потребление всего поселка составляет максимум 8 Мегаватт. Понятно, что при таком раскладе затраты на содержание этого объекта сверхвысокие. Поэтому решено в двух микрорайонах построить блочно-модульные котельные немецкой фирмы «Гётц», газовые, энергоэффективные и хорошо зарекомендовавшие себя в работе. А отапливать остальные два микрорайона Моряковки будет лишь один котел основного теплоисточника.
Планируется в этом году модернизировать две нефтяные котельные в Бакчаре. Одну из них законсервировать, а у второй немного увеличить мощность котлоагрегатов, сетевой группы. И, таким образом, сократить расход топлива, количество обслуживающего персонала, что даст соответствующий экономический эффект, о достижении которого мы только что говорили выше.
Порадовали результаты выезда областной комиссии по подготовке к зиме в Каргасокский район. Там члены комиссии работали три дня, посетив Средний и Новый Васюган. Этот муниципальный район лидирует по всем параметрам состояния коммунальной инфраструктуры, ее модернизации, по энергоэффективности объектов. Для сравнения достаточно двух цифр: если в среднем по области затраты электричества на выработку условной единицы тепла примерно 50-60 киловатт, то в Каргаске - всего 20-22. Кстати, в райцентре были проведены три тренировки с исходной вводной: отключилось центральное электроснабжение, необходимо перевести котельные на автономное электроснабжение. Теплоснабжение оставалось стабильным, несмотря на то, что температура за окном была минус 30 градусов. Так что, к чести районных коммунальных служб, население не ощутило никаких последствий от этих операций.
Практика подобных тренингов продолжается и в других районах, где специалистами нашего департамента осуществляется контроль за подготовкой к зиме. И это действительно необходимо, потому что в ходе подобных практических учений все еще приходится сталкиваться с функциональной ведомственной неразберихой. Отсутствие четкой координации действий, как дежурных коммунальных служб, так и властей, не позволяет оперативно реагировать на любую, даже несложную проблемную ситуацию. Вывод прост: в каждом муниципальном образовании, на каждом объекте эта схема взаимодействия должна быть строго регламентирована. И это должно делаться не для «галочки».
Подготовил Александр БЕРЕЖКОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б