Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

04 08 2010Красное знамя

Покушение на бесплатное образование?

Накануне нового учебного года разгораются нешуточные страсти: обеспокоенные родители и учителя усмотрели угрозу бесплатному среднему образованию в Законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который был подписан президентом после одобрения Госдумой и Советом Федерации.

 

Закон предусматривает разделение государственных и муниципальных учреждений на казенные, автономные и бюджетные. При этом автономные учреждения смогут сами распоряжаться своими доходами, однако потеряют право на гарантированное финансирование из бюджета в полном объеме. Многие высказывают опасения, что реформа фактически приведет к приватизации школ и больниц. Представители власти пытаются убедить, что о приватизации речь не идет, поскольку для автономных учреждений будут действовать государственные заказы, устанавливающие конкретные объемы и уровень качества для финансируемых услуг. Представители Минобрнауки, в свою очередь, убеждают, что учебные учреждения в результате реформы станут более открытыми для общественности.
Одни дискутируют в семейном кругу, другие пишут письма президенту, третьи готовятся к акциям протеста.
Родители задают вопросы: почему урезается школьная программа по некоторым предметам, почему все больше образовательных услуг становятся платными? Беспокойство зреет и в учительской среде, здесь чаще звучит другой вопрос: почему школа должна думать не о качестве образования, а о зарабатывании денег?
Но так ли страшны нововведения?
Как выяснилось, пессимистично настроены далеко не все. К примеру, во властных структурах есть немало сторонников проводимых реформ.
- В предоставлении свободы образовательным учреждениям в получении дополнительных доходов (развитие предпринимательской деятельности) многие усмотрели сокращение объема бюджетных услуг, - говорит Татьяна Величутина, заместитель начальника департамента общего образования по социально-экономическим вопросам. - Но бесплатное образование в рамках государственного стандарта никто не отменял! Сейчас как раз и переходим на новые образовательные стандарты.
Какие правовые акты устанавливают эти стандарты? Министерство образования издало приказ «Об утверждении, введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», который уже прошел процедуру регистрации в Министерстве юстиции (как известно, до сих пор у нас был лишь элемент образовательного стандарта - это базисный учебный план, в основу которого положено количество учебных часов по предметам). Переход на образовательный стандарт начальной школы планируется со следующего учебного года (2011-1012 гг.).
Предусматривает ли госстандарт начального образования хоть малейшее свертывание гарантированных бесплатных образовательных услуг?
- Возьмем перечисленные вводимым стандартом предметные области - филологию, математику, информатику, обществоведение, естествознание, окружающий мир, основы духовной и нравственной культуры народов России, искусство, технологию, физическую культуру, то есть все то, что у нас было и раньше. Так что ничего не потеряли! - уверяет Татьяна Величутина. - В разрезе этих областей установлены предметы. Здесь тоже я не увидела каких-то изменений. Далее по стандарту: количество учебных часов на 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не более 3100. Когда переведем все это на существующий у нас сейчас базисный учебный план, то придем к выводу: уроков меньше не стало.
Кроме того, внеурочная деятельность в составе государственного стандарта должна составлять до 1350 часов, то есть до 30% времени. Правда, здесь предлагается, что эта внеурочная деятельность для каждого учащегося должна быть прописана и предоставлена на основе учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
Сейчас, по мнению экспертов, эти системы разобщены.
Раньше в системе образования существовали три компонента: федеральный, региональный и школьный. При этом законодательство устанавливало необходимость реализации федерального стандарта (какие предметы обязательны и сколько для них отводится часов), который составлял 75% от учебного плана. Региональный компонент (15%) - предметы и их количество, введенные в школьную программу по усмотрению региона. Школьный компонент (до 10%) - образовательные услуги (факультативы), которые школа вводила сама.
- Сейчас у меня нет никаких оснований говорить, что основной план (образовательные услуги, предоставляемые бесплатно) уменьшился, - считает Татьяна Величутина. - Я как экономист подсчитала: для начальной школы федеральным образовательным стандартом предусмотрено 22 часа занятий в неделю, умножаем на 34 (именно столько недель в году), получаем 748 часов, то есть не меньше, чем сегодня. Как видите, никто ничего не урезал!
Пока стандарт разработан только для начальной школы. Введение госстандарта полностью для общеобразовательной средней школы произойдет на протяжении 10-11 лет. Тем не менее обеспокоенные родители, не понимая суть нововведений и отстаивая бесплатное образование для детей, организовывают пикеты, готовятся к акциям протеста, пишут письма президенту.
- Но ведь никто не отменял и не урезал объем бесплатных образовательных услуг, - продолжает Татьяна Величутина. - Государственный стандарт (определенные предметные области, предметы и количество часов) обеспечивает конституционные права россиян на получение бесплатного среднего образования. При этом учитываются не только количественные характеристики, но и получение определенных навыков и знаний. Однако за более качественное (сверх госстандарта) образование придется платить. Если говорить о платности, то, да, сверх государственного стандарта - пожалуйста! Для того чтобы предоставить более полную свободу школам, развить конкурентную среду и приняты изменения в законодательные акты, предусмотрена процедура перехода образовательных учреждений в автономные.
При этом законодатели подчеркивают, что проект вовсе не преследует цель провести подобные преобразования во всех школах. Ведь какая конкуренция в сельской школе, если она там одна? Хотя не стоит опасаться, что эта единственная сельская школа, оставшаяся в качестве бюджетного учреждения, в новых условиях обанкротится или с ней произойдут другие потрясения.

