Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

27 01 2010Красное знамя

Тише едешь – дольше проживешь?

- Десять минут страха – и вы на месте! – успокоил меня водитель такси, видимо, заметив, что я поглядываю на часы. – Куда едем? Во сколько надо быть?

 

Еще не подозревая о том, какая меня ждет поездка, выложила полную информацию. Правда, мгновение спустя уже жалела, что согласилась на такую авантюру: ремень безопасности держался «на честном слове» (крепления были давно и безнадежно сломаны), в салоне накурено, хоть топор вешай, а чехол сиденья ободран и засален. Впрочем, эти мелочи жизни ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить за время поездки: машина летела как на крыльях, невзирая ни на желтый глаз светофора, ни на то, что мы выскакивали на тротуар. Через обещанные десять минут, взвизгнув тормозами, наша колымага остановилась у конторы, а я, выбравшись на ватных ногах наружу, трясущимися руками, расплачивалась с таксистом. Водитель и не предполагал, что клиент может быть недовольным:
- Хотите ехать с комфортом, обращайтесь в другую фирму. Но там вы заплатите совсем другие деньги! А еще лучше покупайте свою иномарку! - заявил он на упреки.
Вот уже несколько месяцев после того случая стараюсь поспешать медленно: выхожу из дома за час-полтора до очередной деловой встречи, а если и прибегаю к услугам такси, то выбор фирмы делаю уже более осознанно, учитывая отзывы знакомых. Благо выбирать есть из чего: по данным регионального управления государственного автодорожного надзора, в нашей области 4356 легковых такси, из них 3052 - отечественного производства, 1304 – иномарки. Набирается 367 перевозчиков, из них лишь четыре частных предприятия, остальные – индивидуальные предприниматели.
Говорят, хочешь жить – умей вертеться. Вот таксистов жизнь и заставляет это делать. Эксперты подсчитали, что в среднем за сутки выполняется не менее 25 тысяч заказов на поездки по городу. Даже если принять во внимание, что средняя поездка по Томску стоит 100 рублей, то получается 2,5 миллиона рублей в сутки. Плюс неорганизованный частный извоз. Представляете, какой оборот денег?
Но то считают бизнесмены, а нам, пассажирам, куда как полезнее другая статистика.
- В 2009 году по г. Томску сотрудниками ГИБДД выявлено 52524 нарушения, допущенных водителями такси. Много это или мало? Все познается в сравнении. Так, всего за прошлый год зафиксировано 179687 нарушений правил дорожного движения, - рассказывает Виталий Аплин, старший инспектор управления ГИБДД по Томской области. – Какие нарушения таксистов можно назвать самыми злостными? Статистика такова: управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – 789 случаев, выезд на встречную полосу – 2066, превышение установленной скорости – 14826, непредоставление преимущества в движении пешеходам (как правило, это происходит там, где есть нерегулируемые переходы) – 6569, нарушение правил перевозки пассажиров (к примеру, пассажир не пристегнут ремнями безопасности, детей перевозят без специально оборудованного кресла или когда пассажиров в салоне такси больше числа посадочных мест) – 2401, движение на запрещающий сигнал светофора – 1592, водитель такси сам не использует ремни безопасности – 4211, движение такси по тротуарам – 194, нарушение требований дорожных знаков – 5005 случаев.
Закономерен и вопрос, кто же за рулем такси? Мы все почему-то уверены, что таксист – непременно очень опытный водитель, обладающий прекрасной реакцией, знающий не только правила дорожного движения, но и схему города. Но руководители большинства томских таксомоторных предприятий вынуждены признать, что это далеко не всегда так. Дело в том, что, несмотря на кризис, рост безработицы, водителей такси катастрофически не хватает.
- Достаточно просмотреть газеты с частными объявлениями, бегущую строку по ТВ: водители такси требуются постоянно, - говорит Александр Ильин, водитель такси с 25-летним стажем. – Текучесть кадров огромная. Далеко не все выдерживают в этом бизнесе даже несколько лет: работа трудная, опасная. А потому, чтобы укомплектовать штат, вынуждены брать всех желающих, имеющих права. Ни о каком тестировании перед трудоустройством в большинстве мест и речи не идет: первый месяц покажет, кто на что способен.
