Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

17 02 2010Красное знамя

Минус двадцать пять и ниже

Последние два месяца губернатор В. Кресс, мэр Томска Н. Николайчук в ходе аппаратных совещаний обязательно напоминают своим подчиненным: все специализированные службы в аномально холодный период должны работать с максимальной отдачей, не допуская чрезвычайных ситуаций.

 

Однако даже для коллектива «Томского энергокомплекса», привычного к работе в условиях сибирской зимы, нынешняя погода задала экстремальные темпы работ. И хотя здесь ежегодно готовятся к наступлению холодов, в самый их пик люди продолжают ремонтировать проблемное водопроводное и канализационное сетевое хозяйство - не выдерживает техника. Выходит из строя при минус двадцати пяти. Сейчас мороз дал нам небольшую передышку. Но, по сводкам синоптиков, и в конце февраля, и в марте столбик термометра мало чем порадует сибиряков. По прогнозам, уже на следующей неделе ожидается похолодание до минус 30 и ниже.

Паутина из согласований
Это для томичей старинный статус Томска - предмет особой гордости. А для работников «Томского энергокомплекса» - одни проблемы. Областной центр перенасыщен различными инженерными коммуникациями, которые, особенно в ходе аварийного ремонта, очень часто «накладываются» друг на друга. Водопроводные и канализационные сети находятся под землей на глубине 2,8 метра (ниже точки промерзания грунта). А остальные - электрические и телефонные кабели, тепломагистрали, проложены ближе к поверхности. И работникам «Томского энергокомплекса» приходится буквально лавировать между ними. Чтобы начать ремонт, необходимо согласовать его проведение с собственниками всех остальных коммуникаций (а это около 18 организаций), любой из которых имеет право запретить производство работ. Минимум на эту процедуру уходят сутки. Если авария серьезная, то приходится вызывать представителей всех других коммунальных служб на место. Правда, это отнюдь не упрощает и не ускоряет процесс: каждого из них (особенно в выходные) нужно найти, договориться, привезти и отвезти назад. И нет гарантий, что не последует запрет.
Нередко приходится «натыкаться», скажем, на гаражи, которые без всяких на то оснований установили прямо на колодце или над магистралью. И в таких случаях начинаются переговоры с районной администрацией, с владельцем гаража. И только затем за счет «Томского энергокомплекса» с помощью техники, принадлежащей предприятию, ремонтники получают необходимый доступ к поврежденному узлу или участку водопроводных или канализационных сетей. По словам главного инженера «Томского энергокомплекса» Юрия Гончарова, по ул. Алтайской, 126, для того, чтобы убрать гараж, потребовалась целая неделя.

Износ предъявит спрос
И вновь приходится вспоминать о солидном возрасте Томска, «благодаря» которому нормативный износ водопроводных сетей составляет около 80 процентов. Есть отдельные участки, где вода поступает в дома по чугунным трубам, изготовленным еще в 1904 году. Но это, как говорится, историческая экзотика. Основная проблема в том, что плановая реконструкция, замена трубопроводов не проводились уже достаточно давно. А ведь по всем нормативам хотя бы 10 процентов из 600 километров водопроводных сетей, которые эксплуатирует «Томский энергокомплекс» (плюс больше 400 километров канализационных трубопроводов), должны ежегодно восстанавливаться. Вот только средств на решение этих задач у собственника - муниципалитета - нет. Нетрудно предположить, что однажды столь большой износ сетевого хозяйства предъявит свой, далеко не простой технологический спрос.
- Раньше, до 2002 года, - комментирует Гончаров, - на восстановление и строительство новых сетей выделялись определенные, пусть не в достаточном количестве, деньги. Тем более в прежние годы нельзя было передавать сети и коммунальные сооружения, не пригодные для эксплуатации, и предполагалось, что те предприятия, за которыми они числились, должны выделять определенную компенсацию на их восстановление. А сегодня собственники, даже вполне финансово состоятельные, просто отказались содержать сети. «Хромает» и документальная сторона дела: невозможно точно разделить, сколько же конкретно километров тех или иных инженерных коммуникаций передается на баланс специализированным организациям. Не говоря уже об оценке их реального состояния.
Но порядок в коммунальном городском хозяйстве все-таки наводится. Есть программа развития, принятая городской Думой, которая предполагает замену обветшавших сетей за счет платы за подключение. Получая технические условия, застройщики вносят определенную плату за подключение, и деньги, поступившие на специальный счет, используются на восстановление, реконструкцию, строительство сетей. Основной объем прежде бесхозных сетей уже передан в муниципальную собственность. В прошлом году «Томский энергокомплекс» заключил с администрацией Томска договор о ремонте и подготовке подобных сетей. Поэтому специалисты предприятия и по сей день в аварийном порядке выезжают на порывы, которые случаются на этих магистралях. Ведь известно, где тонко, там и рвется, в буквальном смысле. Потому что так называемый «бесхоз» - это в основном самостийно проложенные тонкостенные трубопроводы мелкого диаметра, которые больше подвержены коррозии. Тем более что, как правило, в частном секторе застройщики экономили на защите от нее. По сути дела, периодически специалисты «Томского энергокомплекса» проводят капитальный ремонт отдельных участков. Благо, с приобретением современного оборудования - установок для горизонтального бурения, «Томский энергокомплекс» серьезно увеличил скорость работ по замене водоводов: уже сегодня ежемесячно удается перекладывать по три-четыре километра трубопроводов. В лучшие для «Томскводоканала» годы этот показатель составлял не больше полутора-двух километров в год.
На смену металлическим трубопроводам приходит пластик. Казалось бы, современный, новый материал поможет решить проблему износа коммуникаций. Но оказалось, что при аномально низкой температуре он становится хрупким. И отогревать такие трубопроводы нужно по специальной технологии, с помощью дорогостоящих паропреобразующих установок (ППУ) заводского исполнения. Они позволяют соблюдать определенный режим подогрева водопровода, с их помощью можно прогревать грунт внутри и вокруг колодца в радиусе 1,5-2 метра. Но пока у «Томского энергокомплекса» нет возможности приобрести подобную технику - приходится заимствовать у коллег-коммунальщиков.

