Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

03 07 2017Выходной

Чудные трамваи Александра Кнэхта

Всматриваешься в пейзажи Александра Кнэхта и думаешь: на первый взгляд, Томск, и вид узнаваемый, но некоторые моменты не совпадают. Что, впрочем, и неудивительно. У этого художника всегда город отчасти фантазийный, придуманный. И как же хочется там оказаться! В том поэтичном, ностальгическом городе с его картин, где такие удивительные и жизнеутверждающие цвета, где ходят старинные автобусы и трамваи, тает под весенним солнцем снег, а дома - деревянные, красивые и уютные. Все это можно увидеть в Томском художественном музее, где проходит юбилейная выставка Александра Кнэхта. Вдохновившись его работами, мы решили больше узнать об авторе.


Встречу назначили на пл. Батенькова – потому, что это ближайшая к музею трамвайная остановка. А мы хотим запечатлеть Александра рядом с трамваем, этот вид транспорта на полотнах Кнэхта превращается в романтический образ-символ ускользающего города. Трамваи Александр пишет много лет. На недавней 38-й региональной художественной выставке-конкурсе его работа «Третий», томский пейзаж с трамваем, заняла второе место. В фондах художественного музея несколько полотен Кнэхта с трамваями. На выставке тоже можно увидеть немало трамваев. А началось все с детства.

- Здесь часто трамваи сходили с рельсов! – показывает на кольцо на пл. Батенькова Александр Петрович. – В моем детстве, в начале 60-х. Тогда основным транспортом в Томске был трамвай. Мне нравилось на нем ездить, запомнилось, что пол и скамейки были из дерева. Мне казалось, это крейсер или корабль. Впрочем, на лошадях еще тоже ездили. Мы жили рядом с ипподромом, в районе Дворца спорта, там были конюшни. Меня возили на лошади в детский сад, это для меня было романтическое впечатление, до сих пор помню. Продукты в садик возили на санях, это тоже запомнилось. У меня есть картина «Снежным днем», навеянная теми воспоминаниями.

Автобусов в те годы господства трамваев в Томске было немного. Но их Александр Кнэхт иногда тоже пишет на своих работах. Например, на внушительном полотне «Мой город». Солнечный осенний Томск, очаровательные старые автобусы, Богоявленский собор (хотя его с той точки уже не видно – заслонило здание драмтеатра, а раньше с главпочтамта можно было разглядеть купола). И этот пейзаж запечатлевает художник, расположившийся с мольбертом посреди дороги. 

- Это я стою, многие говорят, похож, - поясняет Александр Кнэхт, показывая на фигуру художника. – Хотя, конечно, в жизни мне бы не разрешили так работать на проезжей части.

Часто художник пишет по своим воспоминаниям, переносит на холст детские впечатления. Но, конечно, это не единственный подход к работе.

- С натуры тоже пишу. Иногда ходишь, бродишь по улицам, как губка вбираешь атмосферу, - объясняет Александр. - Как-то от Басандайки пешком шел и мысленно несколько пейзажей написал. Потом вспоминал их, стремился интересные моменты не просто повторить, а встроить в определенную композицию. 

 

Чувство времени

Рисовать Александру понравилось в детстве.

- Отец нам с сестрой купил альбом для рисования. Вряд ли он предполагал, что я стану художником. Наверное, ожидал, что мы сделаем картинки, он пошлет их нашей бабушке, она порадуется рисункам внуков, развлечется... – рассуждает Кнэхт. - А я вот до сих пор рисую, подался в художники.

Правда, перед тем как заняться творчеством, Александр получил более прагматичное, «полезное» образование. Родители были против того, чтобы он стал художником, и он поступил в электромеханический техникум на специальность «Электромашиностроение», после его окончания работал инженером-конструктором в отделе главного технолога на электротехническом заводе. А когда в строительном вузе появилась специальность «Архитектура жилых и общественных зданий», то поступил туда. Студенты изучали рисунок, живопись, архитектурное проектирование, слушали курсы лекций по истории искусства и архитектуры. 

Как художник Александр Кнэхт начинал с графики, в 80-е годы работы, на которых запечатлены дворы старого деревянного города, принесли ему первую известность. А потом стал писать живописные пейзажи, главным героем которых был Томск. И до сих пор родной город привлекает художника, он не устает искать новые виды и образы, думать о нем. 