В основном в сфере транспортных услуг работает частный бизнес. Налажен ли  предрейсовый медицинский контроль? Медосмотр есть, однако далеко не везде (как правило, в тех фирмах, где водитель получает перед рейсом путевой лист). Но, как выяснилось, и здесь есть лазейка: если владелец автомобиля – частное лицо, то на водителя составляют доверенность, а других документов в этом случае не требуется.
Безусловно, работу водителей такси легкой не назовешь – целый день в напряжении, ведь,  с одной стороны, надо максимально угодить клиенту, порой нервному, агрессивному, придирчивому, слишком разговорчивому и вместе с тем требующему не только вежливого обращения, но еще и быстрой езды. А с другой - надо не растеряться на дороге, избежать «пробок», не нарушить правила движения, не стать жертвой «чайника», так и норовящего врезаться в ближайшее авто.
- Те, кто работал в томском таксопарке в советские времена, помнят пухлые книги жалоб, - продолжает Александр Ильин. - Каждый случай, когда клиент был недоволен, руководство рассматривало с пристрастием. Нам твердили, что клиент всегда прав! Но и  водители тоже знали, что есть права и у них. Сегодня же требования к нам, таксистам, предъявляют по высшей мерке (как пассажиры, так и хозяева), а вот защиту нам  гарантируют нечасто. Наши пассажиры то норовят не рассчитаться за поездку, то хамят водителю без зазрения совести. Нередко приходится с пьяными возиться. А случается, что и нашей жизни угрожают, так что каждый день, уходя на работу, не знаешь, вернешься ли. Уже в этом году водителя такси убили в Шегарском районе...
Есть такая проблема, признают и власти, и представители бизнеса, и правоохранительные органы. Впрочем, многие справедливо замечают, что нравственное, культурное воспитание – это проблема всего общества. А что касается охраны жизни и здоровья как водителей, так и пассажиров, то тут должны четко действовать законы. 
Еще у многих на памяти случай, когда управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств по Томской области, получив информацию о том, что водитель такси продает наркотики, провело эксперимент. Факты сбыта гашиша подтвердились. Доказано, что таксист и сам употреблял наркотики. В итоге бывшего водителя такси «Авторитет» привлекли к уголовной ответственности (приговор Октябрьского районного суда г. Томска уже вступил в силу).
Не забыт и еще один случай, когда ночью водителя такси, подозреваемого в употреблении наркотиков, задержали сотрудники ГИБДД на Иркутском тракте: вилявший по дороге “ВАЗ-2105” с «шашечками» привлек внимание госавтоинспекторов. От медицинского освидетельствования 34-летний мужчина отказался, но на его руке сотрудники ДПС нашли следы от недавнего укола.
Так где гарантия, что, воспользовавшись услугами такси, не попадешь в машину к наркоману, пьянице или злостному нарушителю правил дорожного движения? По данным, озвученным в СМИ Владиславом Сухушиным, заместителем начальника Госнаркоконтроля России по Томской области, в 2009 году в области выявлено около 20 таксистов, подозреваемых в употреблении алкоголя или наркотиков. Еще большую опасность, говорят эксперты, могут нести услуги частного перевозчика, которого, по сути, вообще никто не контролирует. Несколько лет назад государство отказалось от лицензирования этого вида деятельности, и сегодня мы пришли к тому, что рынок перевозок легковыми такси для всех контролирующих структур закрыт. Проверяет таксистов только ГИБДД, и то только на предмет соблюдения правил дорожного движения. Но если в крупных таксомоторных фирмах еще хоть как-то проверяются техническое состояние автопарка и состояние здоровья водителей перед рейсом, то как обезопаситься, когда любой автовладелец может нацепить на свое авто «гребешок» и заняться частным извозом? Бывают случаи, когда нет возможности вызвать такси по телефону, а уехать срочно надо, вот и ловишь на свой страх и риск проезжающие машины с «шашечками».
