Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 01 2017Красное знамя

Скрипка Виктора Королева

Его скрипка звучала в престижных концертных залах Томска, Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), Тбилиси и на сценах сельских Домов культуры области, за пределами России – в Великобритании, Италии, Франции, Германии и на палубе томских теплоходов, в ресторанах и на концертах симфонической и джазовой музыки. «Он был самый одаренный музыкант в Томске – и классический, и эстрадный, и джазовый», - говорят о нем его коллеги-музыканты. Они отмечают как его музыкальную одаренность, так и человеческий талант быть чутким, внимательным, говорят о его потрясающем чувстве юмора и такой же потрясающей скромности. На вечере памяти в Органном зале, 15 января, музыканты Томска будут вести заочный диалог со своим коллегой с помощью музыки.

Гармонии старого двора
К скрипке он относился как к близкому другу, даже нежнее - как к члену семьи. В чем-то она была его продолжением, его альтер эго. Ее подарил ему отец, когда он только начинал учиться. Инструмент был с биографией, и Виктор Королев старался не испортить эту биографию.
А началось все со старого музыканта, который играл во дворе, чтобы заработать себе на пропитание. «Старик «не давил на слезу», популярные мелодии исполнял профессионально, с достоинством», - вспоминал Виктор Сергеевич свое первое знакомство со скрипкой. После этого младший сын сказал отцу: «Хочу скрипку». Хотя в доме уже стояло фортепиано, купленное родителями для двух других сыновей, Александра и Виктора, постоянно звучали баян, балалайка, гитара. Ведь он родился в семье композитора и дирижера оркестра Томского драматического театра, заслуженного работника культуры РФ Сергея Александровича Королева. В зрелые годы Сергей Александрович часто говорил: «Самое большое мое художественное достижение - это сын Виктор».
Абсолютный музыкальный слух у сына обнаружили родители, когда ребенку не было и трех лет, но в музыкальную школу отвели, как положено, в семь. Первым учителем стал великолепный скрипач Томского симфонического оркестра, концертмейстер оркестра, музыкант с консерваторским образованием, работавший в филармонии с первых дней ее основания, - Юзеф Францевич Ротт. У него Виктор учился в музыкальной школе № 1 и в Томском музыкальном училище, которое окончил с отличием. Решение стать профессиональным музыкантом было принято еще в музыкальной школе благодаря первому учителю.
Умение играть в ансамбле и специфику оркестровой игры Королев постигал в театральном оркестре, которым дирижировал отец, где играли музыканты симфонического оркестра. Перед поступлением в Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных брал уроки у профессора Новосибирской консерватории Валерия Лернера.
Именно Лернер рекомендовал этот московский вуз. Поступил с первого раза, выдержав огромный конкурс. Лучший ученик Давида Ойстраха - Анатолий Киселев - стал учителем Виктора Королева. «Он уделял мне очень много времени и внимания, - рассказывал потом Виктор Сергеевич. - На третьем курсе мы готовили «Чакону» Баха, последние четыре дня перед экзаменом он занимался со мной по пять-шесть часов. Накануне экзамена запер меня в аудитории со скрипкой и выпустил только спустя шесть часов». Но диплом с отличием об окончании вуза Виктор Королев получил только в 1994 году, потому что в свое время был отчислен с пятого курса из-за не сданного экзамена по научному коммунизму (забыл прийти на экзамен).

