Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 01 2017Красное Знамя

Действовать, а не выжидать

Эту статью пишу под впечатлением разговора с депутатом Думы г. Томска Махиром Рустамовичем Рустамовым. Он считает, что именно Томск развивается как научный и образовательный центр. Университеты, научные центры играют в этом процессе очень важную роль, но вместе с ними развивается и город. Так почему ученые приходят (если приходят) в мэрию, Думу только в момент, когда возникает необходимость выделить земельный участок, подвести коммуникации или по какому-то схожему поводу? Почему не работаем вместе с самого начала, определяя перспективы развития Томска как научного и образовательного центра?

Излагаю точку зрения М. Рустамова не дословно, а так, как я его понял. И думаю, что вопрос поставлен совершенно правильно. Перспективы развития томского научно-образовательного комплекса напрямую зависят от того, каким будет Томск через три, пять, десять лет, какую роль играет город, создавая благоприятные условия для развития науки, для совершенствования образовательного процесса, для становления и развития международных научных и образовательных связей.
Вскоре после вступления в должность губернатор С.А. Жвачкин заявил, что Томск может и должен стать международным образовательным центром. Он таковым постепенно и становится – международным научным и образовательным центром. Это объективный процесс, следствие интернационализации науки и высшего образования. И в этих условиях возрастает роль мэрии, городской Думы в создании в соответствии с международными стандартами, международной практикой благоприятных для научного и образовательного сотрудничества условий.
В различных странах мира есть города, которые специализируются на проведении научных международных конференций. В них построены конгресс-холлы. Чтобы провести там конференцию, надо задолго подать заявку и заплатить немалую сумму. Понимаю, что в ближайшем будущем Томск рассчитывать на строительство конгресс-холла не может, но соответствующие международным стандартам помещения для проведения научных конференций, семинаров, летних и зимних научных школ, имеющих соответствующее оборудование, позволяющее результативно проводить научные встречи, обеспечивающие связь с внешним миром, в городе должны быть. Они, конечно, и есть, но в недостаточном количестве. А ведь научные и образовательные контакты растут.
Томску нужна ориентированная на размещение ученых, связанных с наукой предпринимателей сеть гостиниц. И здесь есть свои стандарты, соответствующее оборудование, позволяющее вести переговоры, держать постоянную связь с внешним миром.
В принципе, Томск уже сейчас должен иметь достаточное число людей, знающих английский язык. А как обстоит дело с другими языками, особенно восточными? И особенно когда речь идет о профессионалах-переводчиках, гидах.
Вот некоторые цифры: в мире на китайском языке говорят 1,3 млрд. человек, на испанском – 427 млн., на английском – 339 млн., на арабском – 267 млн., на хинди – 260 млн., на португальском – 202 млн., на бенгальском – 189 млн., на русском – 177 млн. человек.
Я несколько лет пытаюсь убедить руководство университета (и не только университета) в необходимости изучать хинди и арабский язык на профессиональной основе. Не получилось: на любительской основе (это несколько человек в течение сравнительно небольшого времени) обучение арабскому языку ведется. О хинди никто слышать не хочет. А ведь это государственный язык Индии!
Рано или поздно (лучше уже сейчас) городу придется подумать о том, чтобы работающие в сфере услуг (банки, медицина, торговля, общественное питание) обладали бы минимумом навыков в разговорном английском применительно к своей профессии. Это трудоемкий процесс. Как важна здесь организующая роль городской Думы, мэрии!
Одним из важных факторов становления Томска как центра международного научного и образовательного является его узнаваемость. Ведь наш город по международным стандартам небольшой. Чтобы быть замеченным, Томск должен стать частью международного информационного пространства. А это, в свою очередь, может стать результатом деятельности информационно-аналитических центров при университетах, частных консалтинговых фирм. Пока по этому пути мы делаем только первые шаги, отставая в этом деле даже от других сибирских городов.
Нельзя работать с внешним миром не зная, не изучая его. И внешний мир вряд ли будет стремиться сотрудничать с томским научно-образовательным комплексом, ничего не зная о нем.
Мы еще пока находимся на первом этапе становления международных связей, когда личная инициатива руководителя, его поездка за рубеж, могли дать ожидаемые результаты. Это происходит далеко не всегда. Сбор информации, ее анализ требует значительных усилий, времени. Это непременное условие результативности международных связей. Особенно это относится к связям со странами Востока.
События последних лет многократно доказывают, что мы добиваемся результатов тогда, когда владеем информацией, и наоборот. Особенно это относится к отношениям между деловыми кругами. К сожалению, эта проблема не решена и в отношениях между учеными. Нам предстоит преодолеть существующее сейчас поверхностное отношение к востоковедению и востоковедам в частности. Все признают необходимость востоковедного научного направления в Томске, но я не помню, что бы кто-то действительно попытался поддержать востоковедов в их работе.
И такая ситуация сохраняется во всех регионах Сибири. Отсюда и результаты, явно не те, которые мы хотели бы иметь.
Международный туризм – одно из важнейших направлений, способствующих превращению Томска в международный научный и образовательный центр. Я писал об этом неоднократно.