Мороз шутить не любит
…Уже больше двух месяцев на дворе стоят серьезные морозы. И больше всего от них страдают водоразборные колонки открытого типа. Глубина промерзания грунта, особенно на открытых местах, рядом с проезжей частью - до двух метров. И температура в колодцах минус 10-12 градусов. Естественно, механизм колонок выходит из строя. А при отогреве, случается, лопается еще и чугунный корпус. И приходится специалистам «Томского энергокомплекса» искать или самим изготавливать запасные части. К сожалению, такой ремонт не отличается долговечностью, и в период максимально низких температур его хватает на два-три дня.
- Судите сами, - поясняет заместитель начальника по эксплуатации и текущему ремонту цеха сетей водопровода МУП «Томский энергокомплекс» Александр Говердовский, - из 278 колонок ежедневно приходят в негодность 19-20. Удается за смену отогреть 14-15. Люди трудятся, как говорится, до самого упора, до 21 часа, пока окончательно не стемнеет. В ночь мы заполняем колодцы, которые промерзли, просто холодной водой, для того, чтобы получить хотя бы плюсовую температуру. Юрий Андреевич все правильно сказал: была бы хорошая ППУ, можно было бы колодцы реанимировать, или, не побоюсь такого сравнения, просто спасти. Возможно, городская власть поможет нам приобрести эту столь актуальную для суровых сибирских условий установку. Не стоит забывать, что нам приходится обслуживать еще и 1300 пожарных гидрантов.
Занимается содержанием, обслуживанием и ремонтом всего этого хлопотного хозяйства отдельная служба, в которой 11 человек. Конечно, в критические моменты людей не хватает. Вот буквально в прошлую пятницу на ремонт колонок и колодцев были вынуждены задействовать дополнительно еще три бригады специалистов.

Человеческий фактор
Но серьезно мешает стабильной работе колонок не только мороз, но и человеческий фактор. По идее, за каждой колонкой закреплен определенный список потребителей (абонентов). Однако остается еще немало охотников, которые используют мощности открытого водоразбора в промышленных масштабах. Рядовой томич, набрав ведро воды, оставляет ствол колонки сухим. А вот если какой-то ловкач наполняет даже небольшую цистерну, то корпус колонки остается заполненным водой, и, естественно, при 25-30 градусах ниже нуля механизм замерзает. А дальше даже самый аккуратный потребитель начинает «реанимировать» его подручными средствами, что тоже чревато, в том числе и механическими повреждениями.
- Ухитряются, подключившись к колонке, - возмущается Александр Геннадьевич, - даже мыть бетономешалки. Разумеется, вся грязь выплескивается тут же и замерзает. Слава богу, она не попадает внутрь колодца. Да что зима, вот на улице 79-й Гвардейской дивизии, 25, есть точка, где разворачиваются маршрутные автобусы. И каждое лето, вплоть до глубокой осени, водители моют свои автобусы, используя воду из колонки. Доходит до того, что рядовым томичам невозможно набрать воды для бытовых нужд. И пока ничего с этим нельзя поделать. Хотя пора бы уже и власть употребить, чтобы к таким «горе-потребителям» можно было применить хоть какие-то меры воздействия.
Стоит еще раз напомнить всем томичам: еще немного и питьевая вода станет по своей ценности в один ряд с нефтью, газом и прочими полезными ископаемыми. Поэтому беречь ее, экономить, не позволять непростительного расточительства должен каждый. Как каждый должен с уважением относиться к труду специалистов, которые, несмотря на лютую стужу, делают все возможное, чтобы обеспечить бесперебойное водоснабжение горожан.
Александр БЕРЕЖКОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б