Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

19 02 2010Красное знамя

Не такая школа

Трудно не согласиться с губернатором, сказавшим на съезде, что в нынешней школе нелегко приходится всем: и учителям, и ученикам. Да, нынешнее положение редко кого устраивает. А значит, назрела необходимость коренной модернизации.

 

Мечту о новой школе, по мнению Виктора Кресса, лучше всех выразила ученица колпашевской средней школы № 2 Настя Лисня в своем сочинении. “Школа будущего совсем не такая, в какой учусь я, - пишет девочка. - Не такая, потому что там сразу попадаешь в атмосферу кипучей деятельности и творчества, где занятия для каждого, где можно самим изобретать все что угодно, где можно даже поэкспериментировать. Например, на дисплее индивидуального компьютера сразу увидеть, что произойдет, если бутерброд упадет маслом вниз… В не такой школе у каждого свое расписание. В не такой школе нет оценок, зато на школьном сайте у каждого своя страничка, где учитель пишет свои комментарии и пожелания о твоих успехах и неуспехах…”
- Похоже, не одной только Насте хочется, чтобы не таких школ было как можно больше! – вздохнул губернатор. – Это наша общая мечта…
Конечно, разве родители не мечтают о том, что в школе к детям будут относиться с любовью, что здоровье их за школьные годы ничуть не ухудшится, что образование они получат вполне приличное? И разве не мечтают педагоги о достойной зарплате, о хороших условиях труда, о возможности повышать квалификацию? Разве не мечтает власть о том, что школа воспитает образованных людей, имеющих активную гражданскую позицию, что система образования будет наконец-то откликаться на запросы экономики?
А что мешает эти мечты претворить в реальность? Неужели мы не пытались перестроить нашу систему образования? Пытались. Реализовывали нацпроект «Образование», внедряли комплексный проект модернизации образования (КПМО). Каковы достижения?
По мнению Леонида Глока, начальника департамента общего образования, успехи, конечно есть. Взять хотя бы деньги. За четыре года внедрения КПМО Томская область получила 3 миллиарда 622 миллиона рублей инвестиций в систему общего образования - существенная поддержка. Кстати, эти деньги помогли привлечь еще и внебюджетные средства. Кроме того, поступающие ресурсы стали использовать рачительнее, с умом (неэффективные расходы в системе образования области удалось снизить с 17,9 процента, как это было в 2007 году, до 9,4 процента в 2009-м). Правда, пока мы еще только в начале пути, ведь наша область среди российских регионов занимает 18-е место по эффективности использования бюджетных средств в системе общего образования.
- На мой взгляд, очень важно, что комплексный проект модернизации образования подтолкнул нас к развитию конкуренции, причем на всех уровнях, - говорит Л. Глок. – К примеру, чтобы получить деньги от федерации, теперь нужно не только доказать необходимость этого шага, но и взять на себя серьезные обязательства, конкурируя с соседними регионами. Кстати, такими же принципами мы руководствуемся и когда делим деньги между муниципалитетами. Сегодня их даем в обмен на эффективность, результат. Та же ситуация с новой системой оплаты труда учителя: уровень заработной платы педагога теперь напрямую зависит от качества его работы.
Конечно, до идеала еще далеко. Начальник департамента общего образования и не скрывает, что всем угодить (и деньгами, и нововведениями) не удалось: одни получили больше, другие меньше. Есть и обиды.
- Но это, как в больнице, когда лекарства дают всем, а помогает оно не каждому. Наши преобразования можно сравнить и с рыбалкой: удочки дали всем, а вот наловил рыбы далеко не каждый! – шутит Леонид Эдуардович. – Однако в любой шутке есть доля истины. Мы наконец-то даем педагогам стимул работать лучше, уходим от уравниловки!
Что получили в результате внедрения комплексного проекта модернизации образования родители? По словам специалистов департамента общего образования, возможность влиять на ситуацию в школе, на образовательный процесс, на руководство школы.
