Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

12 02 2010Красное знамя

Кто будет учить...

О престиже учительского труда в последние годы говорят немало. Оно и понятно: если нынешний расклад к лучшему не изменится, проблемы в системе образования будут нарастать, как снежный ком. Начнем с того, что средний возраст учителя в России - 49-50 лет.

 

Ничего плохого в том, что детей учат опытные педагоги с солидным стажем, казалось бы, нет. Но любому организму для гармоничного, здорового развития нужна «свежая кровь». Чтобы зрелое поколение педагогов передавало свой бесценный опыт молодым и черпало, в свою очередь, у них тягу к новым образовательным технологиям и юный задор. Но на работу по специальности сегодня приходит едва ли треть выпускников педагогических вузов, а по некоторым данным и того меньше - около 10%. При таком раскладе детей нынешних подростков будут учить по видеоурокам, как в малобюджетных фитнес-клубах сейчас обходятся без инструктора, «зажигая» клиентов с телеэкрана.
- Гуманитарный склад ума - так про меня школьные педагоги говорили, - говорит молодой специалист, учитель истории и обществознания школы № 44 Елена Степанова. - Из всех предметов больше всего любила историю, в день школьного самоуправления с удовольствием стояла у доски вместо учителя. Это было здорово!
Посоветоваться насчет выбора будущей профессии у Елены было с кем. Бабушка, Мария Петровна, учитель начальных классов. Тети Валентина Ромашова, Нина Волкова, Ольга Степанова - тоже учительницы, у Нины Борисовны педагогический стаж насчитывает 40 лет! Само собой, что в то время, когда знакомые удивлялись выбору Елены: «Зачем? Какие сейчас дети?! Какая зарплата?!», родственники гордились тем, что учительская династия в их семье будет продолжена в третьем поколении.
Елена Степанова, можно сказать, идеальный молодой «кадр». В ТГПУ поступала осознанно. Процесс освоения профессиональных знаний и навыков девушку только раззадорил: интересная тема для курсовых и диплома, участие в научно-методических студенческих конференциях и олимпиадах, победа в I конкурсе профессионального педагогического мастерства и творчества студентов. В общем, сплошные подтверждения правильности выбора профессии. В итоге красный диплом и приглашение в аспирантуру. И даже педагогическая практика энтузиазма не убавила, несмотря на то, что подопечными Лены на время стали одиннадцатиклассники.
- Моим наставником была замечательный педагог школы № 40 Ольга Алексеевна Маршанских, она немало победителей школьных олимпиад вырастила, - рассказывает Елена. - После такой практики преподавать в старших классах было совсем не страшно.
Тем не менее директор школы № 44, куда пришла устраиваться на работу выпускница 2008 года, немного удивилась желанию девушки работать в старших классах: «Не боитесь? Вы так молодо выглядите, да и сразу после университета в такую «серьезную» аудиторию…» Что ж, Елена в последующие полтора года показала, что именно такая аудитория ей нравится. «С 15-17-летними можно разнообразные интерактивные методы обучения использовать, например, дискуссия, работа в группах. Да и ответственности накануне сдачи ЕГЭ у ребят побольше. Ведь с каждым годом экзамены по истории, обществознанию для поступления в вуз выбирают все больше выпускников средней школы».
- Что, и зарплатой довольны? - задаю вопрос.
- Можно сказать, что да, - с улыбкой ответила моя собеседница. - Все удивляются, когда я так отвечаю. Наша школа работает по новой системе оплаты труда (НСОТ), у меня до 14 тысяч в месяц выходит, а иногда и больше - все-таки неплохо для начинающего специалиста. Одногруппники, которые работали по единой тарифной сетке, получали в разы меньше, 6-8 тысяч.
Елене, судя по ее словам, повезло с выбором трудового коллектива. Работает, используя интерактивную доску и компьютерные технологии. «Дедовщины» нет. «Да, я слышала от однокурсников, попавших в разные школы нашего города и других регионов, что в учительских коллективах есть неприятие молодых, борьба за часы, от количества которых зависит размер зарплаты, - говорит Елена. - Меня все - и директор, и завуч, и коллеги - встретили хорошо. Нагрузка приличная досталась, вела уроки и в первую, и во вторую смены, меня информировали о любой возможности поучаствовать в конкурсах, помогали к ним готовиться. Да еще сразу доверили классное руководство в 9-м классе. В общем, полную атмосферу погружения в профессию обеспечили, так что, когда наступило время отпуска, я, честно говоря, с облегчением дух перевела». Получается, что Елена - хорошее исключение из сложившейся ситуации, когда далеко не все выпускники педвузов, даже устроившиеся на работу в школу, остаются в ней спустя год-другой. «В прошлом году я была единственной в своей школе из тех, кому за двадцать, - уточняет Елена. - В этом учебном году еще три выпускницы пришли».
- На 15 апреля 2009 года в образовательных учреждениях было 185 вакансий по педагогическим специальностям, - раскрывает картину в целом по области главный специалист департамента общего образования  Марина Янко. - На 80% их закрыли молодые специалисты, выпускники ТГПУ и Томского педагогического колледжа. По некоторым вакансиям нагрузка составляет 4-5 часов, их закрывают работающие в школе учителя: молодые специалисты на такую нагрузку не пойдут. Каждый год в педагогическое сообщество вливаются молодые кадры. В 2007/2008 учебном году в школы прибыло 149 молодых специалистов, 99 из них закрепились на рабочих местах. В 2008/2009 году из 145 осталось 105 человек. В этом году школы пополнили 200 человек, сколько останется, подсчитаем к нынешнему Дню знаний.
Причины, по которым молодые учителя не удерживаются в школах нашей области или вообще туда не приходят, мало отличаются от общероссийских. «Мотивируют свои действия низкой заработной платой, некомфортными условиями труда, - конкретизирует Марина Николаевна. - Три предыдущих года в области действовала программа, по которой молодые специалисты могли получить субсидию в 300 тысяч на приобретение жилья с условием пятилетней отработки на месте закрепления. 168 человек воспользовались такой возможностью. Есть и другой фактор. Во время обучения в университетах Томска студенты привыкают к определенной социокультурной среде, жить в селах после этого труднее».
Марина Николаевна рассказала, что и от администрации района зависит эффективность «омоложения» педагогического состава. В Первомайском районе о пополнении заботятся загодя, вывозят будущих молодых специалистов в свои образовательные учреждения, знакомят с условиями. В Кожевниковском районе приезжим учителям предоставляется жилье, помощь при покупке дома. В большинстве муниципальных образований действуют местные целевые программы, по которым молодым специалистам выделяются средства на хозяйственные нужды: на покупку домашнего скота, необходимого инвентаря.
- Так что в тех районах, где к молодежи с вниманием относятся, вакансий в школах почти нет, - подытожила Марина Янко. - В Кедровый три года назад трех отправляли, все три специалиста с помощью субсидий квартирами обзавелись. В Асиновском районе  штаты школ практически укомплектованы. Да и низкие зарплаты с переходом школ на НСОТ уходят в прошлое: среднее вознаграждение молодого специалиста, проработавшего один год, составляет 8837 рублей (на севере эта сумма вырастает до 16 тысяч). Через два года зарплата уже 10 тысяч.
Так-то оно так, но 8-12 тысяч - много это или мало по нынешним меркам? По сравнению с 2003 годом, когда ставка молодого специалиста была ниже 4 тысяч, наверное, достаточно. А если сравнить с величиной прожиточного минимума, который в III квартале 2009 года составлял в Томской области 6074 рубля для трудоспособного населения? Тогда 9 тысяч «манной небесной» точно не покажутся. Ведь в этот минимум, как обычно, закладывается действительно минимум, на который ни в кинотеатр сходить, ни в кафе с друзьями посидеть, ни к морю в отпуск съездить. Причем одно дело получать 10 тысяч за непыльную работенку, другое - каждый день за эти деньги учить «доброму и вечному», справляться с валом документации, не забывать повышать свою квалификацию… Наверное, в таком раскладе радует то, что случайные люди в этой профессии особо не задерживаются.

