Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

07 06 2017Красное Знамя

ВЕРНИТЕ ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ

Музей в школе – это особая территория, где среди выставленных экспонатов даже время течет по-другому, и каждый посетитель активно погружается в славное прошлое: будь то хронология боевого пути томских 166-й, 19-й, 370-й Гвардейских стрелковых дивизий, проиллюстрированный фотографиями рассказ о подвигах молодогвардейцев, героев-панфиловцев либо собрание экспонатов, посвященных истории строительства Томска. Каждый из 32 существующих сегодня школьных музеев бережно хранит свою частичку общей отечественной истории, чем интересен и ценен для учеников, педагогов и всех, кому дорога память о нашей малой и большой Родине.

Давая общую оценку музейному движению в школах, Ольга Васильева, начальник городского департамента образования администрации, отметила хорошие перспективы и появление новых форм их деятельности. Например, 9 Мая, когда нескончаемый людской поток возвращался от Лагерного сада, с каким удовольствием жители города - и стар и млад - заходили в музей боевой славы 19-й Гвардейской стрелковой дивизии в школе № 32. Удачное решение было найдено еще прошлой осенью, когда мэр Томска И.Г. Кляйн, открывая отремонтированный музей, призвал приблизить экспозиции к томичам, вывести их прямо на проспект Ленина. И участники «Бессмертного полка» после торжественного шествия  семьями заходили в музей, знакомились с экспозициями и выражали слова благодарности работникам школы.
Симптоматично, что в новой школе на ул. Дизайнеров предусмотрено просторное помещение для музея. И для коллектива учителей, и школьников предстоит найти перспективную идею, хорошо потрудиться, собирая экспонаты и продолжать обширную поисковую работу. Надо полагать, что появятся музеи во всех новых школах, где по проекту уже предусмотрены специальные помещения.
Музейное дело в томских школах активно началось в 70-е годы прошлого века. Первыми открылись музеи в школах № 32, 51, 34, 64 и 27. Но в 90-е годы закрылось 12 музеев по комсомольской, пионерской  и революционной тематикам. Пострадал и музей молодогвардейцев в школе № 8, ныне лицей, имевший статус филиала музея города Краснодона. Теперь он восстановлен и даже стал шире тематически, но часть очень ценных материалов утеряна.
Члены комиссии Совета старейшин побывали в 13 школьных музеях города, познакомились с их работой и на заседании высказали свои впечатления. От имени совета  Тамара Федоровна Демешева выразила слова признательности и благодарности руководству школ № 64, 34, 15, 28, 32 и 27, которые,  несмотря на перестроечное время, смогли не только сохранить музеи, но и развить их дальше. «Мы говорим спасибо директорам 35-й и 66-й школ, которые вместе с педагогическими коллективами сумели организовать ребят и буквально за два года открыть новые музеи», - подчеркнула она.
Наряду с традиционными методами в школьных музеях используются и новые формы работы: встречи с ветеранами и участниками локальных войн, создание социальных проектов, направляются письма семьям ветеранов и школам-побратимам, проводятся открытые уроки, выставки одного экспоната, появились разделы об «афганцах» и участниках других локальных войн. Практикуется издательская деятельность от календарей до книг памяти в электронном виде, создаются сайты. Совет старейшин отметил неплохие контакты школьных музеев с областным краеведческим музеем, осуществляющим методическое руководство. Ученики дали высокую оценку занятиям в школе экскурсоводов, которые вела сотрудник краеведческого музея Елена Доровинчик. В частности, экскурсовод музея «Патриот» школы № 42 Андрей Чернов пишет: «Прошло чудесное занятие, мы открыли еще одну реку в могучем океане истории нашего края. Эта информация навсегда отложится в закромах нашей памяти. Замечательно, когда человек знает историю своей малой родины. Очень жаль, что из-за финансовых трудностей музей прекратил эту работу».
