Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 11 2017Выходной

ТЕАТР ОДНОГО ПИСАТЕЛЯ

На сцене атмосферу некоторой богемности создают старинное кресло и гитара, а также плащ и черная шляпа с широкими полями, которые ждут хозяина на вешалке. «Театр начинается с вешалки»… Сейчас он появится — писатель, бард, режиссер, актер Сергей Максимов, и начнется действо. Зазвучит самоироничная импровизация-размышление о том, насколько прекрасно и легко быть писателем — «а что такого, ничего не делаешь – сидишь, пишешь». И песни, конечно, будут, не зря же рядом гитара. И отрывки из нового романа, и байки из театрально-писательской жизни, которые легли в основу некоторых песен, и собственные плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Все это — «Театр писателя Сергея Максимова», который открыл новый сезон на сцене томского Дома ученых.


- Такой формат ни в коем случае не образец авторского самомнения, — говорит член Союза писателей РФ Сергей Максимов. — По первой профессии я режиссер, хотя спектаклей, правда, теперь не ставлю. Но «Театр писателя» из этой профессии возник совершенно логично. Дело в том, что ко мне часто обращаются с просьбой выступить, и чтобы придать выступлению какую-то форму, был создан такой моноспектакль. Если люди хотят со мной встретиться, наверное, мой долг сделать так, чтобы им было интересно. Проект стартовал, судя по реакции, он востребован, надеюсь, так и будет.

Премьера состоялась в прошлом году в Доме ученых. «Хорошая театральная сцена, с хорошими традициями, там работает народный театр, к которому я душевно и по-человечески привязан, — объясняет выбор площадки писатель. — Что касается гастрольных поездок по области, в первую очередь выехал в Асино и Колпашево. После Томска это наиболее театральные города нашей области. В Колпашеве много лет народный театр возглавлял его основатель Валентин Пикалов. Кстати, скоро у них премьера — спектакль «Васса Железнова», это характеризует уровень коллектива и его режиссера Ирины Меркуловой. А в Асине работает театр «Браво» под руководством Владимира  Бахарева. Они лауреаты всероссийских и международных фестивалей. В этих городах настоящая театральная публика, которая хорошо и вдумчиво принимает жанр, который я предлагаю».

Формат моноспектакля позволил привлекать к участию в нем артистов, литераторов, музыкантов, и Сергей Максимов этим активно пользуется. В Томске с ним выступают лауреаты всероссийских и международных конкурсов аккордеонист Вячеслав Крестинин и альтист Андрей Чудаков. В гастрольных поездках он приглашает местных поэтов и исполнителей. В Кемерово – кемеровчан, в Новосибирске – новосибирцев. География гастролей включает столичный Центральный Дом литератора. Но в случае Москвы сначала предстоит дождаться выхода нового романа «Снег Матисса», чтобы был информационный повод.
В проекте Сергея Максимова участвует и известный поэт Михаил Андреев, автор стихов к песням, на которых выросло не одно поколение россиян. «Стихи читаем вместе, а песни на слова Михаила Андреева за «Белого орла» и «Любэ» пою я», — с улыбкой уточняет Максимов. 

Сюрпризы «Грифона»
«Самое дорогое для меня — это читатели», — не раз во время разговора подчеркивает Сергей Максимов. Его роман «След грифона», вышедший в 2010 году и несколько раз переиздававшийся, читательским голосованием попал в топ-100 в жанре «Историческая проза» в 2016 году, причем занял 46-е место. «В этом году «Грифон» тоже преподнес сюрприз — попал в топ-100 в жанре «Современная проза», — отмечает автор.
Роман живет своей жизнью, не лишенной казусов. По данным библиотечной системы, в 2016 году в Томске самыми читаемыми произведениями оказались «50 оттенков серого» Э. Джеймс и «След грифона» С. Максимова. 
— Роман читают, зрители «Театра писателя» приходят с книгами из личной библиотеки, чтобы взять автограф, — продолжает Максимов. — Серия «Грифон» пользуется популярностью. Знаю, что в Пушкинскую библиотеку читатели неоднократно обращались с просьбой заново переплести романы. В Молчаново библиотекари нашли забавный способ уберечь оригиналы от зачитывания. Скачали текст с интернета, сброшюровали в традиции самиздата и выставили на абонемент. Экземпляры оказались крайне востребованы — крупный шрифт позволил пожилым людям читать, не пользуясь очками.
По «Следу грифона», а также продолжающим его романам «Цепь грифона» и «Путь грифона» Первый канал собирался снимать художественный фильм. Но в 2015 году, в связи с кризисом, все затратные проекты были приостановлены. Не минула эта участь и «Грифона» — 16-серийная картина с множеством батальных сцен в числе других была отложена до лучших времен, хотя находилась на стадии предзапуска. Как пошутил в разговоре с писателем художественный руководитель проекта, режиссер Владимир Краснопольский: «Ты не волнуйся, если будешь жить долго, при жизни поставят. Я тебе говорю!»

«Ангел Лидия» из Томска
Новый роман Сергея Максимова «Снег Матисса» рассказывает о европейских художниках Матиссе, Пикассо, Дали, а также писателе Арагоне и их русских женах. В аннотации написано, что это женский роман, созданный автором-мужчиной, верным традициям исторической прозы.
— В чем-то роман повторяет судьбу «Грифона», в том плане, что он заинтересовал издательство, понравился, по словам редакторов, и даже очень, — рассказывает Сергей Григорьевич. — Но попросили подождать. Сейчас, в связи с кризисом, произведения такого рода издаются сериями. Серия «Портреты великих женщин» завершена, а роман подходит как раз для нее. Возможно, появятся другие варианты. 
Почему писателя заинтересовала эта тема? Здесь тоже помогла первая профессия, признается он. В институте история изобразительного искусства была одним из профилирующих предметов. Кроме того, по его мнению, масштаб личности Лидии Делекторской, супруги Матисса, гораздо крупнее, чем сейчас о ней принято говорить и думать. 
— Когда читатель прочтет роман, он поймет, о чем разговор, — интригует Сергей Максимов. — Лидия Николаевна была рядом с Матиссом последние двадцать два года его жизни. Он назвал ее не иначе, как «свет моих очей» и «ангел Лидия», о чем тут еще говорить? И самое главное — она была настоящим подвижником и абсолютной бессребреницей. Анри Матисс оставил ей свои работы последнего периода, что называется, на черный день, но она все передарила Эрмитажу и Пушкинскому музею. И, как я понимаю, у нее просто не хватило времени и средств что-то подарить томскому музею, у меня есть данные, что такие намерения у нее были.
Разумеется, и в этом романе присутствует Томск, город детства Лидии Делекторской, которая сама позиционировала себя как томичка. «Она так и не получила российского гражданства, я понял так, что ей не захотелось в статусе эмигрантки посещать Томск, город, из которого ее изгнала революция», — добавляет писатель.
В планах Сергея Максимова — выпуск нового поэтического сборника. «Уже и мои читатели подзабыли, да и я сам, что изначально я все же поэт. Скопился большой пласт материала, который нужно систематизировать, — говорит он. — Что касается песен, тут тоже образовался определенный багаж, наверное, пора записать новый альбом. Есть отставание в издании поэзии, поскольку в последние годы я сосредоточился на прозе. Новые стихи и песни — они о той жизни, которая сейчас. Юмористических песен я уже не пишу, кроме того, дал себе зарок не писать эпиграмм и пародий. У меня они получаются злые, а зачем обижать людей, тем более что у нас и так мало кто занимается поэзией. Это в молодости интересно — соперничество, творческие состязания. Зрелый возраст — это уже другая история». 
Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б