Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

07 11 2017Выходной

ПО РЕЛЬСАМ ИСТОРИИ

Первые рельсы Великого Сибирского пути из тех времен, когда он еще был однопутной узкоколейкой. Фотографии, где показано прибытие первого поезда в Томск    22 июля 1896 года. Фонари начала 20 века, аппарат Морзе, измерительные приборы, ручные телефонные станции, станционный  колокол, который возвещал об отходе и прибытии поездов. Все эти и многие другие экспонаты, рассказывающие об изыскателях и строителях магистрали и о развитии Томского железнодорожного узла, можно увидеть в музее истории Томского техникума железнодорожного транспорта.


Техникум появлением обязан Транссибу

Музей в стенах этого учебного заведения впервые возник в 1977 году, а в 2002-м получил «второе дыхание» при подготовке к 100-летнему юбилею.  Экспозиции разместили в просторном, хорошо оборудованном зале, где  находятся и сейчас. Все эти годы музеем техникума бессменно руководит Марина Васицкая, каждый стенд наполнен собранной ей информацией. 

— Пришла сюда в 1999 году, думала, год-два поработаю, но работа затянула так, что я до сих пор здесь, — улыбается Марина Петровна. — По профессии я историк, до этого  работала в учреждении культуры, занималась выявлением, изучением и сохранением историко-культурного наследия Томска и районов области, так что музейное дело мне близко. Мне и экскурсоводом доводилось быть: в советское время в Томск приезжало много туристов из разных концов страны, в том числе из союзных республик. 

Все эти навыки Марине Петровне пригодились и здесь: и студенты, и гости техникума с удовольствием слушают рассказы об истории учебного заведения, которое, кстати, в этом году отметило свое 115-летие. Спрос на специалистов-железнодорожников возник со строительством Транссиба. В начале 1902 года остро встал вопрос о необходимости открытия третьего в Сибири (после Красноярского и Омского) технического железнодорожного училища в Томске.

— Когда знакомишься с материалом, понимаешь, насколько преданными своему делу были железнодорожники и, прежде всего, руководители, которые не считались со временем и здоровьем, — делится Марина Васицкая. — У нас хранится фотография Степана Богашева, последнего начальника Сибирской железной дороги перед ее разделением в 1915 году на Омскую и Томскую. Он был попечителем нашего учебного заведения. Степан Михайлович обратился с прошением в Министерство путей сообщения о предоставлении отпуска по состоянию здоровья. Убедительно просил не отказать, приложил медицинскую справку о заболевании сердца и напомнил, что уже пять лет не отдыхал. Богашева отпустили, дали санаторную путевку, но он не успел до места лечения добраться — началась Первая мировая война. Его срочно отозвали, нужно было обеспечивать бесперебойное передвижение воинских эшелонов по Транссибу. Умер он в 50 лет в 1918 году. Томичам хорошо знакома эта фамилия — в честь Богашева названа одна из станций. И таких примеров можно привести много.

История учебного заведения глубоко изучена и представлена в этом музее четырьмя постояннодействующими экспозициями. Основной фонд музея составляет более шести тысяч единиц хранения. Сначала училище готовило путейцев, машинистов и их помощников, телеграфистов. В первые годы советской власти оно пережило много преобразований, а новый этап его развития начался с 1930 года, с развертыванием индустриализации в стране. Если до 1930 года здесь обучалось 150 студентов, то в этот год были приняты 740, открылись новые специальности: тяговики, энергетики, плановики, связисты и другие. История каждой специальности отражена на стендах музея.

 

Бронепоезд «Илья Муромец»

Большая часть экспозиций посвящена периоду Великой Отечественной войны. Размещены документы, фотографии преподавателей и студентов военных и послевоенных лет. Трудно пройти мимо, не подержав в руках солдатскую каску, пробитую пулей. Здесь же нагрудный медальон, японский штык-нож, саперные лопатки, котелки, ордена и медали, другие экспонаты, рассказывающие о войне.

О том, как жил старейший в области техникум в сороковые-роковые, можно узнать из воспоминаний бывшего студента, участника войны Трофима Георгиевича Наумкина. Студентов привлекали на разные виды работ. Выезжали они в лес на заготовку дров, выращивали для своей столовой картошку и овощи на закрепленной за техникумом земле. Их отправляли и на шпалозавод, и на железнодорожные станции разгружать вагоны. 