Должен признать, в Томске, области уделяется немалое внимание туризму. И результаты есть серьезные. В частности, речь идет о повороте к внутреннему туризму. В России, и в том числе в Сибири, есть немалое количество мест, которые вполне могут конкурировать с международно признанными, привлекающими туристов территориями.
Но когда речь идет о Томске, как о центре науки и образования, как тут не вспомнить о таких направлениях современного туризма, как деловой, научный, образовательный, медицинский туризм. Эти направления считаются в мире инновационными, они развиваются наиболее высокими темпами. Они напрямую связаны с научно-технологическим и инновационным развитием страны, с достижениями национальной системы образования.
К сожалению, не знаю, есть ли в Томске фирмы, занимающиеся этими видами туризма.
Развитие этих направлений туризма могло бы серьезно способствовать улучшению экономического положения региона, ведь речь идет о направлениях въездного туризма, о возможностях привлечения финансовых средств. Вспомним: до 2014 года на каждый рубль, который Россия получала от ввозного туризма, четыре рубля уходило за границу, Томск не был в этом плане исключением.
Вряд ли могу в одной статье охватить множество проблем, которые предстоит решать депутатам Думы Томска, сотрудникам мэрии, научным коллективам, университетам, деловым кругам, чтобы сделать наш город международным научным и образовательным центром. Прав М. Рустамов: эти проблемы необходимо обсуждать и решать вместе. Особую роль в становлении Томска, как международного научного и образовательного центра, должна сыграть молодежь, томское студенчество.
Становление Томска в качестве международного научно-образовательного центра потребует серьезной коррекции целей и содержания молодежной политики в областном центре. Томские университеты энергично проходят через процесс интернационализации. Об этом свидетельствуют их российские и международные рейтинги. Интернационализация высшей школы позволяет привлекать интеллектуальные ресурсы, осуществлять отбор наиболее талантливых молодых людей, формировать научные и технологические коллективы, распространять влияние томских научных школ, инновационного бизнеса в зарубежных странах. Всегда ли мы пользуемся этими возможностями?
В мире разрастается борьба за интеллектуальные ресурсы, не менее значимая (скорее – более), чем борьба за энергетические и сырьевые ресурсы. В этой борьбе мы пока в положении обороняющей стороны, утечка молодых мозгов из России за рубеж продолжается.
Что мы можем предпринять у себя в Томске в этих условиях? Как и что надо сделать, чтобы наиболее талантливые молодые люди оставались на Родине, укрепляя интеллектуальный потенциал Сибири?
Интернационализация высшего образования должна работать в нашу пользу. Но интернационализация молодежной (студенческой) массы может иметь и негативные последствия. Что происходит в молодежной среде, которая состоит из людей, принадлежащих к различным народам, традициям, культурам, конфессиям? Что их может объединить и, наоборот, разъединить? Какие проблемы могут возникнуть или уже возникли?
К сожалению, должен признать (это мое личное мнение) – мы даже собственную молодежь (в частности, томское студенчество) не знаем, что говорить о молодежи, приезжающей в Томск из других стран, особенно из стран Востока.
Анализируя перспективы развития Томска, как международного образовательного центра, было бы целесообразно учитывать опыт работы с иностранной молодежью в зарубежных странах.
За последние десятилетия фактически к минимуму свелось изучение проблем томской молодежи, процессов, происходящих в молодежной среде. Последние события (опрос, проведенный по инициативе Минобрнауки среди студенчества о качестве образования в российских вузах) свидетельствуют о серьезном потенциале недовольства среди студентов. Приходится признавать: молодежь не умеет формулировать собственные интересы, не умеет защищать их законными способами. Это при определенных условиях может привести к серьезным негативным последствиям.
Учитывая международный опыт работы с иностранными студентами (его изучать мы только начали), целесообразно юридически закрепить право студентов на качественное высшее и профессиональное образование. Это главное, что определяет выбор абитуриентом университета и страны, в которой он находится. Разработать программу строительства общежитий, в том числе для молодых семей. Как свидетельствует мировая практика, практически половина иногородних (иностранных) студентов предпочитает жить в частном секторе, а не в университетских общежитиях. Целесообразно продумать программу создания пансионатов, частных, ориентированных на молодежь, гостиниц, доходных домов. Законодательно (решение Законодательной Думы области) определить права и обязанности владельцев жилья, права и обязанности проживающих. Значительное число студентов, в том числе иностранных, вынуждены работать. Это отдельная программа, требующая правового оформления, административного воздействия.
Это только отдельные предложения, которые могут являться предметом дискуссии при обсуждении общего проекта, если таковой состоится. В любом случае процесс интернационализации высших учебных заведений, его воздействия на томское студенчество требует особого внимания ученых. Мэрия и городская Дума могут стать в этом отношении своего рода заказчиками.
Поднятый депутатом городской Думы М. Рустамовым вопрос о взаимоотношениях научного сообщества и города, конечно, более обширен и содержателен, чем то, о чем я пишу в своей статье. Надеюсь, что статья станет поводом к дискуссии о перспективах развития Томска.
Савелий ВОЛЬФСОН,
доцент ТГУ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б