- У нас с потока, а это примерно 70 человек, наверное, человек 20 пошли работать в образовательные учреждения, - подсчитывает Елена Степанова. - Думаю, часть студентов поступила в педагогический вуз без определенной цели. Получить диплом, а там хоть администратором клуба, хоть работником сферы услуг. Знаю, что из тех 20 некоторые уже разочаровались в выборе, ушли в другие отрасли - торговлю, правоохранительные органы. Лично я такой вариант даже не рассматриваю, не для того училась пять лет. Конечно, проработав полтора года в системе образования, я отчетливее поняла, что сегодня работа учителя - не самая благодарная, не самая высокооплачиваемая и не самая престижная. Но мне нравится, что она творческая, для тех, кто любит активный образ жизни, любит постоянно постигать новое.
- Проблема молодых специалистов была, есть и будет, - таково мнение члена правления Лиги образования России, члена правления Ассоциации лучших школ России, директора Губернаторского Светленского лицея Александра Сайбединова. - Хорошо, что в последнее время эту проблему отчетливее видят на федеральном уровне, даже объявление 2010 года Годом учителя подчеркивает актуальность проблем педагогического сообщества. Давно назрело. Ибо в третьем тысячелетии требуется совершенно иной уровень образования, школам нужен совершенно иной учитель, умеющий творчески развивать потенциал школьника, формировать в нем личность, а не только наполнять его голову знаниями.
Что ж, молодые специалисты, по зову души выбравшие профессию учителя, готовы стать другими. Об этом они рассказали в своих работах, присланных на областной этап Всероссийского конкурса «Молодой учитель». Татьяна Артемова, математик зырянской школы № 2: «Пусть мой стаж как педагога совсем невелик, но я уверена, что выбрала самую лучшую в мире профессию. И пусть не всегда и не все получается, но «еще не вечер», все еще впереди…» Лидия Медведева, учитель немецкого языка томской гимназии № 55: «От того, по какому пути пойдет сейчас наше общество, где свернет, где сделает остановку, напрямую зависит будущее страны. Есть выражение «Дети - наше будущее!», а в народе уже говорят по-другому: «Учителя - наше будущее!» Ольга Золотарева, учитель информатики и математики Синеутесовской школы: «Вам приходилось слышать, как отвечают дети, которые пропускают занятия: «А мне оно надо?» Количество таких детей по сравнению с предыдущими десятилетиями выросло. И это очень тревожно. Школа не должна быть местом, откуда хочется убежать… Я не могу знать, как сложится моя судьба учителя. Но я рада, что путь, выбранный мной, связан со школой. Это то счастье понимания «моего места», которое лишь предстоит найти моим ученикам».
Мы, как потребители образовательных услуг, тоже пока не знаем, как сложится судьба педагогического сообщества в дальнейшем. Но надеемся на внимание верхов к проблемам системы образования, на нравственное взросление общества, на становление педагогов новой формации. И, самое главное, на тех, для кого быть учителем - лучший выбор и предназначение.
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б