Лед тронулся? Помнится, просчитывая стратегию развития до 2020 года, планы относительно изменений в системе образования строили самые смелые. Хотя, отмечали выступавшие на съезде, кризис поставил систему образования перед нелегким выбором: сегодня приходится искать свои, особые пути выживания, корректировать планы, программы.
- И выбор этот не особо богат, - сказала Оксана Козловская, первый заместитель губернатора. – Если мы рассчитываем не выживать, а жить хорошо, то прежде всего наша система образования должна быть ориентирована на то, чтобы начать готовить человеческий ресурс для инновационного развития области. Вот исходя из этого и надо корректировать планы, стратегию. За основу здесь можно взять идеи, новые образовательные стандарты, заложенные в национальной инициативе «Наша новая школа», а это поддержка талантливых, одаренных детей; совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры; сохранение и укрепление здоровья школьников; расширение самостоятельности школ.
Но, как известно, выигрывает тот, кто не только мыслит глобально, но при этом действует локально. Похоже, именно этим принципом и решили руководствоваться областные власти, затеяв модернизацию системы образования. А потому для начала выявили ключевые проблемы отрасли, без решения которых продвижение вперед просто невозможно. К примеру, на съезде отметили, что наша система образования слабо ориентирована на потребности инновационной экономики.
- У нас пока не сложились механизмы формирования гражданского заказа, - признался Леонид Глок. – А значит, структура профильных образовательных программ учреждений не соответствует потребностям общества. Предстоит переориентироваться. Школа должна развивать у молодежи навыки, способности, компетенции, которые будут востребованы в недалеком будущем.
Говорили и о том, что в образовании наконец-то начали действовать такие рычаги, как стимулирование на достижение более высоких результатов. «Хорошо, но мало – стимулы не столь ощутимы!» - утверждали многие участники съезда. Действительно, лишь 10 процентов бюджетных средств сегодня распределяются на конкурсной основе, к тому же нет стабильного финансирования расходов на развитие инфраструктуры школы, нет эффективной финансовой поддержки лидеров образования. А это значит, что не особо-то и развита конкуренция. Тревожный симптом, ибо там, где нет конкуренции, только спится спокойнее, а вот живется гораздо хуже.
- Но самая главная наша беда в том, что далеко не все учителя, да что там, не все педагогические коллективы нацелены на системные изменения, - считает Леонид Глок. –   Мы видим, что есть у нас противники ЕГЭ, новой системы оплаты труда. Это говорит о том, что наши педагоги еще не готовы к внешней оценке знаний учащихся, своих профессиональных навыков…
По сути, на съезде были сформулированы основные приоритеты развития общего образования области. Таковых насчитывается четыре. Во-первых, надо повысить качество образования, внедряя компетентный подход и вариативность образовательных программ (проще говоря, за счет развития профильных и сетевых программ, программ поддержки одаренных детей, внедрения дистанционного обучения и т.д.).
Во-вторых, предполагается совершенствование инфраструктуры образовательных учреждений. В ветхих школах проведут комплексный восстановительный ремонт, возможно, будет строительство и новых школ. Кроме того, все школы оснастят новейшим оборудованием. Что же касается содержания, то, по мнению власти, надо развивать интеграцию общего, дополнительного и профессионального образования как на уровне образовательных программ, так и на уровне образовательных учреждений.
Третий приоритет – экономика образования (повышение экономической самостоятельности школы, рост доходов учителя). И, наконец, профессиональное развитие кадров, повышение статуса учителя.
Безусловно, реализация стратегии будет зависеть от многих факторов, в том числе от состояния экономики России. В этом заложен главный риск реализации выработанной стратегии. И в этом убеждении начальник департамента общего образования был не одинок. А потому с особыми чувствами делегаты съезда ждали выступления Виктора Кресса: что пообещает губернатор в Год учителя?
