Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

03 07 2017Выходной

По водной глади рассекая...

Объектов для туризма, в том числе международного, у нас немало. Тут и сам Томск, и его окрестности, включая Асино, Семилужки. Зоркальцево и так далее, и Обь-Енисейский канал, и Приобье с Нарымом и этнографическими комплексами, и междуречье Оби и Томи, и многое другое. Интересно!


Но я несколько скептически отношусь к перспективам томского туризма. Ведь это либо чуть авантюрные, романтические походы и поездки молодых оптимистов, либо творческие вояжи часто называемых чудаками увлеченных людей без возраста. Рассчитывать на массовость и дивиденды тут не приходится.

Однако есть особая форма туризма - водный. Конечно, скорости движения теплоходов не очень-то подходят для деловых поездок, но для туризма-отдыха что-либо лучшее придумать трудно. И мы, рядовой учитель и участковый терапевт, позволили себе то, что ныне называется круизом. В шутку назвали его «от свекрови - к теще» (моя мама жила в Сарапуле, на Каме, мама супруги – в Ростове-на-Дону). Не стану описывать подробностей – Кама, Волга, Ульяновск, Куйбышев (Самара), Жигули (не автомобили, их еще не было, а возвышенность!), Сталинград, недавно введенный в эксплуатацию Волго-Донской канал, далее - тихий Дон, Ростов. Расписание было таким, что повсюду мы могли, сойдя на берег, пробежаться по улицам и площадям ранее незнакомых городов, выкупаться, а то и позагорать на песочке (чаще загорали на верхней палубе). Это был познавательный, воспитательный, полный впечатлений туризм. Плюс, конечно, полноценный отдых и отсутствие забот.

И когда через пару лет наш приятель Г.Ф. Кузьмин предложил составить компанию в маршруте Томск-Тюмень, мы ни минуты не колебались, хотя томский теплоход ни в какое сравнение с немецким не шел, да и Томь-Обь-Иртыш-Тобол-Тура посуровее Камы-Волги-Дона. Быстро сдружились с экипажем, питание было великолепным, купались почти повсюду, приставали к берегу (иногда в буквальном смысле слова – нет ни причала, ни дебаркадера, просто приткнулись, сбросили сходни - и вперед!). Ах, с какими чувствами я бы повторил такой – да не такой, а принципиально новый! - маршрут сегодня! 

И вовсе не потому, что по понятным причинам иные виды поездок мне стали трудноваты. Поезд утомителен, на самолете не отдыхают. Автомобиля у меня нет, к тому же для автопробегов надо быть помоложе. А вот по воде, по морям и рекам – тут ограничений нет! Но в данном случае есть иные причины. То, что произошло на этой трассе за полвека, – настоящее чудо, его надо видеть.

Со времени нашего путешествия к северу от Томска изменилось немало, но все же вспоминать наши тогдашние Молчаново, Колпашево, Парабель, Каргасок и другие пункты области не стану, начну с Нижневартовска...

Он возник в начале прошлого века, здесь купеческие пароходов пополнялись дровами. Появилось пять домиков с десятком жителей. В пятидесятых годах там жило около тысячи человек, а сам поселок производил довольно мрачное впечатление, подчеркивавшееся огромной лужей в центре. Ну кто бы мог тогда подумать, что 9 марта 1972 года Нижневартовск получит статус города! Неподалеку – озеро Самотлор, гигантские запасы нефти, предсказанные еще до войны академиком И.М. Губкиным. После войны нефть стали по-настоящему искать, и я помню стакан, наполовину заполненный коричневой жидкостью, показанный мне в 1964 году И.Т. Марченко, предшественником Е.К. Лигачева. Это была первая томская нефть. В мае 1965 года первый фонтан нефти забил на Самотлоре. Остальное понятно. Население под 300 тысяч. Нефтяная столица. Третье место в списке богатейших городов России (Нижневартовск богаче Санкт-Петербурга!). Архитектурный шедевр – вокзал. Международный аэропорт. Многоэтажные жилые дома. В июне горожане отмечают «Сабантуй», «Самотлорские ночи», люди неплохо живут в городе, молодом и по существу, и по их возрасту. Да, все понятно, но, простите, есть тут и личный момент.

Еще 220 километров – Сургут, он старше Томска на десять лет, он когда-то принимал участников восстания Степана Разина, декабристов, других революционеров. В год нашего путешествия – чуть больше 1000 жителей. Не знаю, увидит ли сегодняшний турист развалины сооружений XVII века, но я очень хочу не только на фотографиях полюбоваться новым 350-тысячным Сургутом. Он тоже богаче моего Ленинграда. В сентябре 1957 году здесь была создана Юганская разведка поискового бурения, вскоре добывшая первую бочку нефти. Всего через восемь лет, 25 июня 1965 года, Сургут стал городом. Ныне там международный аэропорт, железнодорожный вокзал, современные здания, иные признаки настоящей цивилизации. Чудо мостостроения - Югорский мост, один из самых длинных в мире (более 2100 метров). Но для меня главное – чуть не полсотни средних школ, четыре музыкальные, вузы и филиалы вузов. У кого повернется язык, чтобы сказать, что к северу от Томска «царят патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость»? Напомнить, в какие годы было сделано главное?

