Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

17 02 2010Красное знамя

Созерцание божественных истин

Строить будущее возможно, лишь опираясь на прошлое, зная и сохраняя свои исторические корни и традиции. Выставка ярославской иконы служит наглядным тому подтверждением. В экспозиции представлено около 60 старинных икон, выполненных ярославскими мастерами в XVII-XVIII веках.

 

Уникальность этой выставки, состоявшейся благодаря совместным усилиям сотрудников Ярославского и Томского художественных музеев и спонсоров, в том, что она носит одновременно духовный и светский характер. Ведь эти «намоленные», старинные иконы, не один век украшавшие храмы Ярославля, являются в то же время величайшими образцами русской национальной культуры. Они одинаково ценимы и почитаемы и людьми верующими, и теми, кто воспринимает их лишь как уникальные произведения древнерусской живописи.
Эти иконы прибыли с земли, которая издревле считалась духовным центром России. Здесь жили великие православные подвижники, такие как преподобный Сергий Радонежский, родившийся неподалеку от Ростова Великого. Здесь трудились великие иконописцы, создавшие уникальную ярославскую иконописную школу, за которой стоит особая православная традиция.
Ярославская школа иконописи начала формироваться еще в XIII веке. Этому способствовало повсеместное строительство храмов в городе, которые необходимо было расписывать. Иконы того времени свидетельствовали о большом художественном таланте и мастерстве их создателей, о глубоких знаниях традиций искусства Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества. Один из ярчайших примеров древней ярославской иконы - «Богоматерь Оранта» («Знамение») с великолепными полуфигурами ангелов в боковых медальонах широко известна по собранию Третьяковской галереи.
На вторую половину XVII века приходится очередная волна строительства храмов в Ярославле. В это же время отмечается небывалый расцвет искусства. Город богател, строился, и могущественные купеческие династии выступали основными заказчиками каменных соборов. В их облике они стремились запечатлеть свою растущую социальную и экономическую мощь, свое сближение с царским двором и феодальной знатью. Выходцы из посадской среды, они тяготели к подлинно народному искусству.
С 1680-х годов невиданное ранее развитие получила монументальная живопись. Из года в год трудились в Ярославле артели местных художников, сначала вместе с костромскими, а затем и самостоятельно. В сравнительно короткие сроки покрывали многоцветными коврами росписей огромные плоскости стен и сводов в интерьерах центральных храмов, приделов, галерей, крылец. За последние два десятилетия XVII века и первые три десятилетия XVIII они расписали около пятидесяти церквей. Композиции на религиозные сюжеты насыщали бытовыми подробностями. Из современных им европейских гравюр и новых русских книг мастера черпали сюжеты, дополняя их иногда даже светскими текстами. Значительную роль начинали играть разнообразные пейзажи, повышающие эмоциональное звучание то драматических, то лирических сцен.
Тот же процесс обмирщения сюжетов постепенно происходил и в иконописи. Во второй половине XVII века мастера продолжали писать иконы на темы «жития святых», в которых развивались традиции, уже ранее заложенные в таких местных произведениях, как «Ярославские князья Федор, Давид и Константин» (XVI век). Но между тем увеличивалось количество клейм жития, создавались иконы, где события изображались вокруг центральной фигуры. Все измельченнее становились композиции, множились подробности, все больше места занимали архитектурные детали и орнамент. Все большее внимание художники уделяли событиям местной истории.
В последние десятилетия XVII века местные иконописцы много работали в Москве, Троице-Сергиевой лавре, Вологде. Как самые дорогие подарки увозили иконы ярославских мастеров в Грузию, Антиохию, на Афон. В самом Ярославле художественная жизнь была очень многогранной. Здесь трудились художники, создававшие живописные произведения в широкой, свободной манере, подобные иконам «Илья Пророк», «Иоанн Предтеча». Одновременно здесь работал и такой виртуозный миниатюрист, как Семен Спиридонов Холмогорец, придававший своей ювелирной живописи поистине драгоценное сияние. Выработанные в конце XVII века народные художественные традиции иконописцев и мастеров прикладного искусства были продолжены и развиты художниками последующих поколений. Они послужили почвой, на которой сформировалось затем светское искусство XVIII века.
Открытие этой выставки - безусловно, большое событие для нашего города. По словам директора областного художественного музея Дениса Загоскина, оно является продолжением очень важной тенденции - сотрудничества музея с Томской епархией. За довольно короткое время это уже третий совместный проект после выставки иконы «Троицы» из Богоявленского собора в рамках Второго музейного форума и Рождественской выставки, состоявшейся в начале января.
Это наглядный пример сотрудничества государства и церкви - власти светской и власти духовной. А музей - это то место, где огромное количество людей, независимо от вероисповедания, могут прикоснуться к бесценным духовным и культурным памятникам, ставшим достоянием всего человечества.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ.


Выставка ярославской иконы продлится до 30 марта.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б