Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

19 07 2017Красное знамя

С чистой творческой совестью

Когда другие театры уже закрыли сезон и ушли в отпуск, в Томском ТЮЗе репетировали буквально день и ночь. Артисты работали над «Выдохом», четвертой частью своего проекта «Дыши свободно». И в июле зрители снова смогли увидеть эскизы по современным пьесам, представленные в необычных пространствах. Вечер, переходивший в ночь, был насыщен театральными впечатлениями, эмоциями и обсуждениями.


Перед началом «Дыши свободно» зрители стояли в фойе. В зал не проходили – ждали, пока их отведут в «новое пространство». Во время предыдущих частей «Дыши свободно» уже довелось смотреть эскизы и в буфете, и в подвале, и в рубке звукорежиссера. На сей раз авторы работ выбрались за пределы ТЮЗа. «Выдох» начался… в недостроенном здании возле театра, где должны были располагаться служебные помещения, но которые так и недоделаны. Именно там решил представить свой эскиз «Письма  мистеру Ч» Всеволод Трунов, заслуженный артист Бурятии. 

… На улице ветер и дождь. В долгострое зябко и неуютно. Жесткие лавки, кирпичные стены, то ли стройка, то ли развалины. И такая атмосфера удивительно гармонирует с историей, которую здесь рассказывают. Революции, разруха, зыбкие отношения, вечные философские беседы, любовный треугольник… Эпохи меняются, а суть нет. Настроение усиливается пронзительной музыкой. 

Оказалось, что драма-абсурд «Письма мистеру Ч» - пьеса томского автора Андрея Янкуса. 

- Андрей работал у нас в театре бутафором, а когда однажды мы пробовали собрать музыкальную группу, он играл у нас на бас-гитаре. Так что он и композитор, и драматург, и писатель, - рассказывает Всеволод Трунов, артист ТЮЗа.  – Сейчас по двум его произведениям, «Письмам мистеру Ч» и «Голова Ленина», делают работу в Петербурге. Я с его пьесами познакомился случайно: встретил Андрея в городе, он предложил мне прислать пьесы. «Письма мистеру Ч» меня так зацепили, что я, узнав про очередную часть «Дыши свободно», сказал ребятам: «Я в деле!» Правда, сначала не мог придумать пространство для пьесы, но в это недостроенное помещение она влилась легко и свободно.

Сева Трунов в проекте «Дыши свободно» участвует впервые. У него есть режиссерское образование, в репертуаре ТЮЗа две его постановки, «День Х» и «Шуршик». Но задумок хватило и для актерского проекта. «Я здесь могу экспериментировать, это меня и привлекает», - признается он. 

Небольшая пауза после «Писем мистеру Ч» – и зрителей приглашают на второй эскиз. На сей раз пространство знакомое: актер Кирилл Фриц выбрал для грустной комедии Василия Сигарева «Любовь у сливного бачка» малую сцену. В этой достаточно предсказуемой мелодраматичной и местами очень смешной истории только два героя. Почти всю читку они проведут, сидя за столом напротив друг друга. «Любовь…» хотя и эскиз, «набросок» спектакля, дарит зрителям две замечательные актерские работы. Ольга Никитина играет гротескную, оторванную от реальной жизни и неистово мечтающую о любви поэтессу, а Алексей Мишагин на время читки становится простым, грубоватым и очень любящим выпить сантехником. Диалоги у них получаются блистательные. 

- Сначала я хотел перенести действие этой пьесы в современность, сделать героями молодых людей нашего времени, - вспоминает Кирилл Фриц, актер ТЮЗа. - Но потом понял, вместе с возрастом уйдет судьба. Сейчас среди молодежи нет таких сантехников, да и поэтессы другие… В итоге актеры такие образы создали! Да, пьеса не самая лучшая, но как они сыграли! Как Леша Мишагин прочел финальный монолог, где его герой рассказал всю свою жизнь в одном абзаце! И какая у Ольги Васильевны получилась поэтесса! У этих людей разные взгляды на жизни, это две параллели, они не соприкоснутся никогда.

Если в первых частях «Дыши свободно» в основном участвовали молодые артисты, то потом проектом заинтересовались и те, кто взрослее. В «Любви у сливного бачка» у Кирилла Фрица сыграли не сверстники, а актеры с большим сценическим опытом. Но никаких сложностей у молодого режиссера в работе со старшими коллегами не возникло. Напротив, у него есть и другие задумки о постановках для них. 

- Очень интересно работать, актеры готовы на эксперименты, - считает Кирилл Фриц. - Наши старшие коллеги великолепны, они все могут сыграть. Я очень хочу когда-нибудь поставить пьесу Николая Коляды «Баба Шанель». Уверен, она бы прекрасно подошла нашим актрисам, так и представляю себе, как они бы в ней сыграли. 