По данным управления Государственного автодорожного надзора по Томской области, в прошлом году без проведения предрейсового медицинского и технического осмотра работали 217 из 367 перевозчиков (в расчет не брались фирмы, которые оказывают так называемые диспетчерские услуги, такси, которые не имеют собственного парка машин, а нанимают водителей с личными автомобилями).
Николай Тимофеев, позвонивший недавно к нам в редакцию, предложил подойти к проблеме с другой стороны, экономической, убив тем самым двух зайцев, - ограничить “теневые” перевозки, тем самым наведя порядок в таксомоторном бизнесе. Попытаемся выяснить, что мы имеем? Официально зарегистрированные таксисты платят налог, а те, кто занимается «теневыми» перевозками, не платят ничего. К тому же известно, что в нынешние времена почти всем таксующим стало выгоднее работать «вчерную», не показывая выручку. Что на этот счет предусматривает законодательство? Увы, наши ожидания не оправдались: нелегалов можно наказывать рублем, однако вряд ли кто испугается этого: за незаконный извоз штраф «тянет» лишь на сто рублей… Кроме того, контролирующие службы утверждают: даже так бороться с нелегалами сложно, ведь надо еще доказать факт незаконного предпринимательства. А какие претензии предъявишь, если бдительный водитель успел снять с машины «гребешок» с таксистской символикой?
Правда, в Госдуме области, изучая опыт других регионов, говорят, что выход есть. К примеру, в конце прошлого года  петербург-ский парламент разработал систему штрафов для таксистов, незаконно использующих символику, светографические табло и другие приборы лицензированных такси. Теперь частник или компания, не получившая аккредитацию городского транспортного комитета, не имеет права ставить на машины «гребешок» с шашечками, а значит, и дежурить на официальных стоянках в ожидании клиентов. Нелицензированные таксисты, машины которых оформлены как обычные такси, должны облагаться штрафами (частные лица - от трех до пяти тысяч рублей, неаккредитованные фирмы - до 30 тысяч). Понятно, что для того, чтобы система заработала, нужно время. А еще недюжинные усилия контролирующих служб, их взаимодействие с милицией, ГИБДД. Пока же, судя по официальным данным, больших успехов сия акция не принесла: война между лицензированными такси и «бомбилами» обострилась, ведь в кризис клиентов стало меньше как у тех, так и у других…
- И все же томские законодатели решили во главу угла поставить в первую очередь безопасность пассажиров, - заверяет Григорий Шамин, председатель правового комитета облдумы. – Управление ГИБДД по Томской области обратилось к депутатам с предложением разработать законопроект  «Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси». Для начала законопроект обсудили на заседаниях правового комитета и комитета по экономической политике Думы. Предлагается установить особые требования к организации транспортного обслуживания населения легковыми такси. Например, не разрешать выпускать на линию такси, переоборудованные без соответствующего разрешения, не допускать к управлению водителей, чей стаж менее трех лет, а также водителей, находящихся в болезненном или утомленном состоянии.
Актуальность этих требований очевидна. Так, в конце прошлого года 19-летний водитель на микроавтобусе категории В, перевозивший пассажиров с Томска-I до Подгорного, уснул за рулем. Да и нынче сотрудники ГИБДД уже сталкивались с подобным случаем: остановили такси – показалось, что водитель пьян. Но при проверке выяснилось, что  причины неадекватного поведения – усталость, недосып. Получается, идет прибыль у человека, вот он и работает в таком состоянии, подвергая опасности пассажиров.
Кроме того, народные избранники предлагают дополнить Кодекс Томской области об административных правонарушениях статьей, устанавливающей ответственность за нарушение данного порядка. Все это ради обеспечения безопасности пассажиров. За рулем должен находиться не только опытный, но и дисциплинированный водитель.
Ирина ЯКОВЛЕВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б