Вместе с тем Совет старейшин обращает внимание департамента, руководства школ, что в ряде общеобразовательных учреждений музеи по-прежнему слабо задействованы в учебном процессе. С использованием экспонатов проведено всего 510 уроков за учебный год. Разделим на 32 музея и получим 15 уроков за три четверти. Это очень мало!  
Не созданы надлежащие условия для хранения экспонатов и документов. Особую тревогу вызывает музей 166-й Гвардейской стрелковой дивизии в школе № 51. После капитального ремонта часть экспонатов не расконсервировали и не возвратили в музей. А музей был лучшим в области, победителем смотра Всесоюзного похода по местам боевой славы! Так и не удалось выяснить, куда и когда исчезла часть экспонатов музея «Красный вымпел» школы № 54, неизвестна судьба музея в школе № 47.
Или такой тревожный момент. В музеях города исчезли материалы о героях-комсомольцах Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Лизе Чайкиной, молодогвардейцах. Член Совета старейшин Валентин Иванищев отметил: «Три года мы бьемся, чтобы возродить память о наших первых героях, отдавших свои юные жизни в борьбе с фашистами. Задай сегодня о них вопрос школьникам даже самых лучших учебных заведений, 90 процентов не ответят. А я вспоминаю, как в наш класс принесли газету «Правда» со снимком, где Зоя полураздетая лежала на снегу с петлей на шее. Весь класс рыдал, и сам директор школы, фронтовик на протезе, все никак не мог нас успокоить. Я прошу: «Верните память о героях в музеи! Покажите панораму «Битва под Москвой», плакат «Родина-мать зовет». Рассказывайте всю правду о Великой Отечественной войне».
Депутат Законодательной Думы области Лев Пичурин высоко оценил роль школьных музеев в процессе патриотического воспитания: «Главное – найти человека с горящими глазами и деятельным сердцем, вожака, который будет работать при любых обстоятельствах. Нам надо думать, где брать таких энтузиастов, сами они не появятся…».
И здесь, думается, свою роль должны сыграть исторический факультет и кафедра музееведения ТГУ. 
Выстрадано, резко, с возмущением выступила заместитель председателя Совета старейшин Зоя Барашева: «Какое право имеет вновь пришедший директор выбрасывать какие-то стенды? Там документы и личные вещи, переданные родственниками, чтобы сохранить память о погибших героях. Когда беспризорными валяются альбомы, газеты с воспоминаниями участников войны, то мы топчемся по памяти фронтовиков и тружеников тыла, людей из поколения победителей, руками которых создано общественное богатство, которым мы до сих пор пользуемся. Спасибо новому руководству департамента образования города за понимание. «Чем дальше уходит война, тем выше наша ответственность за то, чтобы будущие поколения знали о ней всю правду», - сказал президент, возвращающий  обязанности воспитания в школы, а мы все еще слышим о каких-то услугах. Пора ответить на вызовы времени и вернуть патриотическое гражданское воспитание в школы. Для этого в школах найдутся достойные люди».
Разговор состоялся острый и заинтересованный. Члены Совета старейшин предложили несколько направлений развития существующих музеев. О вкладе томичей в победу на фронтах сказано много, а вот о работе в тылу - нередко общими словами и цифровыми выкладками. Все еще ждут более обстоятельных рассказов о работе на томских предприятиях, где начинали молодыми Б.И. Степанов, О.О. Никифорова, П.Ф. Фролова, А.И. Лаврова и другие томичи, удостоенные высокого звания Героя Социалистического Труда. Предложены десятки тем для изучения и открытия новых школьных музеев, и одна из главных – история томского комсомола, 100-летие которого мы будем отмечать в 2018 году.
Департамент общего образования области объявил 2017-й Годом школьных музеев. Но музеи пока не получили помощи от вузов, районных администраций и советов ветеранов, предприятий и организаций. В стороне осталась и Дума города Томска.
Владимир ФЕДОРОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б