Через две с лишним сотни километров теплоход поворачивает навстречу течению Иртыша. Первозданная красота, которой люди воспользовались еще в 1582 году, основав в месте, где река с трех сторон огибает заросшие лесом холмы, будущий Ханты-Мансийск. С 1940 года он - главный город Югры, Остяко-волгульского (Ханты-мансийского) национального округа. Но, кроме природных красот, город (он стал им лишь в 1950 году) ничем нас не привлек. Беспорядочное скопление убогих домишек, и более ничего. Тоже мне, «столица» с десятком тысяч граждан (сейчас сто тысяч!). Но это была мудро посаженная в красивом месте большая деревня. Тогда там уже не было построенного в 1808-16 годах каменного храма Покрова Святой Богородицы (восстановлен в 2001 году), и еще не было великолепного храма Воскресения Христова (основан в 1999 году) с 62-метровой колокольней, православного парка с памятником Кириллу и Мефодию, международного аэропорта с отличным аэровокзалом, красивой пристани, «Красного дракона» - неподражаемого моста через Иртыш. Не говорю уж о пяти- и даже девятиэтажных домах, семи вузах и вузовских филиалах и даже о солидном здании налоговой инспекции. Этим ныне не удивишь, но Ханты-Мансийск серьезно ориентирован на туризм, и сюда ездят чуть ли не со всего мира, чтобы полюбоваться настоящей сибирской природой, парком «Самаровский чугас», археопарком с мамонтами, побывать в Музее геологии, нефти и газа, Музее природы и человека, в художественной галерее Фонда поколений. Красиво, уютно, очень современно. Правда, купаться почти нельзя (температура воды в Иртыше не поднимается выше +18 градусов). Да еще «почти бесснежным летом» сибирский гнус, а долгой зимой - крепкие морозы. И до железной дороги почти 300 километров. И все же тот, кто назвал Ханты-Мансийск европейской сказкой в Сибири, прав. Преувеличение, но и есть чему поучиться и что посмотреть!

По извилистому Иртышу идем к Тобольску. Это, конечно, самый известный пункт маршрута. Но, честно говоря, ни тогда, ни сегодня мне не очень интересен Тобольск ХХ и ХХI веков, его прогресс, связанный с нефтью, его дома, такие же, как в Томске и Сургуте, его сегодняшние школы и вузы и так далее. В первом сибирском городе, столице Сибири, центре когда-то громаднейшей губернии, объединявшей всю Сибирь, Дальний Восток, Русскую Америку, будущие Томскую, Иркутскую и иные губернии, сохранились многие памятники. Кремль со знаменитой Шведской палатой (ее история связана разгромом и пленением шведов Петром Первым), Архиерейская палата, монастыри, Софийско-Успенский собор, первая в Сибири гимназия, первый – с 1789 года! - сибирский литературный журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Первый ссыльный – колокол из Углича (его потом вернули на родину). «Маленький городок при огромной тюрьме», в ней побывали Н. Чернышевский, М. Петрашевский, Ф. Достоевский, В. Короленко. Место ссылки Николая II с августа 1917 по апрель 1918 года. Один из старейших сибирских художественных музеев. И все-таки для меня главным остаются не камни, а люди. Уроженец Тобольска, автор бессмертного «Соловья» Александр Алябьев написал здесь ставший народным романс «Вечерний звон». Здесь родились «наш» Гавриил Батеньков, передвижник Василий Перов, хорошо известный томичам создатель Останкинской телебашни выпускник ТПИ Николай Никитин. Здесь, в гимназии, которой руководил автор «Конька-Горбунка» Петр Ершов, учился Дмитрий Менделеев. Мало того, он был женат на падчерице поэта. Кстати, не могу не заметить, что Александр Пушкин, прочитав сказку, написанную 19-летним студентом Ершовым, сказал ему: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Вы понимаете, какие чувства овладевают нормальными русскими людьми, посетившими город, жители которого принесли нам столько славы? 

Конец маршрута… Из Тобольска направляемся по Тоболу и Таре в Тюмень, хотя Иртыш судоходен не только до Омска, но и до казахстанских Павлодара и Усть-Каменогорска – рождена-то славная русская река в Китае! Сколько маршрутов познавательных, воспитательных, просто интересных можно предложить по нашим рекам! Сколько полезного они могут дать нашему физическому, нравственному, патриотическому состоянию! И как бы хотелось отдохнуть на речных просторах, полюбоваться и много чего узнать.

При обсуждении вопроса о развитии туризма в нашей области на недавнем заседании комиссии по культуре областной Думы, поинтересовался состоянием речного туризма. Да, говорят, есть такой. 

В 1964 году венгры построили теплоход «Михаил Калинин», принимавший в свои 70 скромных кают полторы сотни пассажиров. Он поизносился, да и называть какой-либо объект именем всесоюзного старосты в наше время неловко. А в английском языке есть слово remix (буквально «перемешивание», все знают, что такое миксер). В 2009 году, кое-что перемешав, новосибирцы создали теплоход «Ремикс», в его тридцати роскошных каютах можно довольно прилично отдохнуть в двухнедельном круизе до Обской губы. Дороговато, но дело не только в цене. Томск не Новосибирск и не Омск, не пора ли и нам иметь нечто свое?

Наша судоходная компания проводит часовые прогулки, возит граждан в близлежащие пункты, переправляет желающих отдохнуть на Семейкин остров. Спасибо, это хорошо, но это же не туризм!

Нам нужен доступный, познавательный, воспитательный, здоровый туризм! Кто и как его организует? Или все это пустые мечты?

Лев ПИЧУРИН.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б