Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

16 02 2010Красное знамя

Вперед, к инновациям!

11 февраля  стало для Томска еще одним статусным событием: здесь прошло заседание государственной  комиссии при президенте России по модернизации  и технологическому развитию экономики нашей страны. На этот раз за «столом переговоров» главы ведущих государственных ведомств обсуждали инновационную экономическую модель с руководителями крупнейших частных компаний. Речь шла о необходимости  их участия в модернизации отечественного промышленного потенциала, в его серьезном технологическом обновлении. Поэтому совсем не случайно дискуссионной площадкой стал Томский политехнический университет, который ориентирован сегодня на подготовку специалистов в области инновационных, прорывных технологий, на разработку новейших научных идей.

 

Спрос на передовое
Как сказал в своем вступительном слове Дмитрий Анатольевич, Россия должна сократить унизительную зависимость от сырьевого экспорта и, что еще более важно, прекратить выжимать последние капли из научно-промышленного потенциала советского периода. Потому что это кардинальным образом не поможет развитию экономики, всех промышленных отраслей. Необходимо также преодолеть патернализм и иждивенческие настроения в стране. Все это требует увеличения спроса на новые технологические разработки, кратного повышения инновационной составляющей в инвестиционных программах предприятий.
- Одновременно, - подчеркнул Медведев, -  это предполагает переосмысление самого понятия «социальная ответственность» бизнеса. Пора перестать сводить его к  благотворительности, к стабильному отчислению налогов и выплате заработной платы. Должна быть практическая нацеленность на инновационный путь развития и крупных частных компаний. Обязанность компаний, которые создавались в нашей стране последние годы, внести свой серьезный вклад в формирование современной модели российской экономики и ее роста. Тем более что все представленные здесь частные корпорации и холдинги когда-то получили определяющую государственную поддержку на различных этапах своего развития. В частности, при распределении ресурсов в 90-е годы и в кризисный период, когда частному бизнесу выделялись государственные гарантии, налоговые отсрочки, когда реализовывались совместные социальные программы, были увеличены объемы государственных закупок. Все это помогло и госструктурам, и частникам не утратить «признаки» конкурентоспособности.
Поэтому сегодняшняя  сложная тема заседания комиссии должна обсуждаться в таком государственно-олигархическом составе именно в этом российском регионе, в Томской области. 
Сегодня нужно формировать принципиально новое качество инновационной среды. При этом нельзя забывать, что инновационный спрос в директивном порядке создать невозможно. Необходимо создать для него условия.
- И в рамках комиссии такие решения уже принимались, - добавляет Дмитрий Медведев.  -  Мы должны понять,  как нам запустить инновационные механизмы в работе именно частного бизнеса. И я рассчитываю, что в течение ближайших двух месяцев частные компании определятся  с прорывными проектами по созданию профильных бизнес-технологий. И они должны быть направлены на создание принципиально нового продукта в рамках самых существенных технологических направлений. А исследования по этой тематике должны проводить РОССИЙСКИЕ научные организации. При этом нужно помнить, что Россия серьезно отстала, чтобы наверстать упущенное время и возможности, нужно привлекать в том числе и зарубежных партнеров для работы в существующих исследовательских центрах и лабораториях и не стесняться это делать. Говоря о задачах инновационного обновления экономики, надеюсь, что мы достигнем взаимопонимания и сможем сформулировать план конкретных мер и основ политики на долгосрочную перспективу.
В этой работе должны участвовать и вузы, такие как Томский политехнический, на базе которого проходит наша встреча. А также действующие в стране институты развития. Необходимо совершенствовать систему патентов и венчурного капитала, которых у нас пока в стране просто нет. Очень важно, чтобы своевременно заработал механизм государственного софинансирования, который пока, применительно к инновациям, работает с большим скрипом. И нужно вводить особые налоговые режимы.