Человек оркестра
«Настоящим профи становишься только в оркестре. Знаете, какое счастье играть рядом с теми, кто тебя учил!» - не раз говорил Виктор Королев. В Томском симфоническом оркестре он работал с 1970 по 1999 годы, занимая должность помощника концертмейстера оркестра. В начале 90-х несколько сезонов был концертмейстером оркестра.
- С Виктором Королевым мы встретились в Томске на репетиции симфонического оркестра, - рассказывает артистка оркестра Ольга Ивановна Пивоварова. - Шел сезон 1975-76-го годов. Тогда много молодежи приехало по распределению в Томский оркестр из разных консерваторий. Я – из Уральской (Свердловск), другие - из Владивостока, Москвы. Мое внимание привлек молодой, остроумный, виртуозный скрипач, вернувшийся домой, в Томск, из Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Молодежь сидела в конце группы первых скрипок за колоннами в Малом зале (сейчас Органный). Мы с удовольствием музицировали и восторгались свободной и вместе с тем очень точной игрой Виктора. Он великолепно читал с листа, покорял своим прекрасным чувством юмора. Часто мы с ним сидели за одним пультом. Играть с ним было одно удовольствие.
За свою творческую жизнь Виктор Королев служил и в симфонических, и в эстрадных, и в джазовых коллективах. Будучи студентом второго курса Гнесинки, работал в Московском театре оперетты. Несколько месяцев играл в эстрадно-симфонических оркестрах Всесоюзного радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева и Бориса Карамышева. В его жизни были оркестры Максима Шостаковича, Анатолия Кролла. Работал с такими выдающимися дирижерами, как Вероника Дударова, Владимир Понькин, Алексей Гуляницкий, Павел Ядых.
Но счастливым для себя периодом работы в Томском симфоническом оркестре Королев считал «золотой век» Илмара Лапиньша. В этот период оркестр аккомпанировал Белле Давидович, Владимиру Крайневу, играл вместе с Натальей Гутман (виолончель), Игорем Безродным (скрипка), Леонидом Коганом (скрипка). Когда Лапиньш вновь встал за дирижерский пульт Томского симфонического оркестра в 2000 году, то концертмейстером этого единственного концерта бывший главный попросил стать Виктора Королева.
В конце 70-х на рубеже 80-х в Томской филармонии был создан Камерный оркестр, руководил им в ту пору главный дирижер «симфонии» Борис Викторович Бабенко. В Камерном оркестре играли молодые музыканты. Виктор Королев часто играл соло с Камерным оркестром. В эти же годы Королев вступает в сообщество четверых – становится постоянным участником струнного квартета, который мог давать концерты где-нибудь на севере, – играть в вахтовых поселках на совершенно не приспособленных для концертов площадках, или в уютном зале Дома ученых, где собирался цвет томской науки.
- Виктор был доброжелательным, талантливым человеком. Яркий скрипач, обладающий великолепным музыкальным слухом и памятью, артистичными способностями. Таким его знали и помнят поклонники. О том, что Виктор был автором и главным исполнителем незабываемых новогодних «капустников», которые радовали музыкантов с 1970-х до середины 90-х годов, помнят ветераны оркестра, - вспоминает Ольга Пивоварова.
В эти же годы филармония участвовала в фестивале «Северное сияние», когда симфонический оркестр на теплоходах отправлялся по Томи, Оби и малым рекам области в самые отдаленные уголки региона. Доплывали до Ханты-Мансийска.
В составе Томского симфонического оркестра Виктор Королев выезжал на гастроли в Москву, Ленинград (Санкт-Петербург), Польшу, Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Лихтенштейн. После гастролей в Великобританию в 1999 году Виктор Сергеевич ушел из оркестра и все творческие замыслы стал воплощать вместе с джаз-оркестром «ТГУ-62», с которым сотрудничал с 1977 года. В джаз-оркестре писал не только аранжировки, работал с музыкантами, готовил программы, но и стал осваивать новый инструмент - контрабас.

Помните,
каким он парнем был…
В 1996 году Виктору Сергеевичу Королеву было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации». В этом же году состоялся его сольный концерт, на котором вместе с Сергеем Зеленкиным исполнил Концерт для двух скрипок с оркестром И.-С. Баха. Этого композитора считал своим любимым. К числу любимых относил Паганини, Брамса, Чайковского, Мусорского, Шостаковича. Среди скрипачей выделял Давида Ойстраха, Павла Когана, Сергея Третьякова, Иегуди Менухина.
В 2001 году В.С. Королев стал первым лауреатом премии «Человек года». С любовью к музыке могла спорить только любовь Королева к футболу. Играл с детства, в студенчестве тренировался на стадионе около ВДНХ, вместе с олимпийскими чемпионами, они его звали - Музыкант.
Правилом своей жизни считал слова, сказанные ему его первым наставником: «Музыка не терпит снисхождения, не может быть посредственной игры. В музыке нет предела совершенству».
- Мы Виктора Сергеевича вспоминаем и сейчас. Воспоминания очень светлые, помним и его вдохновенную игру, и его голос мягкий, выразительный. Он любил свою семью, родителей, мог поднять настроение в трудную минуту, мог «разрядить» обстановку в различных оркестровых ситуациях, помогал советом и очень любил жизнь! – говорит Ольга Пивоварова.
20 февраля Виктору Сергеевичу Королеву исполнилось бы 65 лет. Накануне юбилея филармония проводит благотворительный концерт памяти замечательного мастера. В программе будут звучать любимые произведения скрипача. А с экрана прозвучит его скрипка…
Все собранные средства пойдут на памятник артисту.
Татьяна ВЕСНИНА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б