Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

31 07 2017Выходной

КРАСОТА НАЛИЦО!

Случайность – великая сила. Иначе как объяснить, что второстепенная, даже третьестепенная ситуация в итоге стала для Ивана Хафизова тем самым счастливым случаем, изменившим его профессиональный и жизненный путь. Посудите сами. Лето 2007-го, айтишник, командированный на неделю в город Энгельс Саратовской области, заканчивал работу часа в четыре, а оставшееся время занимался своим хобби, бродил по улицам с фотоаппаратом в поисках хоть чего-то интересного.

- Снимать было нечего, от скуки я стал фотографировать разноцветные веселые ставни на деревянных домах, - рассказывает Иван. – Таких домов было много, жители краски не жалели, поэтому иногда встречались совершенно безумные цветовые сочетания. Штук сто фото я привез из той командировки. 
А через месяц в велосипедной поездке с друзьями по Ярославской области Иван отметил, что наличники на окнах домов Ростова Великого совершенно иные, нежели те, что были в Энгельсе. Потом были командировки в Челябинск, Дмитров, Казань, Чебоксары, Ижевск, и во всех городах Иван уже целенаправленно в свободное от работы время фотографировал наличники, пополняя и пополняя виртуальную коллекцию. Чтобы через три года, в 2010-м, выложить ее в сеть и попытаться сравнить образцы из разных регионов. Так родился первый в России и в мире виртуальный музей наличников. 
- К тому времени я уже не снимал все окна подряд, пытался подойти системно, - вспоминает автор и руководитель музея Иван Хафизов. – Захотелось почитать что-то про наличники, чтобы разбираться в особенностях, стилях, датировке. Но оказалось, специальной литературы, цельных книг об этом не существует. В основном анализ наличников и типов резьбы сводится к тому, что подробно разбирается ярославская школа резьбы, упоминается томская, вскользь затрагивается Поволжье и Вологда. И все.
«Как так? - подумал тогда Иван. - А что в остальных местах? Неужели совсем ничего?» Верилось с трудом. И в какой-то момент коллекционирование фото перешло для него в исследование, Иван решил сгруппировать собранный материал, написать иллюстрированный путеводитель по наличникам. Так что скоро к виртуальной фотоколлекции, к уже изданным пяти выпускам открыток и календарю с наличниками прибавится книга по наличникам Центральной России. «Сначала хотел целиком Россию охватить, но потом понял, что это будет слишком много, лучше разделить коллекцию», - улыбается он.
В настоящее время, когда Иван отметил уже 10-летие своего необычного дела, в его коллекции собрано около 13 тысяч фото наличников из десятков российских городов. Рассказом о них он  поделился недавно и с томичами, став одним из участников выставочного проекта томского Первого музея славянской мифологии «НаЛичная история».
- Наличники – недооцененный символ сохранения традиций, - считает Иван, - мы до сих пор очень немного знаем о них. А между тем это такой элемент, по которому можно изучать архитектуру и историю: в наличниках присутствуют многие стили, архитектурные и культурно-исторические тенденции. А еще уникальность наличников как явления - в их народности, они - воплощение передачи традиций из поколения в поколение.
Наличники рассказывают, что наша страна большая и такая разная, богатая на талантливых мастеров и разнообразное творчество. В Рязанской области они похожи на рисунок домика, в Костромской распространен растительный орнамент на деревянных украшениях окон, в  Ивановской - сильно увеличенная нижняя часть наличника имитирует французский балкончик. Для калужских характерны резные полукружья-вееры по бокам. В Чувашии на окнах почти не встретишь славянской символики - знаков дождя, женского начала, движения солнца по небу. Балашовские - с вырезанными ламбрекенами наверху, а в Ижевске темные бревенчатые дома с белыми рамами и наличниками выглядят, словно торты, украшенные взбитыми сливками. О нюансах рисунков на наличниках, их геометрии, дизайне Иван может рассказывать часами. И технологией съемок может поделиться, выстраданной собственной практикой: «Зимой и летом фотографировать окна труднее, мешают сугробы или листва на деревьях. Лучшие снимки получаются поздней осенью, особенно после дождя: древесина напитывается влагой и сияет как-то особенно».
- Восприятие россиян, жителей разных городов, тоже разное, - заметил Иван и привел в пример забавную историю. - После поездки в Томск я выложил фото местных «шоколадных» некрашеных наличников на сайт музея. Тут же получил отзыв, девушка из Ивановской области написала: «Какая красота! Вот бы покрасить! Хозяева вообще не следят за домом». На следующий день выкладываю фото разноцветных ярославских окон, и житель уже из Томска пишет: «Как вульгарно!». 
Побывав первый раз в Томске несколько лет назад, Иван назвал наш город «шоколадным». Конечно же по внешнему виду старых наличников: большинство - темно-коричневые, некрашеные. У Ивана был всего один день на изучение томских деревянных домов, и он просто ходил и щелкал, щелкал затвором, наводя фотоаппарат на окна.
- Томские наличники отличаются от всего того, что мне доводилось видеть. Объемная резьба, живое дерево, отсутствие всякой краски выделяют их из ряда всех остальных, - поясняет автор виртуального музея, в экспозиции которого томские окна заняли свое достойное место. – Ставней в основном нет, стили – барокко, классицизм. По сложности исполнения – твердая пятерка, над томскими старыми наличниками мастера трудились основательно, применяя глухую, рельефную резьбу. Орнамент – растительный в навершии наличника, и он же, уменьшенный, в нижней части. Популярны завитушки на боковых кромках. Есть и другие примеры, когда дерево жизни, изображение вазы с растением вверху, заменено на барочные кисти.
От некоторых томских экземпляров на окнах старых купеческих домов Иван пришел в неописуемый восторг: «Такими можно любоваться часами!» Кстати, томские наличники Иван называет одними из своих любимых и уже несколько лет использует чехол для телефона с картинкой томского окна. «В одном из городов делают пряники в виде окошка с наличником. Тот, кто томские окна изобразит в плитке шоколада, точно сорвет банк!» - предложил Иван по ходу беседы на открытии проекта «НаЛичная история».
В этот приезд Иван снова фотографировал образцы томского деревянного зодчества, на одном из домов насчитал 44 окна с наличниками («Это пока один из рекордов в моей коллекции»).
Впереди у Хафизова – поездки в другие города, наличники которых манят его своей историей и неповторимостью. К тому же Иван мечтает вывести наличники в число самых узнаваемых символов России, наряду с матрешками, водкой и балалайкой. «Есть все предпосылки к этому, - говорит он. – Например, живой интерес иностранных путешественников и туристов к этому явлению архитектуры, не встречающемуся за границами территорий с превалирующим культурным влиянием русских традиций».
- Но надо торопиться, - с грустью говорит фотограф, воспевающий наличники. – Даже из тех домов, которые я недавно снимал, многие снесли или отремонтировали до неузнаваемости. Цивилизация наступает. Помню, я мечтал побывать в Переславле-Залесском, потому что увидел на старых, еще черно-белых фотографиях наличники потрясающей красоты. Приехал и за два дня нашел только девять окон, обналиченных резными деталями.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б