- У нас система нормативов устроена так, что фактор более дорогой услуги в сельской школе учитывается, ведь по-прежнему действует главный экономический закон - зависимость издержек от масштаба производства, - говорит Татьяна Михайловна. - Как она финансировалась, так и будет. Другое дело, что конкурентную среду будем развивать там, где это возможно, где для этого созданы хорошие условия (сильный директор, профессиональный коллектив, востребованность на рынке). Такие бюджетные учреждения, получив статус автономных, получат большую свободу в привлечении дополнительных средств, в определении системы оплаты труда.
Да здравствует свобода? Да, при переходе на автономию на учреждения не распространяется действие 94-го закона РФ, школы получают право открывать собственные счета в банке (то есть финансирование идет не через систему казначейства). Однако эксперты предупреждают: абсолютной свободы почувствовать не удастся, поскольку будет налажен жесткий контроль за обеспечением школой бесплатной компоненты образовательных услуг. Касаться он будет как количественных, так и качественных характеристик.
Не так давно СМИ активно обсуждали «подводные рифы» системы оплаты труда учителей. Понятно, руководитель автономного учреждения теперь может заложить в планы весьма достойную зарплату для педагогов.
- Но при этом директор должен понимать, сможет ли он этот планируемый фонд оплаты труда наполнить в таком объеме содержанием за счет внебюджетных средств, - предостерегает Татьяна Величутина. - То есть существует нормальный хозяйственный риск, это само учреждение должно осознавать. Чем эти риски снимаются? Грамотным планированием, грамотным менеджментом.
Есть ли у власти города или области конкретные планы перевести определенное число образовательных учреждений в автономные, и в какие сроки? Как утверждают в департаменте общего образования, таких жестких планов и административных решений нет, все отдано на откуп муниципалитетам, самим школам. Впрочем, известно, что школ, желающих получить статус автономного учреждения, достаточно, ибо там уверены: автономия позволит жить лучше, ведь на рынке образовательных услуг эти школы востребованы.
Итак, судя по всему, рисков в плане обеспечения бесплатной компоненты образования нет. Что же вызывает настороженность? Это, прежде всего, отсутствие субсидиарной ответственности.
- Риски со стороны государства (что оно не профинансирует своевременно в полном объеме обеспечение услуг в рамках образовательного стандарта) исключены, - уверена Татьяна Величутина. - Зато есть большая опасность, что само автономное образовательное учреждение примет неправильное финансовое решение, поставив под угрозу весь коллектив, всю организацию. Хотя знаю, меры в этом плане предпринимаются. К примеру, есть ряд статей, позволяющих контролировать крупные сделки по приобретению имущества, наличие кредиторской задолженности. Кстати, бюджетным учреждениям это и сегодня хорошо знакомо, ведь Бюджетный кодекс предписывает строгие правила недопущения кредиторской задолженности. То есть мы автоматически начинаем принимать меры. Как это будет в автономии? По муниципальному или государственному заданию перечислим образовательному учреждению средства по нормативу за заявленное число обучающихся. Однако если по факту выяснится, что учеников школа набрала меньше, финансирование, соответственно, сократится.
Конечно, городской школе вполне по силам обеспечить предельную наполняемость класса - 25 человек. Но как быть, если родители желают для своих детей создать более комфортные условия, скажем, сформировать классы наполняемостью не более 10-15 человек? Похоже, что вскоре смогут себе это позволить не только частные школы, но и автономные учреждения.
Впрочем, беспокойства родителей по поводу того, что образовательные услуги переходят в разряд платных, и опасения учителей, что школы превращают в коммерческие учреждения, которые будут стремиться только к зарабатыванию денег, - только одна сторона дискуссии. Надеюсь, здесь мы хоть чуточку, но пролили ясность.
Говорить можно о том, что такое государственный стандарт, какие образовательные услуги и в каком объеме школа должна предоставлять нам, потребителям, в рамках этого стандарта, то есть бесплатно. А затем можно рассуждать, что такое норматив, какую оплату труда учителя он предполагает. И вот здесь, похоже, возникает еще один поворот темы: почему школы тратят одинаковые суммы, но при этом получают разный результат, почему труд учителей должен оплачиваться одинаково, почему школа не может отвечать на запросы родителей в дополнительных образовательных услугах? Как мы знаем, сегодня этот повышенный спрос есть, мало того, есть и предложения. Так почему бы эти деньги не вывести из тени? Система должна быть прозрачной, ясной и честной! Переход школ в автономные учреждения такие условия предполагает.
И все же сами разработчики новых законодательных актов, дающих образовательным учреждениям больше финансовой свободы, признают: риск есть. Впрочем, есть и уверенность, что тяжелых последствий можно избежать. По мнению специалистов, свобода должна сопровождаться как четким и оперативным контролем со стороны власти, так и обучением нынешних руководителей финансовой грамотности, основам менеджмента. Кстати, если проанализировать ситуацию, то станет ясно, к этим реформам мы шли давно. Так, приказом Минздравсоцразвития утверждены квалификационные характеристики, требования к руководителям образовательных учреждений - базовым образованием директора школы должна быть не педагогика, а управление. Правда, в этом плане тоже есть определенные трудности, ведь ни один вуз у нас пока управленцев для системы образования не готовит…
Ирина ЯКОВЛЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б