— Все приходилось им делать, в том числе — перетаскивать тяжелые мешки с продуктами, — рассказывает Марина Петровна. — Но это для ребят, как они считали, было везением: они из надорванных мешков набивали карманы мукой и крупой, и затем, чтобы утолить голод, делали в общежитии заваруху. 

Студентов привлекали на восстановление железных дорог, разрушенных врагом. Так, осенью 1941 года более 30 старшекурсников специальности «транспортная связь» командировали в прифронтовую зону для восстановления связи. Ребят, в том числе и Трофима Наумкина, который написал об этом в своих воспоминаниях, направили в Харьков. Им выдали немного денег и хлеба по 2,5 кг на пять дней. Дорога растянулась почти на месяц, за это время Харьков уже оказался занят врагом, и всех распределили между Казанской и Муромской железными дорогами. Томские студенты участвовали в монтаже знаменитого бронепоезда «Илья Муромец». Ребятам очень хотелось воевать в его составе, но необходимо было возвращаться и заканчивать обучение.

 

«Отчислить ввиду ухода в РККА»

— Когда сюда пришла, задалась целью выяснить, кто из стен техникума ушел на фронт и кто не вернулся, — рассказывает Марина Васицкая. — Изучая книги приказов военных лет, другие источники, выяснила, что было призвано в армию около 200 человек.

К этой большой работе Марина Петровна привлекла студентов-поисковиков. Ребята посещали ветеранов войны и труда техникума и железнодорожного узла, записывали их воспоминания о боевом пути и трудовых делах, собирали фотографии и документы, затем на каждого заполнили анкеты. Сегодня уже многих нет в живых, но память о193 победителях будет бережно храниться. И сама она продолжала активный краеведческий поиск. Работала в архивах, переписывалась с выпускниками военных лет, родственниками погибших. Так было выявлено 32 фамилии фронтовиков, не вернувшихся с войны. 

Когда о погибших стало известно директору техникума, и коллектив узнал об этом горьком вкладе в победу, было принято решение поставить памятник. Монумент работы скульптора Л.П. Майоровой был установлен возле здания техникума в 2006 году. «Это хороший пример патриотического воспитания молодежи, — уверена руководитель музея. — Преподаватели и студенты свято чтят память старшего поколения, всех участников войны, как погибших, так и тех, кто остался в живых и затем продолжал после войны трудиться в техникуме. В День Великой Победы у памятника проходят торжественные мероприятия, на которых присутствуют студенты всех курсов, приглашаются гости, ветераны войны и труда, родственники погибших. После выступлений к памятнику все возлагают цветы, а поднести корзину цветов от студентов доверяют лучшим из лучших». 

Всех входящих в здание техникума встречает мемориальная доска, извещающая о том, что здесь учился Герой Советского Союза Стрыгин Василий Петрович. Ее появление в 2005 году — также результат деятельности руководителя музея. 

— Из книг приказов прослеживается: в 1938-1940 годы был массовый уход ребят в военные училища и в органы НКВД, — поясняет Марина Петровна. — В 1939 году по призыву ЦК ВЛКСМ ушел из техникума и Василий Стрыгин, окончил Пуховское военно-пехотное училище и был направлен на фронт. Совершил свой героический подвиг в Советском Заполярье. После войны он часто бывал в нашем учебном заведении. Мы храним память об этом замечательном человеке, поддерживаем связь с его семьей.

В музее истории Томского техникума железнодорожного транспорта есть стенд, посвященный известным выпускникам. Многие из них стали руководителями железнодорожных предприятий и служб, учеными, государственными деятелями. Под заголовком «Дороги, которые мы выбираем» можно увидеть их портреты. Из стен учебного заведения вышло немало известных людей, которые являются гордостью не только области, но и страны. В их числе первый секретарь ЦК компартии Эстонии (1978-1988 годы) Карл Вайно, президент Республики Марий Эл (1997-2000 годы) Вячеслав Кислицын, замминистра путей сообщения, начальник Московской железной дороги (1953-1979 годы) Леонид Карпов, начальник Западно-Сибирской и Московской железных дорог, министр путей сообщения (1997-2008 годы) Владимир Старостенко, председатель Томского облисполкома (1980-1988 годы) Анатолий Высоцкий. Бережно хранить память о прошлом, воспитывать молодежь на примере и опыте прежних поколений — для этого и создан музей техникума, и эти задачи он успешно выполняет.

Юлия КЛИМЫЧЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б