- Сейчас шел по городу, и у меня возникло впечатление курортного края – тенистый, гулять по нему одно удовольствие, - говорит Александр. – Правда, не все мне нравится. Я погорячился, когда однажды сказал в интервью, что Томск иногда ненавижу. Но плитка тротуарная у нас некрасивая. Или иномарки на улице стоят чуждые городу. А улицу Кузнецова, казалось бы, отреставрировали, но получилось неестественно, словно декорация, что-то картонное, ненастоящее, где нет духа прошлых эпох, души Томска. Я люблю старые дома… Смотришь на бревнышки – чувствуется время. Томск все-таки малоэтажный город, где естественны невысокие здания. Не знаю, как люди живут во многоэтажках. Я однажды рядом с высокими новыми домами просто постоял на ул. Нефтяной – и голова закружилась. А кто-то там же живет. 

 

Талантливый трудоголик

Юбилейная персональная выставка Александра Кнэхта получилась большой. Но художник утверждает, что в залах можно увидеть далеко не все его недавние работы. Пишет он много, работает неустанно.

- Если у тебя есть дар, то ты обязан его развивать, - считает Кнэхт. – Да и чем иначе заполнить свою жизнь? Даже не представляю себе. Думаю, писать картины - это лучше, чем лежать на диване, как Обломов, и философствовать.

- Он трудоголик, которому Бог подарил талант, - считает ТатьянаМикуцкая, искусствовед, заведующая научно-исследовательским отделом художественного музея. - И молод душой, в его картинах нет патриархальности. Он каждый раз удивляет. Большая часть его работ - это архитектурные пейзажи. Если сравнивать художников разных поколений, то прежде Томск часто писал Василий Черемин. Возможно, потому, что Василий Васильевич застал город еще настоящим, без фоновой застройки, у него город гармоничный. А у Александра Томск сказочный, «сложносочиненный». Колорит у Кнэхта яркий, праздничный. В этом его город отличается от того, какой Томск был на картинах у Василия Васильевича, где оттенки в основном серые и черные. 

 

Все творцы немного странные

Постоянно сочинять новые картины художнику удается, а вот находить для них покупателей он не умеет. Говорит, что товарно-денежные отношения не для него. Иногда работы приобретают, например, в галереях, но не всегда, это дело случая. Бывает, что кто-то хочет купить картину, а автору с нею жаль расставаться. Впрочем, работы Кнэхта есть в частных коллекциях в США, Англии, Германии, Китая, Польши.

Из-за ограниченности в финансах приходится больше времени и сил тратить на вспомогательные вещи: «У меня нет возможности прийти в магазин и купить множество красок, как это делал, например, Матисс, приобрести дорогие холсты. Приходится где-то выискивать недорогие, самостоятельно их грунтовать, строгать подрамники. У меня есть верстак в мастерской. Все сам делаю, даже рамы для картин. Покупаю рейку в хозяйственном магазине, шкурю, крашу, тонирую».

Работает Александр в суровых условиях: в его мастерской зимой очень холодно, летом безумно жарко. Это мансарда, после того, как крышу однажды сорвало ураганом, вместо нее сделали настил. Вот и получается, что в холода помещение остывает, а под солнцем раскаляется. 

- Иногда приходится убегать оттуда на пленэр, в лес или на улицу, - рассказывает художник. - Раньше я вообще мог с этюдником, с треножником в кирзовых сапогах летом дойти из центра Томска до бора в Тимирязево. Люди ехали в транспорте, смотрели на меня с удивлением. Утром уходил, до вечера без обеда работал… Зимой одно время любил писать на кладбище. Мне нравилось, там тишина, покой. Все творцы немного странные. Но все же на кладбище аура нехорошая. Теперь там не работаю. 

Раньше у Александра Кнэхта был свой сайт. Теперь он им не занимается, решил отказаться от интернета. И рад, что избавился от компьютерной зависимости.

- Интересно было отзывы читать. Картину помещаешь на сайте и ждешь, чего тебе напишут, а сейчас жаль тратить на это время, - объясняет он. - Нашел в себе силу воли и не заглядываю в сеть. И почувствовал облегчение.

Пейзажи у него рождаются не сразу: «Иногда пишешь на одном дыхании, а бывает, утонул в работе, не можешь ее закончить. Смотришь и не знаешь, что делать, бывают такие случаи. Мучаешь, мучаешь… Например, так было с «Моим городом». Я там сначала совсем другой транспорт писал, и толпа на остановке была иная». 

…Даже и не подумаешь, глядя на большое солнечное, жизнеутверждающее и в то же время ностальгическое полотно, что оно создавалось долго и мучительно. Висит в одном из залов, притягивает к себе посетителей выставки.

- Можно смело сказать, что Александр Кнэхт сегодня – один из ведущих художников в Томске, - считает Татьяна Микуцкая. - Он долго к этому шел. По этой выставке видно, какой это яркий, звучный художник. 

Мария СИМОНОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б