- Работа в Томске Комиссии по модернизации экономики при президенте России меня убедила в том, что можно создать условия, при которых крупный российский бизнес будет вкладывать деньги в инновации, а это новые идеи, изобретения, технологии. Но воспитать отечественное поколение инноваторов может только система образования, - сказал на съезде губернатор. - А для этого надо вкладывать деньги в вас, учителей, в нашу новую школу!
Однако Кресс предостерег от иллюзий. Простым вливанием денег в систему образования ничего не решить, иначе только поощрим социальный инфантилизм системы общего образования, утешим кое-кого, законсервируем нынешнее состояние школы, по сути, обречем ее на деградацию, а не на модернизацию.
Кто и что должно прийти в школу вместе с деньгами? Во-первых, новое поколение учителей, которых надо искать среди молодых ученых и преподавателей, выпускников университетов. Но как заманить молодых специалистов в школы?
- Хорошая инициатива президента - доплачивать один раз в год лучшим педагогам 200 тысяч рублей, если основное место работы для них – ученический класс, а стаж работы не менее трех лет. Но у нас почти полтора миллиона учителей в стране, только в области больше 10 тысяч педагогов. Так что если и получат президентские 200 тысяч рублей 7-8 томичей, то это будет уже хорошо! – отозвался губернатор о государственных мерах поддержки. - К ним мы добавляем свои, областные. Обязательно деньгами поддержим инициативу президента по закреплению в школах лучших выпускников университетов. Пока неясно, какие будут предложения от правительства, поэтому конкретные меры еще предстоит озвучить. Но на селе я бы предоставлял жилье бесплатно, в райцентре - на льготных условиях ипотечного кредитования и в областном центре, естественно, где меньше дефицит учителей, на еще менее льготных условиях.
Кроме того, нынче 30 учителей-инноваторов получат по 100 тысяч рублей, а 50 лучших школ региона по 500 тысяч рублей в виде областных грантов. 50 лучших учителей наградят Почетными грамотами области, а 25 заслуженных учителей - медалями «За заслуги перед Томской областью».
Томск – город университетский. А будущих студентов, по мнению Кресса, надо выращивать в томских школах. А значит, логичным было бы появление в области наравне с политехническим лицеем еще и архитектурной гимназии, педагогической школы, медицинских курсов для старшеклассников, воскресной физико-математической или гуманитарной школы при ТГУ.
Да и вкус к научным исследованиям будущим инноваторам надо прививать со школьной скамьи. Вот почему губернатор поддержал идею организации в Томске музея науки, соединив его с межшкольным исследовательским центром, куда бы имели доступ все учителя-предметники, все школьники, занимающиеся исследовательской работой. Понятно, что такой центр можно оснастить современными приборами, оригинальными наглядными пособиями.
А что касается повышения квалификации самих учителей, надо модернизировать и систему переподготовки кадров. Причем не педагоги должны приходить в институт повышения квалификации, а институт должен приходить к педагогам. Вот тогда и эффект будет совершенно иной!
А еще губернатор поднял вопрос об элитном образовании:
- Если мы хотим, чтобы в Томске жили умные, талантливые, креативные и богатые люди, то должны обеспечить возможность их детям получить у нас образование по самым высоким мировым стандартам. У таких образовательных учреждений должны быть высокий статус, хорошая база.
Теперь о том, как областная власть планирует в Год учителя поддержать педагогов. По словам Виктора Кресса, с января 2010 года заработная плата аппарата областной администрации сократилась на 10 процентов. За счет этой экономии с 1 апреля 10 процентов  учителей в каждой школе будут получать дополнительно 4200 рублей. Правда, губернатор выразил надежду, что деньги получат самые достойные.
Итак, образ школы будущего нарисован, впрочем, определены не только задачи, но и обозначены основные инструменты, с помощью которых эти смелые планы можно будет  реализовать. Возможно, неплохим подспорьем в работе станет и Фонд поддержки и развития образования, создать который решили делегаты съезда. Поддержали участники форума и создание регионального государственно-общественного органа управления образованием «Лига образования».
Ирина ЯКОВЛЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б