Пока хвастаться нечем
Вслед за президентом взял слово руководитель госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс. Приведенную  им статистику никак нельзя назвать утешительной. Пока бизнес-расходы в нашей стране на научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) вдвое ниже, чем расходы государства на него.  А уж  от развитых стран мы  отстаем очень серьезно. Например, даже в Корее, у которой  ВВП  вдвое ниже, чем в России, объем затрат бизнеса на НИОКР все равно превышает этот показатель в нашей стране. И производительность труда  у нас составляет примерно 29,5 процента от этого показателя в США.
- Кстати говоря, заклятая цифра, - дал свою оценку Анатолий Борисович.
- Почему? - тут же среагировал президент.
- Да потому что и в 1990 году этот показатель  в СССР тоже не превышал этот рубеж.
В России много крупных компаний в самых различных секторах экономики, но они, по большей части, печально выглядят (разве что кроме предприятий нефтяной отрасли)  на фоне мировых корпораций. Не лучше обстоят дела, если сравнивать количество российских инновационных предприятий и долю их продукции с аналогичными показателями в наиболее развитых странах мира. Иначе говоря, мы отстаем и в модернизации, и в инновациях. Стоит вернуться к тем же  нефтяникам. Сравнительный анализ эффективности работы частных и государственных компаний говорит о том, что государственные корпорации проигрывают частным и в затратах на добычу нефти, и в росте суточной добычи, и в  суточной реализации топлива через АЗС. Но весьма солидно превосходят частный бизнес по административно-управленческим затратам.
Еще одна показательная информация от Чубайса: крупный бизнес  в России «вертится» вокруг отраслей, которые не являются инновационными для мировой экономики.
По мнению Чубайса, предполагаемый в российской экономике переход к инновационному пути развития должен следовать развитию  пяти приоритетных направлений. В частности, проекты должны основываться на инновационных технологиях мирового масштаба. А интеллектуальные права на технологии должны принадлежать отечественному бизнесу. Как отметил в своем вступительном слове и президент: технологии должны разрабатываться российскими учеными и специалистами инновационных предприятий, но при этом  нужно привлекать и зарубежных партнеров. Важна и масштабность самих проектов: они должны обеспечивать выручку, скажем, к 2015 году не менее чем 15 миллиардов рублей.
 Разумеется, к каждому из проектов нужно применять индивидуальные критерии отбора. И они должны зависеть от степени требуемого софинансирования, экспортного потенциала, количества создаваемых рабочих мест и создаваемого инновационного спроса. Интересно, что Чубайс тут же предложил возможный график отбора комиссией перспективных проектов. 

Государство поможет
Понятно, что без государственной поддержки даже крупный частный бизнес при переходе на инновационные рельсы обойтись не сможет. Об этом рассказал на заседании комиссии  вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.  Идей в стране предостаточно, но в любом случае такого рода научные исследования и разработки должны пользоваться особым, благоприятным  режимом  со стороны государства. Но что же будет вложено в понятие «особый режим»? Бизнесу  нужны реальные и действительно эффективные стимулы для поддержки инноваций.        
 Конечно, в первую очередь это предполагает изменение налоговой политики. Если более конкретно, то необходимо устранить уже имеющиеся барьеры  для модернизации и развития инновационной деятельности. И, разумеется, не создавать новые. Что имеется в виду? Да самое простое: государство не должно по привычке наращивать налоговое бремя для инновационных предприятий, для предприятий, которые занимаются научными разработками внутри вузов. И  сама процедура налогообложения должна быть предельно упрощена.
- Вот только одно из наиболее принципиальных предложений, -  сказал Алексей Леонидович. – Необходимо, например, компенсировать  из федерального бюджета (допустим, до 2020 года) затраты  на повышение страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование  экспортеров  информационных технологий, резидентов  технико-внедренческих зон, малых инновационных компаний при вузах.   
Еще, по мнению Кудрина, для поддержки инновационной деятельности необходимо завершить реформу системы начисления налоговой амортизации, законодательно закрепить понятие об инвестиционном партнерстве с учетом отдельного, льготного налогообложения. Следует также повысить эффективность системы налогового учета расходов на НИОКР.
А вот уже совсем  радикальные предложения, которые вряд ли можно было ожидать от министра финансов. Кудрин  предлагает  освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование на три года с начала его эксплуатации. И,  что очень важно, передать региональной власти полномочия по предоставлению инвестиционного налогового кредита инновационным организациям в уведомительном порядке. Разумеется, нуждается в упрощении налогообложение некоммерческих организаций, которые работают в сфере  науки, образования и здравоохранения. Вплоть до установления нулевой ставки налога на прибыль на основную деятельность.     
- Меры господдержки, - подчеркнул президент, - могут быть различными. Но крайне важно, чтобы они индивидуально касались конкретных проектов. И не должны быть размазаны тонким слоем дополнительных льгот по всему «периметру». Такой подход годен лишь для традиционного  бюрократического отчета: мол, меры приняты.
На втором этапе все инновационные проекты, нуждающиеся в государственной поддержке, должны пройти экспертизу. Это должна быть оперативная и по минимуму бюрократизированная процедура. И к концу мая на обсуждение комиссии по модернизации должны быть представлены уже готовые и согласованные проекты инновационного развития. Для чего? Да для того, по словам президента, чтобы встреча в Томске не осталась пустой говорильней о пользе инвестиций и не закончилась традиционной, ничего не значащей бумажной перепиской  между частными компаниями, правительством и администрацией президента.
А. БОРИСОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б