На четвертой части «Дыши свободно» зрителям наконец не приходится делать мучительный выбор. Прежде обязательно были параллельные показы, и один из эскизов приходилось упускать. Теперь же можно было увидеть все. 

Третий и последний эскиз «Выдоха» - пьеса-акция Аси Волошиной «Мама», работа  Дмитрия Гомзякова. На сей раз всех зовут на большую сцену и предлагают разместиться на подушках. Перед показом вручают письма – распечатать и прочесть их нужно будет после просмотра.

 Здесь на сцене одна героиня, ее образ создает Ольга Райх. Истории из жизни девушки Оли, соединенные с письмами, которые ей перед смертью написала «в будущее» давно ушедшая из жизни мама, актриса рассказывает, читает, поет иногда одна, а иногда при поддержке коллег, музыкальной группы и большой собаки. 

- Мы показываем картинки, характеризующие очень рефлексирующих людей: гуляние с собакой, лежание в ванной с шампанским, сидение на скамейке в наушниках… - поясняет Дмитрий Гомзяков, артист ТЮЗа. – Оля, героиня пьесы «Мама», упивается своим горем, купается в нем. И я знаю много людей, кто ведет себя подобным образом, черпает в своем страдании энергию. Но из этого надо выбираться, важно принять случившееся и идти дальше. Жизнь – это самое важное, что есть у человека. Я уверен, надо искать себя, гармонию с собою, радоваться жизни. У Аси Волошиной в пьесе много рефлексии и страданий. Мы в нашей работе рефлексию не воспеваем, а, напротив, показываем, что можно в ней застрять и не выбраться. 

Об этом же говорится и в письме, распечатанном после показа «Мамы», где оказалась жизнеутверждающая цитата из Ивана Вырыпаева: «И ты говоришь: «Стоп, я делаю выбор. И начинаю по-настоящему жить». Кстати, писем было 87, их написали от руки и запечатали в конверты Дмитрий Гомзяков и Ольга Райх. 

Когда все эскизы сыграны, то начинается обсуждение, и зрители с артистами еще около часа делятся впечатлениями, говорят о показах, задают вопросы, просто благодарят за редкое для вялой томской театральной жизни яркое событие. И никто не спешит уходить, хотя актеры накануне «Дыши свободно» из театра уходили только поздней ночью, точнее, ранним утром. Репетиции закончились в три утра.

«Дыши свободно» - проект некоммерческий. Хотя сил требует немало. Но его участникам интересна эта работа.

- У нас есть организационная группа, отвечающая за «Дыши свободно», мы решили, надо сделать четвертую часть еще до отпуска, в 38-м сезоне, - рассказывает Дмитрий Гомзяков. – За неделю с небольшим до «Выдоха» в нашем театре была премьера «Банки сахара», где у меня большая роль. Конечно, я сильно устал при таком графике. Но понимаю, что после проекта у меня очень приятная усталость, хотя и знаю, из того, что я хотел сделать в «Маме», получилось далеко не все.

- Казалось бы, выпустили «Банку сахара» - так надо отдохнуть, но мы «подкидываем угля» и начинаем репетировать «Дыши свободно». Пока работали над премьерой, казалось, изнемогаем, сил нет… Но вот я три дня пробыл дома, только на одну репетицию в день в театр приезжал, работал над эскизом и понял, что уже отдохнул, - говорит Кирилл Фриц. – Мне всего трех дней хватило, когда я не репетировал как актер. Если бы сейчас кто-то из режиссеров начал бы серьезную работу, то я был бы уже готов в ней участвовать. 

- У нас был насыщенный сезон, несколько режиссеров поставили спектакли, у всех свои идеи и мысли. Но у каждого артиста внутри что-то копится – есть задумки, чего бы сделать, чего бы поставить, сыграть. Нужно выдохнуть и уйти в отпуск с чистой творческой совестью, - считает Игорь Савиных, артист ТЮЗа. – Я участвовал в эскизе «Письма к мистеру Ч». В пристрое, в новом пространстве, я ощущал себя очень свободно. В этом проекте мы вообще ломаем рамки, тривиальные границы, поэтому наши локации могут находиться где угодно. В каждом пространстве текст звучит по-новому. Мы ищем варианты, чтобы место помогало читке той пьесы, которую мы показываем.

Четвертая часть «Дыши свободно» называлась «Выдох». Такое заглавие напоминает финальную точку, но участники проекта говорят, что на «Выдохе» история не заканчивается. И обещают, что пятая часть будет непременно. 

Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б